«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Что такое хвоинки?

Урок позволяет учащимся понять, что такое хвоинки и научить различать хвойные деревья. Показать красоту хвойных деревьев. Учить распозновать сосну и ель по общему виду. Формировать умения сравнивать, анализировать и обобщать.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Предмет: окружающий мир

Тема: «Что такое хвоинки?»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о том, что хвоинки – это видоизменённые листья.Планируемые достижения учащихся:

Предметные результаты:

-знать, что хвоинки – это листья хвойных деревьев;

-различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

-различать лиственные и хвойные деревья.

Метапредметные результаты:

-понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

-работать в группах;

-оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

-осознавать необходимость бережного отношения к деревьям.

Межпредметные связи: Русский язык. Литературное чтение. Музыка.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование:

учебник "Окружающий мир" 1 класс (авт. А. А. Плешаков); «Рабочая тетрадь» по окружающему миру для 1 класса (автор А. А. Плешаков);

нарисованные помощники: Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха

на магнитной доске буквы для слов ЕЛЬ, СОСНА; ШИШКА;

картинки с изображенными деревьями (клен, береза, осина, рябина, дуб, коробочка с трафаретами листьев этих деревьев (по 2 разного цвета);

шишки ели и сосны, еловые и сосновые веточки (вариант 1- по возможности на каждой парте, вариант 2- по количеству подгрупп, веточка лиственного дерева обязательно с листьями (береза, осина, рябина, мелкие кусочки белой бумаги.

плакат для начальной школы «Деревья России»

проектор, компьютер, экран;

физминутка «Елочка»

презентация «Что такое хвоинки».

ХОД УРОКА

Этапы урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Чтоб природе другом стать, тайны все ее… (узнать)

Все загадки разгадать - научитесь (наблюдать)

(Учащиеся знакомы со стихотворением и «помогают» учителю.)

-Молодцы, ребята! И мы с вами вновь отправляемся в удивительное путешествие, чтобы познать тайны и загадки окружающего нас мира. А чтобы найти ответы на удивительные вопросы, которые нам задает окружающая природа, нужно быть внимательными и любознательными. Все внимательны? Все хотят узнать и изведать что-то неизвестное и новое для нас? (Да.) Тогда начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

А у нас гости. Кто же это? (Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха.) (Слайд 1)

И, конечно же, как всегда, у нашего Муравьишки много вопросов. Поможем ему?

-Какое сейчас время года?

-Что происходит осенью?

-Какие изменения мы наблюдаем в растительном мире?

Идя в школу и возвращаясь домой, вы видите, как падают с деревьев листочки. И никто не знает, что листочки о чём-то говорят друг с другом. Давайте послушаем (слайд 2):

Опавшей листвы

разговор еле слышен:

-Мы с клёнов…

-Мы с яблонь…

-Мы с вязов…

-Мы с вишен…

-С осинки…

-С черёмухи…

-С дуба…

-С берёзы…

Везде листопад:

На пороге — морозы!

-О чём шепчутся листья?

-Как называется явление природы, когда осыпаются листья?

-Чего боятся листочки?

Мудрая Черепаха, собрала листочки и принесла их нам. Сейчас мы с вами сыграем в игру «Раз, два, три, листик дерево найди!». У меня в коробочке листья, а на доске вы видите картинки, где изображены деревья. Я раздам вам листочки, а потом буду открывать картинки. Если, ваш листик, с этого дерева, вы должны выйти к доске и приклеить его. Каждый листочек должен оказаться на своем дереве.

(Учитель по очереди переворачивает картинки с изображением деревьев лицевой стороной к ученикам. По команде: «Раз, два, три – листик дерево найди!» игра начинается. Ученики, у которых лист этого дерева, выбегают вперёд, объясняют, по каким признакам определили дерево, потом садятся на место. Листочки одного итого же дерева могут быть у 2-3 учеников. У двух учеников – веточки ели и сосны.)

3. Создание проблемной ситуации.

Ребята, все листики оказались у своих деревьев? У кого еще остались листики? Покажите их нам? Ребята, как называются эти листики? На каких деревьях они растут? (Дети дают разные ответы: что это не листики, это иголки, они растут на елке и не опадают осенью).

-Как много разных ответов. Муравей Вопросик запутался и никак не может понять, есть ли у елочки листья? Давайте попробуем во всем разобраться.

4. Освоение нового материала.

Вот изображение ели и сосны (слайд 3)

-Это деревья?

-Назовите и покажите части дерева? Сравните ель с дубом. (Один ученик проводит сравнение у доски)

Итак, ель и сосна-это деревья. Только у одних деревьев листья имеют вид пластинок, это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья - хвойными. (слайд 4)

Ель и сосна – хвойные деревья, и их листики – хвоя. (слайд 5). К хвойным деревьям также относятся лиственница и кедр. (слайд 6)Семена таких деревьев – шишки.

Исследовательская деятельность.

Перед вами на столе лежат две веточки: сосны и ели. Посмотрите на них внимательно. Чем они схожи? А в чем их отличие? (Общее: хвоинки, зеленого цвета, колются, покрыты восковой пленкой. Отличие: иголки сосны длинные, ели короткие. У ели хвоинки крепятся по одной, а у сосны - по две.)

А теперь сравним шишки (слайд 7). Покажите еловую шишку, теперь положите шишку ели на еловую ветку, а шишку сосны на сосновую. (Общее: в шишке находятся семена. Отличие: форма и расположение на веточке). В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева.

Молодцы, ребята. Мудрая Черепаха напомнила мне, что пора немного отдохнуть. Вот ее загадка: «Зимой и летом одним цветом». (Ель, сосна). А Муравей Вопросик приготовил для вам веселую физминутку «Елочка».

5. Физминутка «Елочка»

Опыт.

Какую загадку нам загадала Мудрая Черепаха? Действительно, иголочки ели и сосны зимой и летом всегда зеленые. А почему же так происходит? Ведь на лиственных деревьях листочки желтеют и опадают. Мы постараемся найти ответ и на это вопрос.

Мне нужны два помощника. Один будет держать веточку рябины. А другой веточку сосны. Представим, что это снег. Он все падает и падает на наши веточки (Учитель сверху рассыпает листочки белой бумаги). Что происходит с веточкой рябины? («Снег» задерживается на листочках, и веточки очень сильно сгибается). Действительно, на листочках рябины, осины, березы и других лиственных деревьев снег задерживается. И под его тяжестью веточки дерева могут сломаться. Поэтому лиственные деревья «сбрасывают» осенью свои листочки. Так они готовятся к зиме.

А теперь посмотрим на веточку ели. Что мы видим? («Снег» не задерживается на хвое. А падает вниз.) Правильно. Иголочки хвойных деревьев покрыты восковой пленкой, поэтому снег «соскальзывает» и не задерживается на ветвях. А значит, и «сбрасывать» свои иголочке на зиму хвойным деревьям не к чему. И Хвоя таких деревьев остается зеленой круглый год.

Правда, есть одно хвойное дерево, которое в отличие от всех своих родственников, все –таки сбрасывает хвоинки на зиму. Это лиственница. (слайд 8) Осенью ее хвоинки желтеют и опадают, как листочки березы, осины, клена. Поэтому ее и назвали лиственница.

6. Закрепление изученного материала.

Ребята, нашли ответы на все вопросы, которые нужно было сегодня разгадать.

Что же мы сегодня с вами узнали? (Есть хвойные деревья. Это ель, сосна. Их листья-иголочки, называют хвоей. Они остаются зелеными и не опадают осенью. Только у одного хвойного дерева иголочки опадают - это лиственница.)

Даже ёлку мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки-

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.

И сейчас мы с вами нарисуем веточки ели и сосны. А также посмотрим, какие деревья у нас лиственные, а какие хвойные. (Работа в тетрадях)

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового и интересного. Давайте вспомним все, чтобы и Муравьишка запомнил все и больше не задавал вопросы про ель и сосну.

(Есть лиственные и хвойные деревья. У лиственных листья в виде пластинок, они желтеют осенью и опадают. У хвойных деревьев листья в виде иголочек, их называю хвоя. Они остаются зелеными круглый год, и не опадают осенью. Только лиственница теряет свои иголочки. Ель и сосна - хвойные деревья. У ели иголочки короткие и прикрепляются к веточки по одной. А шишки у нее длинные. У сосны иголочки длинные, прикрепляются к веточке по две хвоинки, а шишки круглы).

Молодцы, Муравей вопросик очень вам благодарен.

А вот Мудрая Черепаха говорит, что расстроилась, ведь мы так и не сыграли в ее игру до конца. Два листочка так и не нашли свое дерево. У кого были эти листочки. Выходите к доске. Найдите, какому дереву они принадлежат. (Выходят ученики, прикрепляют иголочки к ели, сосновые к сосне и поясняют свой выбор.)

Мудрая Черепаха тоже благодарит вас. И дарит вам листочки с шишками. Посмотрите перед вами листочек, где нарисованные три шишки: большая, средняя и маленькая. Если при выполнении задании вам все было понятно, вы без труда с ними справились - обведите большую шишку. Если при выполнении некоторых заданий у вас возникли трудности, если вы не знали, как ответить на некоторые вопросы – обведите шишку среднего размера. Если же вам было тяжело, если вы не смогли выполнить предложенные задания и не знали ответы на мои вопросы - обведите маленькую шишку.

Наше очередное путешествие подошло к концу. Но в окружающем мире еще много тайн и загадок, которые нам предстоит узнать и разгадать. И уже на следующий урок мы с вами отправимся в новое приключение вместе с нашими помощниками: Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее