«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Предлог как часть речи" 7 класс

разработка урока на тему "Предлог как часть речи" в 7 классе

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока «Предлог как часть речи»

(ФГОС УМК для 7 класса , авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская)

Учитель русского языка

МБОУ Маньковская СОШ

Космина С.С.

Цели урока:

а) образовательная: способствовать осознанию отличительных признаков самостоятельных и служебных частей речи, предлога как части речи, пониманию классификации предлогов и их значений;

б) развивающая: способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи, развёртывать учебную информацию;

в) воспитательная: содействовать формированию ценностного отношения к грамотной речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

- научить определять предлоги;

- закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;

-умение отличать предлоги друг от друга по значению.

Метапредметные:

-формировать умение различать предлоги и приставки.

Личностные:

-развивать логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

Ход урока

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы? (Слайд №2)

2. Мотивация учащихся.

-Ребята! Вы, я знаю, любите решать кроссворды.

Предлагаю поработать, разгадать кроссворд, придумать название. Приём «Кроссворд»

(Слайды № 3,4)

Дети решают кроссворд, находят ключевое слово предлог

1.Скучать по вас

2. При содействии друзей

3.Читать без очков

4.Добежать до дома

5.Капли для лечения

6. Предостеречь от опасности

7.Сделал благодаря мне

3.Этап целеполагания.

-Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, запишите в тетрадь и подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель урока определяется совместно с учащимися).

Ученики отвечают:

Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)

4. Стадия осмысления

1) Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Скажите, ребята, сколько частей речи в русском языке?

(12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)

-На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?(самостоятельные и служебные)

-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?

2)Работа с учебником:

- чтение и обсуждение теоретического материала (с.27-28)

- упр. 340- устный разбор, письменное выполнение

- упр.341- конструирование словосочетаний

-упр. 342- комментированное письмо на доске и в тетрадях

- словарная работа : записать слова, данные в рамках на с.29

5. Подведение итогов:

- Что такое предлог?

- Какие отношения выражают предлоги?

6. Домашнее задание:

Параграф 52, упр.343














Самоанализ урока русского языка в 7-ом классе.

Тема: Предлог как часть речи.

Данный урок первый в разделе «Служебные части речи». С предыдущими темами не связан, но имеет большое практическое значение для изучения дальнейших тем в этом разделе.

При планировании урока были учтены особенности класса. Класс имеет средний уровень качества знаний.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учащихся

  3. Этап целеполагания

  4. Стадия осмысления

  5. Оценка результативности урока

  6. Домашнее задание. Оценивание работы.

  7. Устная рефлексия

Начало урока было максимально доброжелательным, искренним и открытым. Начало урока было организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение всего урока показывали хорошую работоспособность.

Учащиеся совместно со мной  определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где я помогала детям наводящими вопросами. Так как цели  формулировались не одним учителем, а  совместно с детьми, то дети вникли в них, и приобретение знаний стало осознанным.

Цели, предложенные детям на урок, соответствовали программным требованиям:

- знать перечень служебных и самостоятельных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;

- знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;

- уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:

1.Углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлог, выявлять их функцию.

2. Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно осуществлять оценку собственной результативности.

3. Формировать устную и письменную речь.

4. Формировать культуру умственного труда.

Основная цель – изучение предлога как служебной части речи.

Задачи:

- систематизировать изученный ранее материал о самостоятельных и служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки;

- определить значения, выражаемые предлогами;

- доказать значимость предлога как части речи.

Для достижения поставленных целей были выбраны следующие методы и приёмы:

- тема и цели урока формулировались совместно с учащимися, что обеспечивает включение учащихся в активную мыследеятельность;

Я использовала приемы активизации познавательной деятельности такие как кроссворд, прием «Знаю-Хочу знать-Узнал», прием «Синквейн».

Контроль был организован: через контроль учителя, само- и взаимоконтроль.

При построении урока пользовалась принципами:

- научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

После этого был подведен итог урока и ученикам предложено домашнее задание. Домашнее задание было закрепляющего, развивающего характера. На мой взгляд, оно было посильно для всех  детей.

Содержание урока было оптимальным,  методы обучения – словесный. Формы работы были фронтальными, индивидуальными.

Учащиеся на уроке были активными. Они показали умение продуктивно работать,  делать выводы, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.

Класс к уроку был подготовлен. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее