Технологическая карта урока
по предмету «Окружающий мир» в 3П классе
Тема « Жизнь экосистемы»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели урока:
-учебная: показать, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере и что в экосистеме происходит круговорот веществ, формировать умение объяснять значение круговорота веществ в природе; аргументировать своё отношение к роли живых организмов в природе; уметь выделять цепи питания в экосистемах;
-развивающая: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные навыки, умение анализировать , делать выводы, развивать умение работать в группе;
-воспитывающая: воспитывать бережное отношение к тому, что нас окружает.
Оборудование: карточки составных частей биосферы, презентация к уроку, мультимедийный проектор.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Мотивация к деятельности | Приветствие, настрой на работу. Тема , которой мы посвятим наш урок очень актуальна., жизненно-важна для всего живого. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к познанию законов природы и многие из вас по-иному посмотрят на окружающий мир Отгадайте загадку: Ни начала, ни конца, Ни затылка, ни лица. Знают все: и млад, и стар, Что она – большущий шар. - Да, это наша прекрасная планета Земля, которую мы изучаем на уроках окружающего мира.
|
Дети организуют своѐ рабочее место, проверяют готовность к уроку.
Отгадывают загадку(Земля) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации |
Актуализация знаний, | - Какие оболочки нашей планеты вы знаете? - Что такое атмосфера? Гидросфера? Литосфера? - А в какой оболочке живут живые организмы Земли? - Где находится биосфера? - Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга? Все организмы играют какую-то роль или имеют «профессию». Какие профессии живых организмов необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался? (производители, потребители, разрушители). - Как еще называют производителей? («кормильцы»). - Что к ним относится? (растения). - Почему их так называют? (производят органические вещества). - Как еще называют потребителей? («едоки»). Кто к ним относится? (животные). - Почему их так называют? - А разрушителей называют как? («мусорщиками»). –Почему? - Кого мы относим к мусорщикам? (бактерии, микроорганизмы, грибы). Жизнь обитателей трех стихий происходит в экосистеме, а определение экосистемы и ее признаки вы назовете мне в конце урока.
|
Ответы учеников на вопросы учителя
Ученики работают в группах. Дано задание расселить живые организмы в среду их обитания. После выполнения задания каждая группа отчитывается.
Ответы учеников. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах.
|
Постановка проблемы | - Мы с вами уже познакомились с большим круговоротом веществ. Он проходит и через наши дома, и через каждую экосистему на Земле. - Ребята, где живёт большинство живых организмов – в экосистеме или в биосфере? (Большинство живых организмов живут на пересечении трех оболочек: воздушной, наземной и водной, в биосфере). - А вот на иллюстрациях (на доске) представлены разные экосистемы. Что вы можете сказать о многообразии жизни? (жизнь тоже многообразна). - Какой у вас возникает вопрос? (Где же всё-таки живут растения и животные – в экосистеме или в биосфере?) Вопрос фиксируется на доске. - Какие знания понадобятся нам сегодня на уроке?
|
Дети совещаются и отвечают на вопрос.
| Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
|
Поиск решения проблемы. Определение темы урока. | Давайте послушаем диалог Миши и Лены и ответим на вопрос.
- Какое же из двух утверждений верно: биосфера – часть экосистемы экосистема – часть биосферы. (Экосистемы связаны большим круговоротом веществ в биосферу). Значит тема нашего сегодняшнего урока..... Из каких частей состоит экосистема? - Получилось 2 группы. Как их можно назвать? (Живая и неживая природа) - Какой у вас возникает вопрос? (можно ли организмы в экосистеме делить на полезные и вредные?) - В экосистеме нет ничего лишнего, всё производится и всё полностью используется её обитателями. И благодаря этому экосистемы существуют без посторонней помощи сколько угодно долго. Как вы думаете, почему? (все обитатели приспособились жить совместно). - Давайте посмотрим на рисунок № 2 на с. 41. Что интересного вы заметили? - Расскажите, как стрелки соединяют картинки? - Какого цвета эти стрелки? (зеленые). Что они показывают? (кто кем питается). Ещё какие стрелки есть? (коричневые). Что они соединяют? (Растения и микробы). Что показывает эта стрелка? (растения впитывают из почвы минеральные вещества). Вспомните, как называются цепочки, где одни живые организмы поедают других? (цепи питания) Слайд (Цепи питания) - Пройдите цепочку по стрелкам. Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? (Организмы участвуют в круговороте веществ и он замкнут). | Два ученика выходят и инсценируют диалог. Ответы детей.
Ученики работают в группах по учебнику,рассматривают рисунок,дописывают недостающие компоненты., дают ответ на вопрос.
Дети называют тему урока «Жизнь экосистемы».
Ответы учеников.
Дети формулируют вопрос и отвечают на него.
Ученики работают парами с учебником.
Группы получают задание : составить цепи питания. Каждая группа дает подробное объяснение после выполнения задания.
Прохождение цепочки по стрелкам и формулирование вывода.
|
|
Физминутка |
|
|
|
Применение знаний и умений. | - Есть ли у вас вопросы? - Если всё понятно, выполните задания в группах (4 группы). 1-ое задание: (2 группы) - Отгадайте части экосистемы по набору связанных с ней по смыслу слов, и напишите название части. 2-ое задание: (2 группы) - Допишите фразы, какие связи существуют внутри экосистемы. При проверке задания показываются на слайде и по мере ответов появляются ответы и на слайде. - Молодцы, с заданием вы справились. Теперь всем одинаковое задание – кроссворд. Кто быстрее?
| Ученики работают в группах, каждая группа получает задание, отвечают на вопросы. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
Рефлексия | - Давайте сделаем вывод: Что же такое экосистема? (Это единство живой и неживой природы, где происходит круговорот веществ). - А кто поддерживает круговорот веществ в экосистеме? (её обитатели). - Проверьте себя, дайте правильное определение, что такое экосистема. На доске слайд: после ответа детей: Живые организмы образуют в природе сообщества. Организмы разных «профессий» поддерживают в экосистеме круговорот. Таким образом в природе поддерживается порядок. | Дети самостоятельно делают выводы и сверяют их с выводами на слайде. |
|
Итог урока | - Что нового вы узнали на уроке? - Что помогло вам сегодня узнать новое? - Как вы оцениваете работу на уроке свою? группы? - Какие пожелания можете сказать себе? |
|
|
Домашнее задание | 1) составить свой кроссворд по теме «экосистема»; 2) прочитать материал в учебнике, с. 90-94. |
|
|