«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока русского языка по теме "Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных"

Конспект урока русского языка по теме "Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБОУ «Гимназия №1»

г. Липецка

ФИО учителя

Менская Марина Александровна

Предмет

Русский язык

Класс

4

Автор учебника

Р.Н.Бунеев «Русский язык»

Тема урока

Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных.

Тип урока

Урок закрепления изученного

Технология

деятельностного подхода,

проблемное обучение;

разноуровневое обучение;

 коллективную систему обучения;

 исследовательские методы в обучении;

  обучение в сотрудничестве ;

информационно-коммуникационные технологии;

 здоровьесберегающие технологии.

Технологическая карта урока

Тема урока

Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных.


Цели урока

  • Совершенствование умений писать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных,

  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций: анализ, обобщение, сравнение; расширение словарного запаса

  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Планируемый результат обучения

Раскрыть базовые национальные ценности:

патриотизм, искусство и литература, природа.

Личностный результат

- формировать способность к самооценке;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

Познавательные УУД

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

Коммуникативные УУД

- формировать собственное мнение,

умение вести диалог и работать в группах.

Регулятивные УУД

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Мотивирование к учебной деятельности и актуализация знаний.



– Откройте тетрадь.

– Напишите дату, «Классная работа».


1. Минутка чистописания

- На предыдущем уроке мы писали самую часто используемую букву русского алфавита. Это буква о.

- Сегодня мы будем писать самую редкую букву – ф. Она настолько редкая, что в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин использовал её только три раза, а в «Сказке о мёртвой царевне» её нет совсем.


2. Отгадайте загадку:

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.

(В. Агафонов)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.


3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.



II. Формулирование проблемы.


- Верно, это прилагательные.


– Прочитайте ключевые слова сегодняшнего урока.


- Определите тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим?

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока, определяли цели)


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

III. Развитие умений. Обобщение и систематизация изученного.

3. Орфоэпическая работа.

- Поставьте ударение в словах:

слИвовый кУхонный оптОвый Августовский

- К какой части речи относятся все эти слова?

Как вы определяете части речи? (По вопросам)

4. Словарная работа.

- Найдите среди словарных слов слово, в котором все согласные звуки твёрдые простор. Образуйте от него однокоренное прилагательное:

Просторпросторный

- Разберите по составу прилагательное.

-Составьте словосочетание с существительным класс в П.п. ( в просторном классе), выделите окончание.


5. Работа с изучаемым материалом

Упр. 226 учащиеся выполняют на доске и в тетрадях.


6. Работа с текстом в парах.

–Прочитайте текст.


По ходу чтения вставьте пропущенные окончания прилагательных.


(1)Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов с детства был очень любознательным. (2)Всё волновало пытливый ум: откуда появляются тучи? (3)Почему луна меняет свой облик, превращается в месяц, а потом становится круглой? (4)Что за таинственн__ сияние загорается в зимн__ночи на небе? (5)А что в самом центре Земли находится?

(6)Грамотные люди подсказали мальчику: « Надо прочитать много книг, чтобы получить глубокие знания». (7)Отец Ломоносова хотел, чтобы сын продолжал его рыбацк__дело, но Михаил мечтал учиться. (8)В 19 лет он зимой, пешком ушёл в Москву, чтобы сесть за парту с детьми вдвое младше него. (9)Ломоносов учился так усердно и успешно, что его отправили в Петербург, а потом за границу, к передовым учёным того времени. (10)Множество наук изучил Ломоносов, но так и не получил ответы на свои детские вопросы.

(11)И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам. (12)Мы и сегодня пользуемся его открытиями в физике, химии, астрономии, геологии. (13)Главный университет страны основан Ломоносовым и носит его имя. (14)Не теряйте своей любознательности, оставайтесь верными своей мечте — и тогда вы тоже сможете совершить свои великие открытия!

 

(По В. Воскобойникову)


- Всё ли вам было понятно?

- Кто изображён на этойкартине?


- А ещё Ломоносов был поэтом и художником. Он не только рисовал, но и создавал мозаИчные панно.

В городе Липецке есть улица Ломоносова.

Россияне гордятся своим соотечественником.


- Определите и запишите основную мысль текста. (14 предложение)


-Какие окончания вставили на месте пропусков?


- Как вы понимаете слово грамотные из 6-го предложения? Запишите своё объяснение (образованные)


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



- Найдите в 1-м предложении прилагательное, где все согласные звуки мягкие (великий). Выполните фонетический разбор этого слова.


Из второго абзаца выпишите все имена прилагательные с именами существительными, к которым они относятся

(грамотные люди, глубокие знания, рыбацкое дело,

к передовым учёным, на детские вопросы).

Выделите окончания прилагательных, обозначьте орфограмму.


Найдите среди выписанных прилагательное в единственном числе. Определите его род и падеж (рыбацкое - ср.р., В.п.)


- Составьте схему 10-го предложения.

[= ___, но =].

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

7. - Прочитайте пословицу, подберите подходящее прилагательное. Как можно назвать эту пару прилагательных? (Антонимы)


Какие окончания вы напишите?

В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой растеряешь.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать свою работу в соответствии с поставленными целями.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



IV. Итог урока.



– Вспомните ключевые слова темы и сформулированную вами цель.

– Сделайте краткий вывод о том, чему ещё новому вы научились по этой теме.


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?






V. Домашнее задание.


Повторить теоретический материал об имени прилагательном (с.58 №1)



Картина "Юноша Ломоносов на пути в Москву".


Автор:
    Кисляков Николай Иванович 

Датировка:
    1951 г. 



1711-1765

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее