«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку

урок по русскому языку. Имя сущестивительное. Урок закрепление. 3 класс

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по русскому языку 3 в класса.

Учитель: Шуванова Инна Сергеевна

Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.

Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся о числе имён существительных.

Задачи:

Предметные:   познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа;   совершенствовать умение изменять имена существительные по числам.

Метапредметные:     

Образовательные: 
- расширить знания об имени существительном, изменении имен существительных по числам; 
- учить использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений.

Развивающие: 
- развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить различные способы её решения; 
- развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать; 
- развивать мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения), коммуникативные качества; 
- развивать умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой; 
- формировать коммуникативную компетенцию; 
- формировать межпредметные связи.

Воспитательные: 
- воспитывать любознательность; 
- воспитывать мотивации к учению. 
- воспитывать культуру диалога и умение работать в группе. 
- формировать коммуникативную компетенцию; 
- формировать межпредметные связи.

Личностные:

- формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к  учебному материалу;

- учить осуществлять классификацию по самостоятельно найденному основанию;

- учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент










Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парты сели, На меня все посмотрели, И работать захотели.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.


– Откроем тетради, запишем дату, классная работа.

Здороваются. Усаживаются









Минутка чистописания.







Словарная работа


(На доске записаны слова.)

Игра «Найди пропущенную букву»

Лы…и, …ук, …ираф, е…

- Какой одинаковый звук пропущен в этих словах?

- Какой буквой он обозначается на письме?

- Спишите, продолжив закономерность

ЖжЖ ж жЖж ж


-Сейчас будем писать словарный диктант. Обратите внимание на экран. Я вам буду называть слово, а вы записываете его, вставляя пропущенные буквы.




- Ж

Актуализация знаний


- Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем?

- Что вы узнали об имени существительном? На доске карточки, их нужно составить в правильном порядке.


написано на доске

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ЭТО____________________

ОБОЗНАЧАЕТ___________

ОТВЕЧАЕТ______________

ИЗМЕНЯЕТСЯ___________

В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто? Что? Бывает м.р ж.р. ср.р. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим или второстепенным.


-Имя существительное

Формулировка темы и цели урока.

















Работа по теме урока

Я вам диктую слова, а вы их распределите в 2 столбика. Один учащийся к доске, остальные записывают в тетради.(ёлка, дружба, подарки, сани, зима, Снегурочка, игрушки, каникулы, молоко, щи, карандаши, шары, тетради.)

-Что объединяет все слова?


-На какие 2 группы можно распределить слова?




– Что обозначает существительное в «единственном числе»?

– Что обозначает существительное во «множественном числе»?

– О чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Чему будем учиться?



– А теперь давайте изменим существительные каждой группы по числам.

– Единственное превратим во … (множественное): (на доске слова)

Снегурочка – снегурочки, елка – елки, зима – зимы.

– Слово «дружба»… Одна дружба, но можем сказать много «дружб»?

– Что скажем про это слово?

– А теперь существительные во множественном числе превратим в существительные в единственном числе.

-Карандаши – карандаш, шары – шар, тетради – тетрадь.

– Слово «сани»… Поставьте в единственное число! Говорим мы «одна сань»? Что скажем про слово «сани»?

-Все ли имена существительные можно изменять по числам?

– Да, ребята, имена существительные изменяются по числам, но есть в русском языке такие существительные, которые имеют форму только одного числа и по числам не изменяются.


-Посмотрите на экран.

Ед.ч.: небо, кофе, кафе, эскимо, метро, кино, здоровье.

Мн.ч.: брюки, ножницы, обои, каникулы, сутки, шахматы. макароны.


-На доске записаны слова. Запишите существительные в три столбика.

Гвоздь, ножницы, сметана, утюг, брюки, марка, хвоя, деньги, молоко, собака, сани, ботинок, соль., бег, чернила. Можно записать номер столбика и рядом слово.

1)Употребляются только в единственном числе

2)Употребляются только во множественном числе

3)Изменяются по числам







-Являются именем существительного.

– Существ. единственного и множественного числа.





- О числе имён существительных. Изменению имён существ.







- Нет.


- Нет множественного числа.






- У него нет формы единственного числа.

- Нет


Физминутка

Видео


Работа по теме урока


Упражнение по вариантам.

-Обратите внимание на экран. Для каждого варианта я приготовила слова. Вам нужно определить число имени существительного. На парте лежат чистые листочки, на листе необходимо записать слово и рядом с ним определить число и записать его.

1вариант:

2 вариант

3 вариант

крики рыбак гусь бегемоты воин дворец карта месть


вышка жалоба овощи институт конфета баран домики джинсы

вилки костюм буфет синяки пение воробей вождь гигант




Обобщение и систематизация знаний.


-На парте у вас лежат тексты. Вам необходимо разделить текст на предложения и записать его в тетрадь. Вставить пропущенные буквы там, где это необходимо, и раскрыть скобки. Подчеркнуть орфограммы. 1 вариант: подчеркните существительные во множественном числе, а 2 вариант в единственном числе.

Х..р..шо в..сной (в) г..рах на з..лёных склонах п..стреют ранние цв..ты они тянут св..и г..л..вки (к) солнцу и жадно п..ют его лучи встали пуч..ки сухих трав вот из серых скал вып..лзла туч.. пот..мнела мес..ность посыпал к..лючий сне.. и гра.. прошла туч.. солнцу с..ело сн..жок запели птицы цв..ты раскрли св..и вазоч..ки вес..ло зажужжали жуки и пчёлы.

- На экране записан текст в правильном виде. Обменяйтесь парами и проверьте задание. Если неправильно поставлен знак, либо буква, зачеркните.

-Прочитайте слова в единственном и во множественном числе.



Итог урока






















Рефлексия

- Что нового сегодня на уроке узнали про имя существительное?

-Добавились ли у вас знания о существительном?

Какие же тайны скрывает число имён существительных?













-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном?




- Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. Какое у вас настроение после урока русского языка?

-Всем спасибо за урок. До свидания.



-Есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.

- Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.



Учитель:

Методист:

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее