Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова».
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма организации учебной работы: фронтальная индивидуальная, парная
Цель методическая: ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.
Цель: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание
Планируемые результаты:
предметные:
сформировано умение писать парные звонкие и глухие согласные в конце слова
личностные:
проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (соседу по парте)
понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
выполняет задание по алгоритму;
делает самооценку деятельности на уроке
познавательные
формулирует правило на основе выделения существенных признаков
проводит сравнение, классификацию, выбирая верное решение
составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
слушает и понимает речь других;
договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.
Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Основное содержание темы, понятия и термины. Парные звонкие и глухие согласные звуки, проверочное и проверяемое слово
Образовательные ресурсы:
Учебник
Наглядный материал, листы с заданием для парной работы «Вставь букву», индивидуальные рабочие листы с заданием для учащихся.
ЭОР, компьютер, мультимедийный проектор.
Межпредметные связи: литературное чтение – чтение пословиц, русский язык – правописание парных звонких и глухих согласных букв.
Демонстрационный материал: интерактивная доска , учебник русского языка, карточки для индивидуальной, парной работы, картинки (облачко и солнышко) для рефлексии
I этап. Мотивация к деятельности
1.Организационный
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень
На уроке не зевать
А работать и писать.
- Давайте улыбнемся друг другу, поделимся своей радостью с окружающими.
Начинаем наш урок.
2.Чистописание
Ребята посмотрите на карту, это не простая карта. На ней изображена страна букв, а каких букв, кто догадался?
Слайд 1.
Что вы можете об этих буквах? Как они различаются - по звонкости и глухости. Назовите звонкие звуки, глухие. Слайд 2.
Давайте запишем в тетрадь эти буквы: девочки звонкие, а мальчики – глухих: б в г д з ж п ф к т с ш
III. Постановка учебной задачи.
1. Проблемная ситуация
- Я загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать
Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный.
/ Арбу…/
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук,
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук
/ Гвоз…ь/
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы.
/ Гри…/
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит.
/ Поез../
Зимой в поле лежал,
А весной в реку убежал.
/ Сне../
Слайд 3.
(Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег.)
- Молодцы!
/Ситуация затруднения/
-Чем эти слова похожи? На конце парный согласный звук
Какие звуки на конце мы услышали, а кто догадается, какие буквы мы напишем
- Сможете объяснить, почему именно эту букву вставили в слово?
Прослушав стихотворение, вы определите тему урока
В нашем русском языке
Ходят пары "налегке".
Часто "хитрые подружки"
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
– Сформулируйте тему
-Чему будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова)
Физминутка.
II этап. Построение проекта выхода из затруднения.
1-Работа в учебнике. Слайд 4. 5.
Посмотрите внимательно на слова, что заметили?
Сравним произношение согласных звуков и букв.
-Как произносятся согласные на конце?
Согласные на конце слов произносятся глухо.
Можно ли им доверять?
-Проверим, совпали ли наши выводы. Откройте учебник на странице.
- Давайте определим, какие шаги нам нужно выполнить, чтобы не допустить ошибки в данных словах.
Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова
- Что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово? (Правило написания слова).
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб - на зубы, лёд- на льды-
Будешь грамотным и ты.
2. Ребята, а давайте проверим. Поиграем в игру. Я кидаю мяч, говорю слово. Вы ловите мяч, говорите проверочное слово и какой звук на конце.
(плуг, мороз, нос, флаг, стог , лимонад, шоколад, год, столб, глаз, голос, флаг, гриб, рукав, шкаф)
3. Закрепление изученного материала Слайд 9
Работа с предложением
Начался сильный дож…ь . Вставить букву
- В слове дождь надо писать на конце парную согласную д, потому что…
/Работа ведется в парах, дети объясняют друг другу, какая буква пишется на конце слова/
6. Работа с деформированными пословицами
Где снег, там и след.
Был бы пирог, будет и едок.
Кто ленив, тот и сонлив.
III этап. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.
-Сейчас я снова вам раздам слова-отгадки, с которых мы начали урок, и вы еще раз попробуете вставить пропущенные парные согласные буквы.
Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег
Взаимопроверка
-Теперь вы сможете объяснить, почему именно эти буквы вы вставили в слова?/ Да, потому что теперь мы знаем правила написания парных согласных на конце слов/
IV этап. Рефлексия
-Какая была цель урока? /Научиться различать звонкие и глухие парные согласные звуки, правильно обозначать их буквами на письме, подбирать проверочные слова./
-Достигли мы ее? /Мы узнали правило, а работа показала, что мы научились его применять/
-Оцените свою работу на уроке.
Если вы уходите с урока с хорошим настроением поднимите солнышко. Если настроение не очень, то облачко.