Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока: «Фразеологизмы».
Цели и задачи :
сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи;
развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умение отличать их от других единиц в потоке речи
обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: тетради, учебники, фразеологические словари, презентация (слайд – шоу), тетради для анализа текста.
Ход урока
Орг. момент, постановка целей урока.
Объяснение нового материала..
Учитель: «Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…
- Что имела в виду мама девочки? Почему Света не поняла ее? (ответы уч- ся)
- В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями , из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность , и смысл имеет все выражение в целом. Такие выражения и называют фразеологизмами или фраз. оборотами. Именно так и называется тема нашего урока. (слайд №2)
- Давайте прочитаем определения (уч-ся читает определение на экране)
- (слайд №3) Обратите внимание, на какие группы делятся фразеологизмы в русском языке. Запишите себе примеры в тетрадь.
- Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение людей к человеческим достоинствам и недостаткам. Предлагаю вам з.№1 (слайд №4)
-Определите отношение к человеку во фразеологизмах:
-мастер на все руки (трудолюбивый и умелый человек)
- работать спустя рукава (недобросовестное отношение к труду)
- семи пядей во лбу (очень умный)
- ни то ни сё (ничем не выделяющийся)
Учитель: Фразеологизмы , как уже говорили, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Фразеологизмы представляют собой сочетание одного или более слов. Во фразах нельзя произвольно заменять слова, так как в нем они теряют свою смысловую самостоятельность.
- (слайд №5) Прочитайте про себя эти выражения. «Бить баклуши» читает один уч-ся. Сделайте вывод.(В составе фразеологизма смысл имеют не отдельные слова, алишь все выражение в целом.)
-Вспомните, что такое синонимы и антонимы.
-Выполняем задание №2 (слайд №6)по вариантам:
- Подобрать к данным фразеологизмам синонимы (1 в.) и антонимы (2 в.)
-Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
- Если время позволяет, то (слайд №7)
- Вы знаете, что в разных языках есть фразеологизмы, которые имеют одинаковые значения, хотя иногда бывает трудно это определить. Давайте попробуем с вами выполнить такое задание №3 (слайд №8):
-Подберите «отечественный» фразеологический оборот к заимствован и запишите в тетради, устно поясняя значение:
1) Вилами на воде писано (все сомнительно, неясно)
2)Как сыр в масле (все хорошо, благополучно)
- Учитель: Я заявляю вам ребята, что со следующим заданием вы как пить дать справитесь. Назовите толкование данного фразеологизма. (после ответов детей нажимаю слайд№9).
- Откройте тетради для анализа текста (с. 21 № 7), найдите 2 абзац, давайте его прочитаем. Назовите фразеологизмы. Запишите этот отрывок, заменяя фразеологизмы близкими по смыслу словами.
Дети работают в тетрадях. Затем текст проверяется.
Толкование фразеологизмов:
-из рук вон плохо (очень плохо)
-взять в руки (заняться кем-либо, поговорить)
-дать по рукам (наказать)
-рукам воли не давай (не дерись)
-руку даю на отсечение (точно обещаю)
-распускать руки (драться, обижать людей)
Подведение итогов в форме фронтального опроса (слайд №11):
Что такое фразеологизм?
Что такое фразеология?
Какими признаками обладает фразеологизм?
Для чего в речи используют фразеологизмы?
Дом. задание: Доделать работу по тексту №7.
4