МБОУ «Гимназия №1»
г. Липецка
ФИО учителя | Менская Марина Александровна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Автор учебника | Р.Н.Бунеев «Русский язык» |
Тема урока | Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных. |
Тип урока | Урок закрепления изученного |
Технология | деятельностного подхода, проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; исследовательские методы в обучении; обучение в сотрудничестве ; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. |
Технологическая карта урока
Тема урока | Применение правил правописания: безударные окончания имён прилагательных.
|
Цели урока |
|
Планируемый результат обучения | Раскрыть базовые национальные ценности: патриотизм, искусство и литература, природа. Личностный результат - формировать способность к самооценке; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата Познавательные УУД - проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям Коммуникативные УУД - формировать собственное мнение, умение вести диалог и работать в группах. Регулятивные УУД - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство. |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Мотивирование к учебной деятельности и актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Напишите дату, «Классная работа». 1. Минутка чистописания - На предыдущем уроке мы писали самую часто используемую букву русского алфавита. Это буква о. - Сегодня мы будем писать самую редкую букву – ф. Она настолько редкая, что в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкин использовал её только три раза, а в «Сказке о мёртвой царевне» её нет совсем. 2. Отгадайте загадку: У существительных подчас | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника.
|
II. Формулирование проблемы.
| - Верно, это прилагательные.
– Прочитайте ключевые слова сегодняшнего урока.
- Определите тему нашего урока.
- Какие цели мы поставим? – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока, определяли цели)
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III. Развитие умений. Обобщение и систематизация изученного. | 3. Орфоэпическая работа. - Поставьте ударение в словах: слИвовый кУхонный оптОвый Августовский - К какой части речи относятся все эти слова? Как вы определяете части речи? (По вопросам) 4. Словарная работа. - Найдите среди словарных слов слово, в котором все согласные звуки твёрдые простор. Образуйте от него однокоренное прилагательное: Простор – просторный - Разберите по составу прилагательное. -Составьте словосочетание с существительным класс в П.п. ( в просторном классе), выделите окончание.
5. Работа с изучаемым материалом Упр. 226 учащиеся выполняют на доске и в тетрадях.
6. Работа с текстом в парах. –Прочитайте текст.
По ходу чтения вставьте пропущенные окончания прилагательных.
(1)Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов с детства был очень любознательным. (2)Всё волновало пытливый ум: откуда появляются тучи? (3)Почему луна меняет свой облик, превращается в месяц, а потом становится круглой? (4)Что за таинственн__ сияние загорается в зимн__ночи на небе? (5)А что в самом центре Земли находится? (6)Грамотные люди подсказали мальчику: « Надо прочитать много книг, чтобы получить глубокие знания». (7)Отец Ломоносова хотел, чтобы сын продолжал его рыбацк__дело, но Михаил мечтал учиться. (8)В 19 лет он зимой, пешком ушёл в Москву, чтобы сесть за парту с детьми вдвое младше него. (9)Ломоносов учился так усердно и успешно, что его отправили в Петербург, а потом за границу, к передовым учёным того времени. (10)Множество наук изучил Ломоносов, но так и не получил ответы на свои детские вопросы. (11)И тогда, вернувшись в Россию, он стал отвечать на эти вопросы сам. (12)Мы и сегодня пользуемся его открытиями в физике, химии, астрономии, геологии. (13)Главный университет страны основан Ломоносовым и носит его имя. (14)Не теряйте своей любознательности, оставайтесь верными своей мечте — и тогда вы тоже сможете совершить свои великие открытия!
(По В. Воскобойникову) - Всё ли вам было понятно? - Кто изображён на этойкартине? - А ещё Ломоносов был поэтом и художником. Он не только рисовал, но и создавал мозаИчные панно. В городе Липецке есть улица Ломоносова. Россияне гордятся своим соотечественником. - Определите и запишите основную мысль текста. (14 предложение) -Какие окончания вставили на месте пропусков? - Как вы понимаете слово грамотные из 6-го предложения? Запишите своё объяснение (образованные) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Найдите в 1-м предложении прилагательное, где все согласные звуки мягкие (великий). Выполните фонетический разбор этого слова. Из второго абзаца выпишите все имена прилагательные с именами существительными, к которым они относятся (грамотные люди, глубокие знания, рыбацкое дело, к передовым учёным, на детские вопросы). Выделите окончания прилагательных, обозначьте орфограмму. Найдите среди выписанных прилагательное в единственном числе. Определите его род и падеж (рыбацкое - ср.р., В.п.) - Составьте схему 10-го предложения. [= ___, но =].
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
7. - Прочитайте пословицу, подберите подходящее прилагательное. Как можно назвать эту пару прилагательных? (Антонимы)
Какие окончания вы напишите? В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой растеряешь. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать свою работу в соответствии с поставленными целями. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
IV. Итог урока.
|
– Вспомните ключевые слова темы и сформулированную вами цель. – Сделайте краткий вывод о том, чему ещё новому вы научились по этой теме.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
V. Домашнее задание.
| Повторить теоретический материал об имени прилагательном (с.58 №1) |
|
|
1711-1765