«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» 5класс в рамках ФГОС.

Конспект урока по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". Пятый класс. В рамках ФГОС.

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки





Конспект урока математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

(урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС.









Тьютор

Дагаева Олеся Витальевна









2023 год





Технологическая карта урока


Предмет

математика

Класс

5

Тип урока


Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Системно-деятельностный подход

Тема

Сложение и вычитание десятичных дробей

Цель

Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма

Основные термины, понятия

Десятичная дробь, высшие и низшие разряды десятичной дроби, сравнение десятичных дробей по разрядам.



Планируемый результат

Предметные умения


Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей; формировать способность практического применения алгоритма















Личностные УУД:

-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию – креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач

Регулятивные УУД:

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения, планирование, целеполагание,

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создания способа решения проблемы.

Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество со сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения






Организация пространства

Формы работы

Ресурсы


Групповая работа

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Работа в парах







Книгопечатная продукция:

Таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работы, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.


Технические средства обучения








Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

- включить учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- создать положительный настрой на урок.

Актуализация опорных знаний и умений

-актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.

Постановка учебной проблемы

- организация коммуникации, в ходе которой фиксируется затруднение.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

организация коммуникации, в ходе которой

- согласовывается цель урока;

- организуется поиск алгоритма выхода из затруднения.

Открытие нового знания

-организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

Первичная проверка понимания

- организовать усвоение обучающимися нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

Применение новых знаний

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Рефлексия учебной деятельности

- организовать оценивание учащихся собственной деятельности на уроке.



Технология изучения




Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся



Организационный

(этап мотивации)


Метапредметные (УУД): умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование, целеполагание, волевая саморегуляция.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: самоопределение, смыслообразование



Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.

Озвучивает тему и цель урока

- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)


ДРОБИ

Обыкновенные Десятичные

Запись Запись, перевод

Сравнение Сравнение

Сложение и вычитание ???


- Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)

- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)

- Молодцы! Сформулируйте цели урока. (построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)





Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.













Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.



Актуализация опорных знаний и умений


Предметные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом


Метапредметные (УУД):

понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации


познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия


регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения


коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Личностные: самоопределение, смыслообразование


Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

- Начнем с устной работы.

Задание 1.

-Запишите в тетради десятичные дроби: а) пять целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная.

- Сравните эти дроби.

-Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.

-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.

-Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)

-Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.










Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.

Постановка учебной проблемы

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Предметные: умение работать с математическим текстом, владение базовым понятийным аппаратом

регулятивные:

планирование, целеполагание, волевая саморегуляция.в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.


- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.

Задание 2.

Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?

- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.

ПЛАН

Яб. – 2,7 кг

Бан. – 3,580 кг

2,7 + 3,580 = ?

- Проблема: как сложить десятичные дроби?






Читают текст задачи.

Обсуждают.

Составляют план.


Формулирование проблемы, планирование деятельности

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни.

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование, целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением? (перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел)

- А нельзя ли проще выполнить вычисление?


Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.

Выполняют действие в тетради.


Открытие нового знания

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

планирование, целеполагание, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

- Хорошо! Откройте учебник на с.191.

- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)

Задание 3.

3,7 + 2,651= ?

  1. Уравнять количество знаков после запятой.

3,700 + 2,651

  1. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

3,700

2,561

  1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая

внимания на запятую

3,700

2,561

6 261

  1. Поставить в ответе запятую под запятой

3,700

2,561

6,261

Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.

Составляют схему действий.


Комментируют выполнение задания.

Первичная проверка понимания

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни


Предметные: владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе – выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления

регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения

коммуникативные:

учебное сотрудничество со сверстниками, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.

1211

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим модель задачи на доске и в тетради.

- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см

На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см

3,2 0 320

2,63 263

5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали

Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см

1213 (а,б,г)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.

А) 0,769 + 42,389

Б) 5,8 + 22,191

Г) 8,9021 + 0,68

1214 (г,д,е)

(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)

- Прочитайте задание.

- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.

Г) 11, 1 – 2,8

Д) 88,252 – 4,69

Е) 6,6 – 5,99


Работа с учебником.

Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.





Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.



Задание 4. (устно)

- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.

- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.


Алгоритм

  1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую

  2. Уравнять количество знаков после запятой.

  3. Поставить в ответе запятую под запятой

  4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.



Ответ: 2, 4, 1, 3


Работа в парах по восстановлению алгоритма.


Применение новых знаний

Метапредметные (УУД): умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни

Предметные: анализ, синтез, выполнение действий по алгоритму

регулятивные:

контроль, коррекция, самооценка

коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения

Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

- Какое задание необходимо выполнить?

- Заполните таблицы самостоятельно.

+

0,8

1,2

0,45


-

0,2

1,5

0,04

1,2




1,8




0,6




2,2





- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

- У кого возникли затруднения при выполнении задания?

- В каком месте?

- Кто правильно выполнил задание?

- Оцените себя

Осуществляют самопроверку по эталону











Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют

допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

Рефлексия учебной деятельности

Метапредметные (УУД):

Предметные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

регулятивные:

самооценка

коммуникативные:

аргументация своего мнения.

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

- Удалось ли вам решить проблему урока?

- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

- Проанализируйте свою работу.

(раздаются карточки рефлексии)

  1. Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________

  2. Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________

  3. Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________

Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей


Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.



Домашнее задание будет практическое.

- Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.

Даёт комментарии к домашнему заданию


Записывают домашнее задание.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее