Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
Конспект (технологическая карта) пробного урока по окружающему миру
Тема: «Когда и где,»
проведённого в 4 «В» классе «СОШ №32»
Практикантки: Нургалиева С. А.
________(подпись)
Учитель: Плосконос О. А.
________(подпись)
Методист: Трубаева О.Н.
________(подпись)
(Оценка за урок)_________
Астрахань, 2022
Тема урока | «Когда и где?» | |||||
Цель | Ознакомить с понятиями «век», «тысячелетие», «летосчисление»; формировать умение работать с исторической картой. | |||||
Задачи | 1.Обучающие: дать понятие «летоисчисление»; дифференцировать понятия «год», «век», «тысячелетие»; научить определять по году век, тысячелетие: формировать у обучающихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. 2.Развивающие: развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас. 3.Воспитывающие: воспитывать уважение к своей истории, к прошлому человечества, формировать представления о необходимости изучения истории. | |||||
Планируемые образовательные результаты учащихся | Сформировать у учащихся представление об особенностях счета лет в истории, сформировать навык работы с датой и исторической картой, раскрыть особенности исторических карт | |||||
Тип урока | Урок «открытия» нового знания | |||||
Форма проведения | Объяснительно-наглядная, фронтальная | |||||
Учебное оборудование, материалы для учащихся | Учебник, раздаточный материал | |||||
Учебное оборудование и материалы для учителя | Презентация | |||||
Используемая учителем литература | Учебник окружающего мира 4 класс, Интернет-ресурсы | |||||
Средства ИКТ | Компьютер, проектор, экран | |||||
Дата проведения | 12.10.22 | |||||
Ход урока |
| |||||
Структура | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| ||
1. Организационный момент – 1мин. | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Аккалиевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь. | Приветствуют учителя | Регулятивные: осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
|
| ||
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | -Перед тем как начать новую тему, вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке и ответим на вопросы: – Что изучает история?
– Что такое исторические источники? Какие исторические источники вам известны?
– Как работают археологи?
-В определении темы урока нам поможет кроссворд, который я раздам вам на парты.
1. Древние записи о событиях, которые велись год за годом. (Летопись.) 2. Первый в России музей. (Кунсткамера.) 3. На Манежной площади в Москве установлен ... маршалу Победы Г. К. Жукову. (Памятник.) 4. «История, вооруженная лопатой». (Археология.) 5. История одного человека. (Биография.) 6. Хранилище документов. (Архив.) 7. Настоящий, текущий день. (Сегодня.) -Какое слово получилось у нас в выделенных клетках? -Что такое история?
-История, как и другие науки задает вопросы. Как вы думаете какие вопросы она задает? -Так какая же тема нашего урока? |
- История изучает события, происходившие в прошлом. - Все, что может нам рассказать о прошлом людей. Сказания, пословицы, карты, письма, летописи, монеты, печати, легенды. - Ученые-археологи ведут раскопки на места, где раньше жили люди. Копают лопатой осторожно, чтобы ничего не повредить. Используют специальные кисти и ножики для очистки от земли вещей. Затем их замещают в музеях.
Решают кроссворд в парах, после чего выходят к доске и записывают ответы
-История - История – это наука о прошлом человечества.
- Когда? Где?
- Когда и где. | Познавательные: развитие мышления
Регулятивные: овладевать умением прогнозирования
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
| ||
3.Самоопределение к деятельности | — Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие было раньше, а какое позже. Посмотрите на доску. Перед нами какая-то лента. А вот какая? Встретились древние египтянин, римлянин и грек и стали обсуждать одно и то же событие. (Показываю рисунки с изображением египтянина, римлянина и грека) Древний грек говорил: «Это было в первом году 75-й олимпиады». Римлянин возразил: «Нет, это было в 273 году от основания Рима». А египтянин утверждал: «Это было в 20 году правления нашего фараона». — Каждый из них был по-своему прав, потому что у каждого народа было свое летосчисление. Как вы думаете, это удобно?
— Представляете, какие трудности испытывали люди при подсчете лет! Как вы думаете, какова цель нашего урока? |
Высказывания детей
— Это неудобно: если не знаешь летосчисление других стран, не сможешь определить, какой год, например, в Риме -Выяснить, как правильно определять, когда происходило историческое событие | Познавательные: ориентироваться в системе знаний
Регулятивные: умение формулировать определение понятия; различать технологические определения Коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли; умение слушать и исправлять неточности. |
| ||
4. Открытие новых знаний | 1. Работа по ленте времени (Сопровождаю свой рассказ показом ленты времени) Год, когда произошло важное событие, называют исторической датой. Сто лет — это столетие, или век. Тысячелетие - это тысяча лет, или 10 веков. Во многих странах мира летосчисление ведут от Рождества Христова. На ленте времени Рождество Христово условно считают нулевым годом. Время, исчисляемое от Рождества Христова, мы называем «наша эра» (а пишем сокращенно н. э.). Продолжается наша эра две тысячи лет. Многие исторические события произошли до нашей эры. Представим себе, что какое-нибудь событие — война, основание города - произошло за один год до нашей эры. В этом случае мы говорим, что оно произошло в 1-м году до нашей эры. Если другое событие произошло на один год раньше, т. е. за два года до нашей эры, то мы скажем: «Это событие произошло во 2-м году до нашей эры» и т. д. 2. Работа по учебнику С. 37 - Прочитайте об этом на с. 37 учебника, начиная с третьего абзаца. Сколько лет длился I век нашей эры? - Когда начинается II век? - А когда он завершается? - В каком веке мы с вами живем? – Как вы думаете, почему историки задают вопрос «когда?». Что они хотят знать? |
-100 лет -В 101-м году -В 200-м году -Мы живём в XXI веке -Они хотят знать время, точнее дату события |
|
| ||
5. Первичное закрепление | 1. Практическая работа 1147 г., первое упоминание о Москве в летописи — это историческая дата. Еще одна историческая дата — 753 г. до н. э., основание Рима. -Давайте определим, как эти даты расположить на ленте времени. (Если дети затрудняются, сама показываю эти даты ни ленте времени) Рим был основан за 753 года до н. э., поэтому мы сделаем отметку слева, Москва основана в нашей эре, поэтому отметим справа. -Какой из двух городов - Москва или Рим - был основан раньше? На сколько раньше? Что мы сделаем, чтобы решить эту задачу по истории?
- Сколько лет назад был построен Рим? Как мы будем решать задачу? -Где на ленте времени мы отметим даты: 1242 г.? 74 до н. э.? 1586 г.? 1384 г. до н. э.? 2. Работа в парах В истории, кроме арабских цифр, которые вам уже известны из математики, используют и римские цифры. Римскими цифрами принято отмечать века, арабскими — годы. - Рассмотрите таблицу на с. 36 учебника. Придумайте подсказку, как легче запомнить римские цифры. |
-Рим старше Москвы. Решение: 753 + 1147=1900 -Решение: 753 + 2022 = 2775
Ответы детей -1 — I (одна палочка), 2 — II (две палочки), 5 — V (галочка), 4 = 5 — 1 (значит, IV), 7 = 5 + 2 (значит, V + II), 10 -X, 11 = 10 + 1 (значит, X +1) и т. д. |
|
| ||
6.Физкультминутка | - Я предлагаю вам немного отдохнуть и провести небольшую физкультминутку. Мы осанку исправляем Спинку дружно прогибаем Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз Улыбнись всем и садись. | Выполняют движения за учителем. | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
| ||
7. Работа по теме урока | 1. Беседа — Сейчас нам предстоит узнать, почему историки задают вопрос «где?». Предлагаю отгадать загадку. Дорога есть — ехать нельзя, Земля есть — пахать нельзя, Луга есть — косить нельзя, В реках, морях воды нет. — Почему карта названа помощницей?
2. Работа по рядам Для историка важно не только знать, когда произошло событие, но и представлять, где оно происходило. Для этого нужны исторические карты. — Рассмотрите одну такую историческую карту на с. 39 учебника. Чтобы понять ее, необязательно знать исторические события. Карта сама вам все расскажет. Что вам в этом поможет? — Расскажите о событиях, представленных на карте. Чтобы вам было легче, я раздам вам карточки с вопросами. У каждого ряда свои вопросы. I ряд 1. Где расположена крепость? 2. Как она обороняется изнутри? II ряд 1. Сколько входов в крепость? 2. Что обороняет крепость со стороны реки Дунай? III ряд 1. Как наступают русские войска на воде и на суше? 2. Расскажите, как атакуют колонны, флотилия, артиллерия. - Итак, мы с вами выяснили, почему историки задают вопрос «где?». |
-Карта
-Она может рассказать о звездах и созвездиях, если это карта звездного неба, или о поверхности Земли, если это физическая карта. О государствах расскажет политическая карта и т. Д.
-Условные обозначения
| Познавательные: Ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного материала.
|
| ||
8. Включение нового знания в систему знаний | -Я проведу небольшую проверочную работу. На карточках, которые я вам раздала нужно определить век.
(Вывожу на слайд ответы) -Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте. Если ответ совпал, вы ставите знак «+», если нет, то знак «-». 5 правильных ответов оценка «5» 4 правильных ответа оценка «4» 3 правильных ответа оценка «3» 1-2 правильных ответа оценка «2» |
| Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Коммуникативные: умение работать в группе |
| ||
7.Подведение итогов урока. Рефлексия | -Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли? Закончите начатое предложение. • Сегодня на уроке я узнал... • Сегодня я удивился... • Теперь я могу... • Было трудно... • Мне захотелось... • Я поставил себе на уроке отметку..., потому что... • Я считаю, что дома мне надо..., так как... Домашнее задание 1. Прочитать текст и выполнить задания на с. 36—40 учебника. 2. Узнать по году век: 1242 год – Ледовое побоище, 1380 – Куликовская битва. | - Узнать, что историки подразумевают под вопросами «когда?» и «где?» Ответы детей
| Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. |
|