Технологическая карта урока
Тема: «Как собрать и разобрать слово»
(русский язык)
Цели деятельности учителя: актуализировать знания о понятии «родственные слова»; научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
Тип урока: ОНЗ
Планируемые результаты
предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса;
личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
Оборудование: учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; рабочая тетрадь «Русский язык» Л.Ф. Климанова, 2 класс, 2 часть; презентация к уроку.
№ | Этап урока
| Время | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1.
| Организацион -ный момент | 1 | Прозвенел для нас звонок Начинается урок
-Ребята, прочитайте на слайде , какая нам сегодня предстоит работа?
| Ученики настраиваются на урок
Доказывать, исправлять, вспоминать, наблюдать, помогать, думать |
|
1. | Актуализация знаний Орфографичес- кая работа
|
| Минутка чистописания. -Прочитайте стихотворение
Р..чной, л..сной, г..ристый, М..рской, р..дной, л…систый. Проверь слова, да не сп..ши, Красиво, грамотно сп..ши!
-Какую орфограмму мы сегодня повторяем? -Можно ли проверить пропущенные гласные? Как? - Я вижу два слова, которые очень похожи. Одинаковые ли гласные надо писать? -Докажите. (спиши- спишет, спеши- спешка)
-Расскажите правило. -Спишите стихотворение, подчеркивая безударные гласные.
-Проверка по образцу( на доске).Оценка работы ! + - |
Писать каллиграфически.
Безударная гласная в слове
Нет.(е,и) |
Р: принимают и сохраняют уч задачу
|
2.
3.
4 | Самоопределение к деятельности
Выявление места и причины затруднения
Работа с учебником, стр. сорок два
Построение проекта выхода из затруднения, открытие нового знания
Упражнение 56(учебник)
Упражнение №56
Сообщение профессора Самоварова
|
| - Посмотрите на доску. - Прочитайте слово ПАРТА - И чего же состоят слова? (из букв, слогов, звуков) Верите ли вы, что… … что слово можно разобрать на части? ….что у слов бывают родственники? ..что у слов, как у растений есть корень? ..некоторые слова растут из одного корня? - Мы вернемся к этим вопросам в конце урока. А сейчас… -Помогите мне собрать модель машины. - Разбери модель - Что мы сделали? (собрали и разобрали модель машины) -Спасибо. Ты мне помог показать ребятам, чем примерно мы будем заниматься на уроке, но только все мы это будем делать со словами. - Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (собирать и разбирать слова) -Какие вопросы появились? - Сформулируйте тему урока. (Как собрать и разобрать слово) -Поставьте цели урока . ( Научиться находить части в слове, собирать слова из частей, познакомиться с названием каждой части).
- Откройте учебник на с. 42. Как называется раздел? (Состав слова) - Прочитайте тему урока. (Как собрать и разобрать слово) - Прочитаем сообщение профессора Самоварова. -Какой секрет открыл профессор?(Слова можно разбить на части) - Почему надо знать эти части? (Чтобы понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать). - О чём спросила Аня? (Из каких частей состоит слово?) - Прав ли Ваня? (Частично, т.к. он ещё пока не знает, о каких частях сказал профессор). - Мы с вами сегодня убедимся, что Ваня поторопился с ответом, и узнаем, из каких частей ещё может состоять слово.
Физкультминутка
Упражнение 56(учебник) - Прочитайте песенку на стр. 42. -Это маленькое стихотворение – колыбельная песенка. -Кого зовут качать деточку? (кота, котика) -Как по-разному называют кота? -Почему? (это ласковые слова, хотят задобрить кота) - Можем ли мы их назвать словами- родственниками? - Почему? (имеют общую часть, общее значение)
- Выпишите родственные слова подчеркните в них общую часть. Котя, котенька, коток, котик. - Какую часть выделим? (кот) Сообщение профессора Самоварова - Давайте прослушаем, что нам об этом говорит профессор Самоваров, Ваня и Аня. - Как называется общая часть родственных слов? (Корень) -Посмотрите, как обозначается корень на письме. (дуга) - Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные) - Назовите корень в выписанных вами словах. (кот) - Что поняла Аня?( Родственные слова как бы вырастают из одного корня) -Вы согласны с ней? - Верно , ли Ваня подобрал однокоренные слова с корнем свет? (Свет, светить, светлый)
| Отвечать на вопросы, повторять ранее изученный материал.
Анализировать, отвечать на вопросы.
Выполнять пис.грамм.упр.
Делать вывод.
Отвечать на вопросы.
|
К: участвуют в учебном диалоге; строят реч. высказывания.
П.: формулировать вывод на основе выделения существенных признаков.
Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
К: фор-е умения работать в группах, слушать партнёра, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
3. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Упражнение 57
работа в парах |
|
Упражнение 57 -Над следующим упражнением поработаем в парах. Давайте повторим правила работы в парах. Работать должны оба; Один говорит, другой слушает; Своё несогласие высказывай вежливо; Если не понял, переспроси - Внимательно прочитайте слова. Вместе с соседом распределите их в три группы и выпишите. Выделите корень в каждом слове.
-Проверка - Прочитай, какие слова записали в первую группу? Во вторую? В третью? |
Выполнять письм.грам. упр. Строить реч.выс.
| К: участвуют в учебном диалоге; строят реч. Высказывания. Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия. |
4. | Самостоятельная работа |
| Задание на карточке
-Подчеркните карандашами разных цветов три группы родственных слов. Выделите корень в словах.
Сад, дубовый, ходить, садовник, дуб, ход, дубок, садовый, садик, ходовой
Сад, садовник, садовый, садик Дубовый, дуб, дубок Ходить, ход, ходовой
-Сколько слов каждого цвета получилось?
-Оцените свою работу. |
|
|
4. | Итог урока. Рефлексия
|
| - Вернемся к началу урока. Верите ли вы, что… … что слово можно разобрать на части? ….что у слов бывают родственники? ..что у слов, как у растений есть корень? ..некоторые слова растут из одного корня? - Подведем итог -Какую цель ставили? -Достигли ли вы цели? Как называется общая часть родственных слов? (Корень) -Посмотрите, как обозначается корень на письме. (дуга) - Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)
Д/з:Выучить понятие –однокоренные слова. Составить как можно больше слов с корнями 1 ряд: -мор- 2 ряд: -вод- 3 ряд: - лес- | Обобщать изученное.
| Л: самооценка; П: рефлексия способов и условий действий. |
Напечатать 5 штук (самостоятельная работа)
-Подчеркните карандашами разных цветов три группы родственных слов. Выделите корень в словах.
Сад, дубовый, ходить, садовник, дуб, ход, дубок, садовый, садик, ходовой
|
|
-Подчеркните карандашами разных цветов три группы родственных слов. Выделите корень в словах.
Сад, дубовый, ходить, садовник, дуб, ход, дубок, садовый, садик, ходовой
|
-Подчеркните карандашами разных цветов три группы родственных слов. Выделите корень в словах.
Сад, дубовый, ходить, садовник, дуб, ход, дубок, садовый, садик, ходовой
|
|
-Подчеркните карандашами разных цветов три группы родственных слов. Выделите корень в словах.
Сад, дубовый, ходить, садовник, дуб, ход, дубок, садовый, садик, ходовой
|
Тема урока:
«Как собрать
и разобрать слово»
Цель урока:
Научиться находить части слова, собирать слова из частей.
Игра: «Снежная сказка»
Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или?..-снеж-, хлопните в ладоши.
|
|