Предмет: окружающий мир
Тема: «Что такое хвоинки?»
Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья.Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
-знать, что хвоинки – это листья хвойных деревьев;
-различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
-различать лиственные и хвойные деревья.
Метапредметные результаты:
-понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;
-работать в группах;
-оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
-осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.
Межпредметные связи: Русский язык. Литературное чтение. Музыка.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование:
учебник "Окружающий мир" 1 класс (авт. А. А. Плешаков); «Рабочая тетрадь» по окружающему миру для 1 класса (автор А. А. Плешаков);
нарисованные помощники: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха
на магнитной доске буквы для слов ЕЛЬ, СОСНА; ШИШКА;
картинки с изображенными деревьями (клен, береза, осина, рябина, дуб, коробочка с трафаретами листьев этих деревьев (по 2 разного цвета);
шишки ели и сосны, еловые и сосновые веточки (вариант 1- по возможности на каждой парте, вариант 2- по количеству подгрупп, веточка лиственного дерева обязательно с листьями (береза, осина, рябина, мелкие кусочки белой бумаги.
плакат для начальной школы «Деревья России»
проектор, компьютер, экран;
физминутка «Елочка»
презентация «Что такое хвоинки».
ХОД УРОКА
Этапы урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Чтоб природе другом стать, тайны все ее… (узнать)
Все загадки разгадать - научитесь (наблюдать)
(Учащиеся знакомы со стихотворением и «помогают» учителю.)
-Молодцы, ребята! И мы с вами вновь отправляемся в удивительное путешествие, чтобы познать тайны и загадки окружающего нас мира. А чтобы найти ответы на удивительные вопросы, которые нам задает окружающая природа, нужно быть внимательными и любознательными. Все внимательны? Все хотят узнать и изведать что-то неизвестное и новое для нас? (Да.) Тогда начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
А у нас гости. Кто же это? (Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.) (Слайд 1)
И, конечно же, как всегда, у нашего Муравьишки много вопросов. Поможем ему?
-Какое сейчас время года?
-Что происходит осенью?
-Какие изменения мы наблюдаем в растительном мире?
Идя в школу и возвращаясь домой, вы видите, как падают с деревьев листочки. И никто не знает, что листочки о чём-то говорят друг с другом. Давайте послушаем (слайд 2):
Опавшей листвы
разговор еле слышен:
-Мы с клёнов…
-Мы с яблонь…
-Мы с вязов…
-Мы с вишен…
-С осинки…
-С черёмухи…
-С дуба…
-С берёзы…
Везде листопад:
На пороге — морозы!
-О чём шепчутся листья?
-Как называется явление природы, когда осыпаются листья?
-Чего боятся листочки?
Мудрая Черепаха, собрала листочки и принесла их нам. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Раз, два, три, листик дерево найди!». У меня в коробочке листья, а на доске вы видите картинки, где изображены деревья. Я раздам вам листочки, а потом буду открывать картинки. Если, ваш листик, с этого дерева, вы должны выйти к доске и приклеить его. Каждый листочек должен оказаться на своем дереве.
(Учитель по очереди переворачивает картинки с изображением деревьев лицевой стороной к ученикам. По команде: «Раз, два, три – листик дерево найди!» игра начинается. Ученики, у которых лист этого дерева, выбегают вперёд, объясняют, по каким признакам определили дерево, потом садятся на место. Листочки одного итого же дерева могут быть у 2-3 учеников. У двух учеников – веточки ели и сосны.)
3. Создание проблемной ситуации.
Ребята, все листики оказались у своих деревьев? У кого еще остались листики? Покажите их нам? Ребята, как называются эти листики? На каких деревьях они растут? (Дети дают разные ответы: что это не листики, это иголки, они растут на елке и не опадают осенью).
-Как много разных ответов. Муравей Вопросик запутался и никак не может понять, есть ли у елочки листья? Давайте попробуем во всем разобраться.
4. Освоение нового материала.
Вот изображение ели и сосны (слайд 3)
-Это деревья?
-Назовите и покажите части дерева? Сравните ель с дубом. (Один ученик проводит сравнение у доски)
Итак, ель и сосна-это деревья. Только у одних деревьев листья имеют вид пластинок, это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья - хвойными. (слайд 4)
Ель и сосна – хвойные деревья, и их листики – хвоя. (слайд 5). К хвойным деревьям также относятся лиственница и кедр. (слайд 6)Семена таких деревьев – шишки.
Исследовательская деятельность.
Перед вами на столе лежат две веточки: сосны и ели. Посмотрите на них внимательно. Чем они схожи? А в чем их отличие? (Общее: хвоинки, зеленого цвета, колются, покрыты восковой пленкой. Отличие: иголки сосны длинные, ели короткие. У ели хвоинки крепятся по одной, а у сосны - по две.)
А теперь сравним шишки (слайд 7). Покажите еловую шишку, теперь положите шишку ели на еловую ветку, а шишку сосны на сосновую. (Общее: в шишке находятся семена. Отличие: форма и расположение на веточке). В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева.
Молодцы, ребята. Мудрая Черепаха напомнила мне, что пора немного отдохнуть. Вот ее загадка: «Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна). А Муравей Вопросик приготовил для вам веселую физминутку «Елочка».
5. Физминутка «Елочка»
Опыт.
Какую загадку нам загадала Мудрая Черепаха? Действительно, иголочки ели и сосны зимой и летом всегда зеленые. А почему же так происходит? Ведь на лиственных деревьях листочки желтеют и опадают. Мы постараемся найти ответ и на это вопрос.
Мне нужны два помощника. Один будет держать веточку рябины. А другой веточку сосны. Представим, что это снег. Он все падает и падает на наши веточки (Учитель сверху рассыпает листочки белой бумаги). Что происходит с веточкой рябины? («Снег» задерживается на листочках, и веточки очень сильно сгибается). Действительно, на листочках рябины, осины, березы и других лиственных деревьев снег задерживается. И под его тяжестью веточки дерева могут сломаться. Поэтому лиственные деревья «сбрасывают» осенью свои листочки. Так они готовятся к зиме.
А теперь посмотрим на веточку ели. Что мы видим? («Снег» не задерживается на хвое. А падает вниз.) Правильно. Иголочки хвойных деревьев покрыты восковой пленкой, поэтому снег «соскальзывает» и не задерживается на ветвях. А значит, и «сбрасывать» свои иголочке на зиму хвойным деревьям не к чему. И Хвоя таких деревьев остается зеленой круглый год.
Правда, есть одно хвойное дерево, которое в отличие от всех своих родственников, все –таки сбрасывает хвоинки на зиму. Это лиственница. (слайд 8) Осенью ее хвоинки желтеют и опадают, как листочки березы, осины, клена. Поэтому ее и назвали лиственница.
6. Закрепление изученного материала.
Ребята, нашли ответы на все вопросы, которые нужно было сегодня разгадать.
Что же мы сегодня с вами узнали? (Есть хвойные деревья. Это ель, сосна. Их листья-иголочки, называют хвоей. Они остаются зелеными и не опадают осенью. Только у одного хвойного дерева иголочки опадают - это лиственница.)
Даже ёлку мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
И сейчас мы с вами нарисуем веточки ели и сосны. А также посмотрим, какие деревья у нас лиственные, а какие хвойные. (Работа в тетрадях)
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним все, чтобы и Муравьишка запомнил все и больше не задавал вопросы про ель и сосну.
(Есть лиственные и хвойные деревья. У лиственных листья в виде пластинок, они желтеют осенью и опадают. У хвойных деревьев листья в виде иголочек, их называю хвоя. Они остаются зелеными круглый год, и не опадают осенью. Только лиственница теряет свои иголочки. Ель и сосна - хвойные деревья. У ели иголочки короткие и прикрепляются к веточки по одной. А шишки у нее длинные. У сосны иголочки длинные, прикрепляются к веточке по две хвоинки, а шишки круглы).
Молодцы, Муравей вопросик очень вам благодарен.
А вот Мудрая Черепаха говорит, что расстроилась, ведь мы так и не сыграли в ее игру до конца. Два листочка так и не нашли свое дерево. У кого были эти листочки. Выходите к доске. Найдите, какому дереву они принадлежат. (Выходят ученики, прикрепляют иголочки к ели, сосновые к сосне и поясняют свой выбор.)
Мудрая Черепаха тоже благодарит вас. И дарит вам листочки с шишками. Посмотрите перед вами листочек, где нарисованные три шишки: большая, средняя и маленькая. Если при выполнении задании вам все было понятно, вы без труда с ними справились - обведите большую шишку. Если при выполнении некоторых заданий у вас возникли трудности, если вы не знали, как ответить на некоторые вопросы – обведите шишку среднего размера. Если же вам было тяжело, если вы не смогли выполнить предложенные задания и не знали ответы на мои вопросы - обведите маленькую шишку.
Наше очередное путешествие подошло к концу. Но в окружающем мире еще много тайн и загадок, которые нам предстоит узнать и разгадать. И уже на следующий урок мы с вами отправимся в новое приключение вместе с нашими помощниками: Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.