«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по русскому языку 2 класс по теме "Перенос слов"

Урок русского языка во втором классе на котором выделяются правила переноса слов.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок по русскому языку, 2 класс

Учитель : Созыкина Н. П., учитель начальных классов.

Тема. Как переносить слова с одной строки на другую.

 Цели: Продолжить знакомство учащихся с правилами переноса слов и систематизация известных знаний.

Задачи:

· Закреплять умение делить слова на слоги.

· Обратить внимание на значимость гласных звуков при определении количества слогов.

· Учиться переносить слова с одной строки на другую.

  • Развивать правильную грамотную устную речь, мышление, память, воображение.

  • Развивать умение различать в слове количество слогов по количеству гласных звуков. 

  • Воспитывать интерес к родному языку, изучению русского языка, умение слушать и слышать других.

  •  Воспитывать интерес к предмету, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Личностные: - проявление творческого отношения к процессу обучения;

- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме. Познавательные: - умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

 - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные: - умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 - умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: - умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 





Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

1.Приветствие учителя

-На каждом уроке русского языка мы открываем новые знания. И сегодня урок не исключение. Нам предстоит открыть новые секреты русского языка. Надеюсь, что урок принесёт вам радость познания.

2. Минутка чистописания.

А сейчас тетрадь открыли

И как надо положили

Сядьте прямо , не кривитесь,

За работу все примитесь.

Волшебные мешочки возьмите

На головку положите.

Запишите все число , классная работа.

СЛАЙД 2

 - Внимательно посмотрите на данный ряд букв. Одна буква здесь лишняя, объясните почему? П,Р,К,Ь,Т

-Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания?

- Расскажите про букву « ь».

Мы напишем

МЯГКИЙ ЗНАК

Нежной капелькой,

Вот так:

Букву

Капелька

Смягчит –

Слово

Мягко прозвучит…

-Подчеркните самую красивую букву.

3. Словарная работа.

-Переходим к словарной работе.

-Я читаю загадку. Вы записываете отгадку

Один человек выполняет задание на доске.

1. Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

2.Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его (ветер).

3.Ствол белеет, шапочка зеленеет (береза).

4. Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (яблоко)

5. Белый камень

В воде тает (сахар).

6. Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это? … (дорога).

- Давайте проверим, все ли слова записали верно.

Слайд 3

Просигнальте светофором.

3.Знакомство с новым словом.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Посмотрите на листок. Какого он цвета? А где можно встретить этот цвет в окружающем мире?

На доске карточка со словом :Жёлтый .

- Посмотрите на слово и скажите, Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на ме­сте звука О.)

-Закройте глаза, напишите слово мысленно. А сейчас запишите слово в тетрадь.

Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)

- Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)

Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

СЛАЙД 4

- Ребята ,к нам на урок сегодня прилетела лесная гостья. Отгадайте ,кто это?

Загадка про сороку, на слайде сорока.

Слайд 5

- Сорока прилетела к вам с сообщением. Давайте прочитаем письмо. «Помогите мне узнать: все ли лесные жители приготовились к встрече со мной. Зима.»

Целевая установка.

СЛАЙД 6

-Ну что, поможем Зиме. Итак , мы отправляемся в лес. Нашим проводником будет Лесовик. Он поведёт нас лесными тропами, чтобы посмотреть, как лесные жители приготовились к зиме. С собой в путь мы возьмём наши знания, полученные в первом классе и приготовьтесь к открытию нового.

СЛАЙД 7

-Заходим в лес. Деревья в лесу зимой стоят голые ,без листьев. Им холодно. Мы с вами должны им помочь. С помощью наших знаний мы укутаем деревья снежинками . У вас на партах есть деревце , которое вы будете спасать от холода ,выполняя задания на уроке и тем самым себя оценивать. А оценивать мы будем так :

-выбираем и приклеиваем на деревце большую снежинку ,если сделал все без ошибки

- выбираем и приклеиваем на деревце снежинку среднего размера, если допустил 1 или 2 ошибки

- выбираем и приклеиваем на деревце маленькую снежинку, если допустил больше двух ошибок

-А вот и первый зверёк встретился на нашем пути. Угадайте кто это?

Загадка:

Кто по ёлкам скачет ловко?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

СЛАЙД 8

- Какие запасы сделала белка? ( орехи, грибы, шишки) Слова записаны на доске, слева.

-Запишите слова, разделите на слоги.(У доски работает 1 ученик)

– Можно ли сразу сказать, сколько слогов будет в этих словах? Почему? (Сколько гласных – столько слогов.)

-Оцените себя. Приклейте снежинку.

На другой половине доски записаны эти же слова, но разделённые для переноса.( гри- бы, оре-хи, шиш- ки) Почему мои слова записаны по другому? (Они разделены для переноса)

-Как эти правила связаны между собой?

III. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или их можно переносить как кому захочется?(Правила существуют)

-Чем мы будем заниматься на уроке, над чем работать? (Будем учиться переносить слова с одной строки на другую)

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Составление плана работы.

-Посмотрите, на доске 5 вопросительных знаков .Как вы думаете, для чего ? (Мы должны на них ответить)

-Давайте спланируем свою деятельность. Раз существуют правила переноса значит мы должны их обозначить -это 1 пункт плана работы. Обозначив правила, мы поупражняемся – это 2 пункт плана. Ну и конечно мы должны сделать вывод

План на доске.(Записан мелом разного цвета)

1. Повторим правила переноса слов.

2. Поупражняемся в переносе слов

3. Сделаем выводы

V. Реализация построенного проекта.

Слайд 9

-А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм.(Фильм прерывается)

-Как же ребята помочь слову?

-Правильно ,слово можно перенести. А как? Предлагаю вам поиграть. Поиграем? Я спрашиваю – вы отвечаете.

- Я сейчас у вас спрошу: как слова переношу? Зима? (зи-ма) Пожар? (по-жар) Коза? (ко- за) Комар? (ко-мар)

-Как же мы переносили слова? (по слогам)

-Что для этого мы будем использовать на письме? (черточку)

-Проверим, правы ли вы.

Досматриваем фильм.

-Итак, сформулируем первое правило переноса.

(Учитель открывает 1 правило под первым вопросительным знаком – «Слова переносятся по слогам. Слоги отделяются друг от друга горизонтальной черточкой»)

- Посмотрите, чей- то носик выглядывает из-за пня. Кто же это? Вы узнаете, если отгадаете ребус.



СЛАЙД 10

Барабан ,,,, с , жук

- Как барсук приготовился к зиме? А об этом он расскажет нам сам.( Фролов Паша Я питаюсь личинками, червяками, ягодами, гнилыми щепками. К осени растолстею, стану жирным, ленивым, заберусь в нору и усну до самой весны)

Мини- исследование. Работа в группах.

- Барсук приготовил вам задание, выполнив его, вы откроете новые тайны переноса слов. Сейчас вы будете работать в группах. Вы сегодня партнеры .У каждой группы есть лист, на котором «зашифровано» правило. А план работы такой.(Лежит на столе у каждой группы)

План работы

1. Прочитать слова
2.Обратить внимание на выделенные буквы
3. Посмотреть, где стоит знак переноса, если он есть.
4. Сформулировать правило переноса слов.

- У каждой группы получится свое правило.

 (Работа в группах.)


Слушаем первую группу.

Рассмотреть предложенные слова: шкаф, стол, класс ,снег, гром.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на выделенные буквы. 
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 2 правило под вторым вопросительным знаком – «Нельзя оставлять на строке и переносить одну букву»)

Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

Слушаем вторую группу.

Рассмотреть предложенные слова: пень-ки, подъ-езд, конь-ки, зай-ка, лей-ка.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод.
(Учитель открывает 3 правило  под третьим вопросительным знаком – «Буквы ъ, ь, й не переносятся на следующую строку»)

Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

Слушаем третью группу.

Рассмотреть предложенные слова: пень, ёж, осень, дуб, улей.

Прочитаем слова хором, обращаем внимание на перенос.
На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. (Учитель открывает 4 правило –«Слова, в которых 1 слог и слог ,состоящий из одной гласной буквы , не переносятся»).
Вы согласны с выводом группы? Просигнальте светофором.

-Оцените свою работу в группе. Если были активны в работе, прикрепите большую снежинку. Если не совсем ,то среднюю .Если работали ,но мало -маленькую.

- А сейчас мы все вместе откроем еще одно правило переноса.

СЛАЙД 11

Прочитайте слова на слайде. Предложенные слова: касса, Алла, тонна, аллея, русский.

-Как будем переносить эти слова? Кто догадался?

-У вас есть карточки с этими словами , разделите их для переноса. Выполните задание самостоятельно. Сверьтесь с доской.

СЛАЙД 12

-Сформулируйте и озвучьте правило переноса.

(Учитель открывает 5 правило  под пятым вопросительным знаком -

«Удвоенные согласные разделяются»

-Оцените свою работу, приклейте снежинки.

-А сейчас откройте учебники ,страница 71,найдите упражнение 107.Прочитаем еще раз все правила переноса

VI.Физминутка

VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.



- Лесовичок привёл нас к домику Зимы.

Слайд13

-Чтобы открыть замок и выпустить Зиму надо выполнить задание

-Сейчас поработаем по учебнику .Упражнение №108 с 72.

-На какие две группы можно разделить слова.(Слова которые можно перенести и те ,которые перенести нельзя)

-Назовите слова, которые переносить нельзя.(Дождь ,язык ,ключ ,иней, обувь)

-Почему их нельзя переносить?(Одну букву не оставляют и не переносят, и слог из одной буквы не переносят)

-Запишите в строчку эти слова .

-Запишем остальные слова, разделяя их для переноса. Какое правило переноса нужно вспомнить для того чтобы перенести слово медведь, пальто и т. д.

-Оцените свою работу снежинками.

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

-Молодцы ,вы хорошо справились с заданием и теперь вместе с матушкой зимой идем дальше. Но вот беда !У матушки Зимы потерялась волшебная палочка .Поможем ее найти, выполним еще одно задание.

Работа с текстом.

(Учитель читает текст) Тихо в лесу. Лисица приготовила норку. Зайка полез под кусты. Накрылся сухими листьями ёж.

- О каких животных идёт речь?(еж, лисица, зайка).Картинки с этими животными лежат у вас на столах. Каждый партнер выбирает себе нужную картинку.

- партнёр №1 выбирает карточку с изображением животного, название которого при написании не переносится (ёж)

- партнёр №2 выбирает карточку с изображением животного, название которого можно перенести разными способами (лисица)

- партнёр №3 выбирает карточку с изображением животного, в названии которого при написании надо помнить особое правило.(зайка)

Проверка: Встали партнёры №1. Покажите, какую картинку вы выбрали. Кто хочет поделиться почему вы сделали такой выбор? и т.д.

Слайды 14,15,16

-Оцените свою работу.

-Молодцы ,вы справились с заданием. А вот и волшебная палочка. Матушка Зима очень довольна.

Слайд 17

IX. Рефлексия.

Подводим итог:

Над какой темой урока мы работали?

- Что нового вы узнали?

- На все ли вопросы мы ответили ? Какие тайны переноса слов мы открыли?

- Ребята, как некоторые животные приготовились к суровой зиме, мы с вами узнали. А теперь каждый прикрепит свое деревце на доску и даст оценку своей работе на уроке.

(Каждый выходит и прикрепляет свое дерево на доску)

-Посмотрите, какой у нас получился лес, весь укатанный снежинками. Я думаю, мы хорошо поработали и деревьям в лесу будет очень тепло зимой.

СЛАЙД 18



Домашнее задание

-Откройте учебник на странице 73,найдите упражнение 112,его вы выполните письменно. Упражнение 107 на странице 71,устно.

-Запишите домашнее задание.

-Урок окончен .Спасибо за работу

Слайд 19



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее