«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку "Время глагола" 5 класс

Разработка урока по русскому языку для учащихся 5 класса ориентированы по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА. ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

Цели: Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».

  1. Образовательные: повторить сведения о временах глагола, изученных в курсе  начальной школы, преобразовать знания учащихся по теме «Временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов», учить определять временные формы глагола.

  2. Развивающие: формировать умение употреблять глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени в речи;

  3.  Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, пропагандировать здоровый     образ жизни.



Оборудование: проектор, учебник русского языка 5 класс, мультимедийная презентация урока, Наглядный материал для актуализации знаний (Приложение №1), карточки для групповой работы (Приложение №2).

Ход урока

I Организационные моменты (Слайд 1)

- Здравствуйте, дети! Садитесь! Давайте познакомимся. Меня зовут Лилия Тагировна. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня на занятие к нам пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь и улыбнитесь друг другу.

Прочитаем хором девиз урока: «Учись, смекай, активней будь!

И к знаниям откроешь путь!» (Слайд 2)

Итак, начнём. Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

II. Орфографическая минутка (Слайд 3)

- А сейчас я вам буду читать слова, а вы будете показывать карточку. Какую гласную нужно вставить? (карточки с изображением букв Е и И)

Блестеть, собирать, замереть, расстелить, разжигать, блистать, запереть, протереть, забирать

- Запишем последнее слово: забирать

  • Какой частью речи является?

  • Давайте вспомним все, что мы знаем о глаголе?

  • Как изменяется глагол?

  • Определите вид?

  • Подберите антоним - отдавать

- Итак, главным героем нашего урока является глагол.

Глагол это часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают? В предложении является сказуемым. Изменяется по лицам и числам.

  1. Постановка проблемы

– Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?
(– Нет, наверно, он еще как-то изменяется).
– Сформулируйте вопрос к уроку.
(– Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?

– Предположите, как еще может изменяться глагол.
(– По родам, по падежам, по временам …)

  1. Работа по теме урока

Проведем исследование и выясним, как еще могут изменяться глаголы.

- Ребята, скажите какое сейчас время года? (Весна)

- Вы любите это время года? Почему? 
(Слайд 4)
1. Прочитайте стихотворение о весне, и назовите глаголы, которые встречаются.

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

- Запишите глаголы: смеётся, светит, льётся в первый столбик. (1 чел. У доски)

2. –Прочитайте ещё одно стихотворение. (Слайд 5)

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лед,

Будто раскололи.

- Запишите глаголы: потемнел, треснул, раскололи во второй столбик.

3. Прочитайте ещё одно стихотворение. (Слайд 6)

Наступят дни весенние.

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

- Запишите глаголы: наступят, растопит в третий столбик.



- На какой вопрос отвечают глаголы в 1 столбике? (Что делает?)
- На какой вопрос отвечают глаголы 2 столбика? (Что сделал?)
- На какой вопрос отвечают глаголы 3 столбика? (Что сделают? Что сделает?)



- Подумайте, по какому признаку мы распределили глаголы в три столбика? (по времени совершения действия)

Сделаем вывод: Если глаголы отвечают на вопросы Что делает? Что делают? И действие происходит сейчас, в момент речи, то эти глаголы имеют форму НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. Подпишем над гл. 1 столбика – Н.в.

Если глаголы отвечают на вопросы что сделал? Что делал? И действие уже произошло, совершено до момента речи, то эти глаголы стоят в форме ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ. Отличительной особенностью глаголов п. в. является суффикс – Л. Подпишем над 2 ст. – П.в.

Если же глаголы отвечают на вопросы Что будет делать? Что сделает? И обозначает действие которое будет происходить после момента речи, то эти глаголы БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ. Иногда добавляется глагол-связка – будет. Подпишем – Б.в.


Итак, высказывая свои мысли, суждения, мы употребляем в речи глаголы прошлого, настоящего и будущего времени.


5. Закрепление. Упражнение 654. (коллективная работа)

Задание читает ___


1.Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною. Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

2. Песня жаворонков снова зазвенели в вышине. 3. Уж теплее солнца греет… Скоро все зазеленеет: степи, рощи и леса.


- Прочтите текст про себя и подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой (Весна).


- Запишите текст в тетради.

Проверка:


2. Работа с таблицей.

Коллективная работа на доске и в тетрадях: таблицу (на карточках и на доске) заполняем примерами из текста.



Наст. вр.

Прош. Вр

Буд. Вр

Сов. вид


повеяло

зазвенели

Оденется

Зазеленеет

Засвищут


Несов. вид

Тает

Бегут

таял

Будет таять




- Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть.

Вывод: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени.


- Обратите внимание на формы будущего времени. У глаголов совершенного вида форма простая, а у глаголов несовершенного – сложная (составная).



В это время у доски 2 учащихся (индивидуальная работа)

1-й учащийся – фонетический разбор «тает»

Тает тайэт



2-й учащийся – разобрать слова по составу и определить время глагола:

Засвищут, сидят, выбирали,

Проверка


6. Физкультминутка.

- Ребята, я вижу, что вы уже устали. Давайте мы с вами чуть-чуть разомнемся, если я вам назову глаголы прошедшего времени вы должны присесть,

Настоящее время – похлопаем в ладоши

Будущее время – ходьба на месте

Ходил (п.в.), красит (н.в.), водит (н.в.), польет (б.в.), говорил (п.в.), рисует (н.в.), напишет (б.в.), прыгал (п.в.), встало (п.в.), живет (н.в.), согреет (б.в.), поет (н.в.), танцевал (п.в.), прилетят (б.в.). Молодцы!





Творческая работа. В походе.

На карточке словосочетания. Составить несколько предложений, чтобы получился рассказ.

В помощь

Замирал от восторга, разжигаем костер, пекли картошку, собирали хворост, весело поиграем, отлично отдохнули, ярко пылает (огонь)

(!!!Запись слов на доске с оцениванием)

8. Итог урока

- Чем занимались?

- Чему научились?

- Назовите времена глагола

Весна сегодня помогла нам многое вспомнить о глаголе, узнать его поближе, сделать вывод о соотношении видов глагола и времен.


Рефлексия

Ребята, у вас на столе лежат солнышки.

Если вы хорошо поняли тему урока, все было понятно, выполнили задания без затруднений, то покажите мне желтое солнышко .

Если вы не уверены в том, что все поняли и надо еще потрудиться, то покажите красное солнышко.


Домашнее задание. Упражнение 666 стр. 121











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее