Конспект урока математики в 5 классе по теме
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
(урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС.
Тьютор
Дагаева Олеся Витальевна
2023 год
Технологическая карта урока
Предмет | математика |
Класс | 5 |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Системно-деятельностный подход |
Тема | Сложение и вычитание десятичных дробей |
Цель | Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма |
Основные термины, понятия | Десятичная дробь, высшие и низшие разряды десятичной дроби, сравнение десятичных дробей по разрядам. |
Планируемый результат | |
Предметные умения Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма
| Личностные УУД: -умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию – креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция в ситуации затруднения, планирование, целеполагание, Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создания способа решения проблемы. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения
|
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Групповая работа Индивидуальная работа Фронтальная работа Работа в парах
|
Книгопечатная продукция: Таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работы, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.
Технические средства обучения
|
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | - включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность; - создать положительный настрой на урок. |
Актуализация опорных знаний и умений | -актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел. |
Постановка учебной проблемы | - организация коммуникации, в ходе которой фиксируется затруднение. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | организация коммуникации, в ходе которой - согласовывается цель урока; - организуется поиск алгоритма выхода из затруднения. |
Открытие нового знания | -организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. |
Первичная проверка понимания | - организовать усвоение обучающимися нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи. |
Применение новых знаний | - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. |
Рефлексия учебной деятельности | - организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке. |
Технология изучения
| Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| ||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Организационный (этап мотивации) |
Метапредметные (УУД): умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Личностные: самоопределение, смыслообразование | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Озвучивает тему и цель урока - Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)
- Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая) - Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание) - Молодцы! Сформулируйте цели урока. (построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) - Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока) | Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. |
| ||||||||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом
Метапредметные (УУД): понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения Личностные: самоопределение, смыслообразование | Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий. - Начнем с устной работы. Задание 1. -Запишите в тетради десятичные дроби: а) пять целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная. - Сравните эти дроби. -Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел. -Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел. -Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски) -Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. | Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания. | ||||||||||||||||||||||||||||
Постановка учебной проблемы | Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни. Предметные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция.в ситуации затруднения. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. | - Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его. Задание 2. Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама? - Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин. ПЛАН Яб. – 2,7 кг Бан. – 3,580 кг 2,7 + 3,580 = ? - Проблема: как сложить десятичные дроби? |
Читают текст задачи. Обсуждают. Составляют план. | ||||||||||||||||||||||||||||
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни. Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. | - Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением? (перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел) - А нельзя ли проще выполнить вычисление?
| Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания. Выполняют действие в тетради. | ||||||||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания | Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Личностные: осознание ответственности за общее дело | - Хорошо! Откройте учебник на с.191. - Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. - Расскажите алгоритм друг другу. - Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм) Задание 3. 3,7 + 2,651= ? Уравнять количество знаков после запятой. 3,700 + 2,651 Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой. 3,700 2,561 Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую 3,700 2,561 6 261 Поставить в ответе запятую под запятой 3,700 2,561 6,261 | Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух. Составляют схему действий. Комментируют выполнение задания. | ||||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания | Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения коммуникативные: учебное сотрудничество со сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Личностные: осознание ответственности за общее дело | - Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. № 1211 - Прочитайте условие задачи. Перескажите. - Составим модель задачи на доске и в тетради. - Решим задачу с комментированием (по алгоритму). На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см 3,2 0 320 2,63 263 5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см № 1213 (а,б,г) (три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) - Прочитайте задание. - Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму. А) 0,769 + 42,389 Б) 5,8 + 22,191 Г) 8,9021 + 0,68 № 1214 (г,д,е) (три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) - Прочитайте задание. - Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму. Г) 11, 1 – 2,8 Д) 88,252 – 4,69 Е) 6,6 – 5,99 | Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.
Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму. | ||||||||||||||||||||||||||||
| | Задание 4. (устно) - Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске. - Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Ответ: 2, 4, 1, 3 | Работа в парах по восстановлению алгоритма. | ||||||||||||||||||||||||||||
Применение новых знаний | Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни Предметные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму регулятивные: контроль, коррекция, самооценка коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения | Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите. - Какое задание необходимо выполнить? - Заполните таблицы самостоятельно.
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Кто правильно выполнил задание? - Оцените себя | Осуществляют самопроверку по эталону
Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. | ||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные (УУД): Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности регулятивные: самооценка коммуникативные: аргументация своего мнения. | Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников - Удалось ли вам решить проблему урока? - Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? - Проанализируйте свою работу. (раздаются карточки рефлексии)
| Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | ||||||||||||||||||||||||||||
| | Домашнее задание будет практическое. - Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах. Даёт комментарии к домашнему заданию
| Записывают домашнее задание. |