Конспект урока по русскому языку 3 в класса.
Учитель: Шуванова Инна Сергеевна
Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.
Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся о числе имён существительных.
Задачи:
Предметные: познакомить учащихся с существительными, которые употребляются только в форме единственного и множественного числа; совершенствовать умение изменять имена существительные по числам.
Метапредметные:
Образовательные:
- расширить знания об имени существительном, изменении имен существительных по числам;
- учить использовать в работе раннее полученные знания на основе личных наблюдений.
Развивающие:
- развивать умения учащихся ставить учебную задачу и находить различные способы её решения;
- развивать познавательную и творческую активность, умение наблюдать;
- развивать мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения), коммуникативные качества;
- развивать умения выражать свои мысли, работать с дополнительной литературой;
- формировать коммуникативную компетенцию;
- формировать межпредметные связи.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность;
- воспитывать мотивации к учению.
- воспитывать культуру диалога и умение работать в группе.
- формировать коммуникативную компетенцию;
- формировать межпредметные связи.
Личностные:
- формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;
- учить осуществлять классификацию по самостоятельно найденному основанию;
- учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Организационный момент
| Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Тихо девочки за парты сели, Тихо мальчики за парты сели, На меня все посмотрели, И работать захотели. -Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Александровна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я.
– Откроем тетради, запишем дату, классная работа. | Здороваются. Усаживаются
| |||||||
Минутка чистописания.
Словарная работа
| (На доске записаны слова.) Игра «Найди пропущенную букву» Лы…и, …ук, …ираф, е… - Какой одинаковый звук пропущен в этих словах? - Какой буквой он обозначается на письме? - Спишите, продолжив закономерность ЖжЖ ж жЖж ж
-Сейчас будем писать словарный диктант. Обратите внимание на экран. Я вам буду называть слово, а вы записываете его, вставляя пропущенные буквы. |
- Ж | |||||||
Актуализация знаний
| - Какую большую тему мы с вами сейчас изучаем? - Что вы узнали об имени существительном? На доске карточки, их нужно составить в правильном порядке.
написано на доске ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ЭТО____________________ ОБОЗНАЧАЕТ___________ ОТВЕЧАЕТ______________ ИЗМЕНЯЕТСЯ___________ В ПРЕДЛОЖЕНИИ_______ Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы Кто? Что? Бывает м.р ж.р. ср.р. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим или второстепенным. |
-Имя существительное | |||||||
Формулировка темы и цели урока.
Работа по теме урока | Я вам диктую слова, а вы их распределите в 2 столбика. Один учащийся к доске, остальные записывают в тетради.(ёлка, дружба, подарки, сани, зима, Снегурочка, игрушки, каникулы, молоко, щи, карандаши, шары, тетради.) -Что объединяет все слова?
-На какие 2 группы можно распределить слова?
– Что обозначает существительное в «единственном числе»? – Что обозначает существительное во «множественном числе»? – О чем будем говорить на сегодняшнем уроке? -Чему будем учиться?
– А теперь давайте изменим существительные каждой группы по числам. – Единственное превратим во … (множественное): (на доске слова) Снегурочка – снегурочки, елка – елки, зима – зимы. – Слово «дружба»… Одна дружба, но можем сказать много «дружб»? – Что скажем про это слово? – А теперь существительные во множественном числе превратим в существительные в единственном числе. -Карандаши – карандаш, шары – шар, тетради – тетрадь. – Слово «сани»… Поставьте в единственное число! Говорим мы «одна сань»? Что скажем про слово «сани»? -Все ли имена существительные можно изменять по числам? – Да, ребята, имена существительные изменяются по числам, но есть в русском языке такие существительные, которые имеют форму только одного числа и по числам не изменяются.
-Посмотрите на экран. Ед.ч.: небо, кофе, кафе, эскимо, метро, кино, здоровье. Мн.ч.: брюки, ножницы, обои, каникулы, сутки, шахматы. макароны.
-На доске записаны слова. Запишите существительные в три столбика. Гвоздь, ножницы, сметана, утюг, брюки, марка, хвоя, деньги, молоко, собака, сани, ботинок, соль., бег, чернила. Можно записать номер столбика и рядом слово.
|
-Являются именем существительного. – Существ. единственного и множественного числа.
- О числе имён существительных. Изменению имён существ.
- Нет.
- Нет множественного числа.
- У него нет формы единственного числа. - Нет
| |||||||
Физминутка | Видео |
| |||||||
Работа по теме урока
Упражнение по вариантам. | -Обратите внимание на экран. Для каждого варианта я приготовила слова. Вам нужно определить число имени существительного. На парте лежат чистые листочки, на листе необходимо записать слово и рядом с ним определить число и записать его.
|
| |||||||
Обобщение и систематизация знаний.
| -На парте у вас лежат тексты. Вам необходимо разделить текст на предложения и записать его в тетрадь. Вставить пропущенные буквы там, где это необходимо, и раскрыть скобки. Подчеркнуть орфограммы. 1 вариант: подчеркните существительные во множественном числе, а 2 вариант в единственном числе. Х..р..шо в..сной (в) г..рах на з..лёных склонах п..стреют ранние цв..ты они тянут св..и г..л..вки (к) солнцу и жадно п..ют его лучи встали пуч..ки сухих трав вот из серых скал вып..лзла туч.. пот..мнела мес..ность посыпал к..лючий сне.. и гра.. прошла туч.. солнцу с..ело сн..жок запели птицы цв..ты раскрли св..и вазоч..ки вес..ло зажужжали жуки и пчёлы. - На экране записан текст в правильном виде. Обменяйтесь парами и проверьте задание. Если неправильно поставлен знак, либо буква, зачеркните. -Прочитайте слова в единственном и во множественном числе.
|
| |||||||
Итог урока
Рефлексия | - Что нового сегодня на уроке узнали про имя существительное? -Добавились ли у вас знания о существительном? Какие же тайны скрывает число имён существительных?
-Чем отличаются существительные в единственном числе от существительных во множественном?
- Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. Какое у вас настроение после урока русского языка? -Всем спасибо за урок. До свидания. |
-Есть имена существительные которые употребляются только в форме единственного числа и есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа. - Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов. |
Учитель:
Методист: