Тема: Имя прилагательное.
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи и ее ролью в русском языке.
Задачи:
1.Создание условий для формирования исследовательской деятельности учащихся через включение их в учебное исследование: формировать умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи, совершенствовать умения анализировать результаты исследования, делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.
2.Развивать самоконтроль, мышление, устную и письменную речь учащихся.
3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.
Тип урока. Изучение нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинаем наш урок.
Начинается урок –
Он пойдет ребятам впрок.
2. Актуализация знаний. Мотивационный момент.
- Ребята, вспомним, что мы проходили на прошлых уроках?
- Я предлагаю вам выполнить следующее задание. Внимательно посмотрите на доску и прочитайте слова.( норка, круглый, высокая, лук, ключ, весеннее).
-Разделите слова на группы.
-Кто догадался сколько будет групп? Пишем.
-Какие слова записали в первую группу? Прочитайте.
-Почему эти слова вы объединили в одну группу? На какой вопрос отвечают? Что обозначают? Какой частью речи являются?
-Подумайте,по какому ещё признаку мы можем объединить эти слова в одну группу? Какие это слова?
-Прочитайте слова второй группы. Можем мы сказать какой частью речи они являются?
-Почему мы не можем ответить точно? С какой частью речи мы только знакомы? А о других частях речи мы что-нибудь знаем? Ребята, как вы считаете, достаточно ли нам этих знаний? Так что мы будем делать? ( приобретать новые знания).
-Откройте учебники на стр.94. Прочитайте тему урока.
-С чем мы познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся? Сформулируйте цели урока.
3. Постановка учебной задачи.
4.Открытие новых знаний.
Посмотрите на экран.
- Прочитайте предложение
- У него есть уши, хвост, шерсть.
- Как вы думаете, о каком животном идет речь в этом предложении?
( Это сделать трудно)
-Почему мы не можем дать полный ответ на поставленный вопрос?
(Нет признаков, нет слов точного описания предметов)
-Попробуйте отгадать сейчас. (У НЕГО ДЛИННЫЕ УШИ, КОРОТКИЙ, МАЛЕНЬКИЙ, КРУГЛЫЙ ХВОСТ. ЛЕТОМ ШЕРСТЬ СЕРАЯ, А ЗИМОЙ БЕЛАЯ.)
-Что помогло нам угадать? На какие вопросы отвечают слова, которые помогли угадать зверька? А что обозначают эти слова? (признак предмета).
-Ребята, обратимся к нашей таблице. Какая часть речи отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? И обозначает признак предмета? (прилагательное)
-Итак, попробуем сделать вывод : что такое имя прилагательное?
-Проверим наш ответ с правилом в учебнике. Прочитайте.
5.Первичное закрепление.
-Мы с вами вывели правило, а теперь, опираясь на это правило, потренируемся опознавать имена прилагательные.Выполним упр.1.Прочитайте слова.Назовите имена прилагательные.На какой вопрос отвечают ? Запишем прилагательные в строчку, через запятую.
-Ребята, какие задания можно придумать к этим словам?(составить предл-я, сделать звуко-буквенный анализ слова и др.)
6.Физминутка
7.Открытие новых знаний.
- Посмотрите на экран. Перед вами два текста. Прочитайте.
Наступила весна. Наступила ранняя весна
Тает снег. Тает последний снег.
Журчат ручьи. Журчат говорливые ручьи.
Светит солнце. Светит ласковое солнце.
Летят птицы. Летят голосистые птицы.
- О чем первый текст? (О весне)
- О чем второй текст? ( О весне)
- Можно ли эти тексты считать одинаковыми?
- Докажите, чем первый текст отличается от второго?
- Какой текст больше нравится? Почему?
- Какую роль играют в речи имена прилагательные?
ВЫВОД: Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, понятной.Имя прилагательное служит для красоты описания предмета.
-Да, прилагательные делают нашу речь более красочной, выразительной.
-Выпишем из второго текста словосочетания с именем прилагательным.
-Зададим вопросы к прилагательным.
-Догадайтесь о ком идёт речь: мохнатый, бурый, косолапый; спелое, круглое, сочное.
-А как догадались? По каким признакам мы определили предмет? (цвет, форма, вкус)
-Поиграем в игру, я называю признак, а вы мне говорите какой предмет подойдёт к этому описанию.
-Круглый (мяч, апельсин и т. д)
-Из перечисленных нами предметов мы некоторые отсеем.
-Зелёный.(апельсин может быть зелёным?)
-Сладкий.
-А сейчас возьмите листочки, которые я для вас приготовила, посмотрите, что за слово там написано и попробуйте загадать при помощи имён прилагательных этот предмет. А мы попробуем его отгадать. Работа в парах.
-Когда я раздавала карточки, немного схитрила, я каждому ряду загадала одинаковые слова.Сейчас, когда один из вас будет читать, остальные смотрят, такие же подобрали слова? Дополняют.
- Итак, какие слова мы подобрали, чтобы точно описать предмет? Какой частью речи являются эти слова?
-Вывод: для чего же нам ещё нужны имена прилагательные? (точности описания)
6. Рефлексия.
-Какие цели ставили?
-Удалось решить поставленные цели?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?