«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по окружающему миру " Кто во что верит?"

Урок открытия новых знаний. Цель - сформировать представление о различных религиях мира.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

  1. Класс: 4 «А»

  2. Место проведения: учебный кабинет

  3. Продолжительность: 45 мин

  4. Предмет: окружающий мир

  5. Тема: Кто во что верит

  6. Тип урока: открытия новых знаний

  7. Цель: сформировать представление о различных религиях мира.

  8. Задачи:

Образовательные:

- Познакомить учащихся с понятиями «вера», «атеизм», «свобода слова», «религия»;

- Научить объяснять различия между людьми современного человечества: отличать верующих разных религий и атеистов;

- Формировывать уважительное отношения к разным религиям, культурам, из которых складывается российское и общечеловеческое общество.

Развивающие:

- Развивать мышление, память, речь

- Создать условия для развития познавательного интереса;

- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Воспитывающие:

- Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки;

- Формировать толерантное и уважительное отношение к друг другу

  1. Методы обучения:

    1. Основной метод: диалог

    2. Частные методы: словесные: беседа, объяснение;

поощрение: похвала за правильные ответы;

наглядные: презентация;

  1. Ресурс урока:

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е. В., Тырин С.В. Окружающий мир. 4 класс («Человек и человечество»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2012. – 128 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

ISBN 978-5-85939-719-8 (общ.)

ISBN 978-5-85939-721-1 (ч. 2)

    1. Сизова, Е.В. Окружающий мир. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. Методические рекомендации для учителя / Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. – Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс; УМЦ «Школа 2100», 2015. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

ISBN 978-5-85939-740-2 («Баласс»)

ISBN 978-5-99059-030-4 (УМЦ «Школа 2100»)

    1. Консультация у Григорьевых Т. И.

    2. Дидактические средства обучения: учебник; рабочая тетрадь

    3. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, флеш-карта, аудио колонки.






План

  1. Организационное начало

    1. Приветствие

    2. Проверка рабочих мест

    3. Настрой на урок

  2. Актуализация знаний

2.1 Формулировка темы и проблемы урока

2.2 Беседа о приметах

  1. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

    1. Работа с текстом учебника с.90-91. Общие черты религиозных верований.

    2. Работа с текстом учебника с.92-93. Свода совести.

    3. Работа с текстом учебника с.96-97. Разнообразие религий мира.

  2. Применение нового знания

4.1 Задание №1, с.62

4. 2 Задание №2, с.63

4.3 Задание №3, с.64

  1. Итог урок. Рефлексия

  2. Домашнее задание.

  3. Организационное завершение урока



Ход урока

  1. Организационное начало.

1.1 Приветствие

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Екатерина Александровна.

1.2 Проверка рабочих мест

- Для начала я попрошу вас проверить, все ли вы приготовили к уроку. На ваших партах должны быть учебники по окружающему миру, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Покажите глазками, посмотрите на меня, и я буду знать, что вы готовы к уроку.

1.3 Настрой на урок

- Сегодня нам предстоит работать вместе. Я уверена, что у нас все получится. Я предлагаю посмотреть друг на друга и пожелать успеха.

  1. Актуализация знаний.

2.1 Формулировка темы и проблемы урока

- Сейчас, мы с вами прочитаем диалог Анюты и Ильи и вы подумайте, кто в этом споре прав?

А: Меня бабушка в церковь водила и говорила, что если чего-то боишься, то надо Богу молиться – легче станет.

И: А где, по-твоему, Бог живет? Ведь не на небе же! В верхних слоях атмо­сферы очень холодно. А в космосе во­обще никто жить не может.

А: А бабушка Тамара мне говорила, что Бог у каждого в душе живет!

  • Ребята, кто же прав в этом споре?

  • Можно считать, что права Анюта?

  • Можно согласиться с Илюшей?

  • Какие еще мнения у вас есть?

  • Заметьте, на мои вопросы вы дали разные ответы...

  • Какой вопрос у вас возникает?

- Могут ли Илюша и Анюта думать одинаково?

- Обоб­щим и запишем на доске проблемный вопрос сегодняшнего урока:

Могут ли все люди думать одина­ково?

- А теперь прочитайте тему нашего урока.

«Кто во что верит».



2.1 Беседа о приметах.

- Наша старая знакомая , Аня, получила письмо, в которое была вложена картинка с надписью «Говорят, не повезет, если чёрный кот дорогу перейдет»…

- Ребята, есть ли у вас предположения, что все это может значить?

- Здесь идет речь о народных приметах, связанных с пятницей, 13 и черным котом.

- А какие еще приметы вы знаете?

- Ве­рить ли в то, что «не повезет, если чер­ный кот дорогу перейдет», и вообще, верить в приметы или нет?

- А кто решает верить или нет в приметы?

- Какой же вывод мы можем сделать?

Вывод: Кто-то верит, а кто-то нет, это выбирает каждый сам.

- Ребята, вспомните, что вы знаете о религиях?



  1. Этап открытия новых знаний.

    1. Работа с текстом учебника


Работа с текстом учебника с.90-91. Общие черты религиозных верований.

- Обратите внимание на лепесток «По взглядам на мир». Вы разместили сюда карточку «Верующие разных религий». Какие религии вы уже знаете?

Ученики могут вспомнить веру в духов (материал темы «Первобытный мир – первые шаги человечества»), христианство, ислам (материал темы «Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем».)

Откройте учебник на с. 90-91 и прочитайте фрагмент «У Бога милости много», обратите внимание на выделенные слова. И ответьте на вопрос: какие общие черты есть у всех религий?

- Вера в сверхъестественное, особые дома (храмы), религиозные обряды, священнослужитель. (с подробным объяснением каждого понятия)

Вывод: религия – вера в сверхъестественные силы (духов, богов, Бога.) Поклонение этим силам предполагает:

посредников между богом и человеком (можно предложить дать название каждому (на картинках): колдуны, жрецы, шаманы, священнослужители);

места для поклонений (рощи, ручьи, идолы, храмы);

обряды (молитвы, иногда жертвы и т.д.), в которых используются различные священные предметы.

- Обратите внимание на иллюстрацию после текста. Слова и картинки перепутаны, давайте подберем подписи к рисункам

3. 2 Работа с текстом учебника с. 92-93. Свобода совести.

Прочитайте учебник на с. 92-93. Обратите внимание на слова, выделенные жирным шрифтом.

- Кого мы называем атеистами?

- Как вы понимаете фразу «свобода совести»?

- Ребята, как вы думаете, все ли люди верят в Бога? Как называют людей, которые не верят?

Рассмотрите рисунки на с. 92. Определите, кого из героев рисунков можно назвать верующими, а кого атеистами?

- С кем из них вы бы согласились, кто из них прав?

Ученики могут высказать разные предположения, может возникнуть спор. Необходимо добиться аргументации мнений: «Я думаю, что прав …, потому что…». Хорошо, если кто-нибудь догадается, что каждый по-своему прав, каждый может думать так, как считает нужным и т.п.

Вы не первые, кто спорит из-за религиозных взглядов на мир. Вспомните, когда в истории такие споры приводили к серьёзным конфликтам, даже войнам?

- Крестовые походы, разрушение церквей в начале XX века большевиками и др.

Так кто же был прав в споре о том, во что надо верить?

- Каждый сам для себя должен выбрать, во что верить, а во что нет.

Вывод: каждый человек имеет право на веру и неверие. Судить о человеке по его вероисповеданию нельзя. Вера – внутреннее состояние человека. Одним из самых важных прав каждого человека является свобода совести.


3. Работа с текстом учебника с.96-97. Разнообразие религий мира.

Вспомните, что необходимо верующим людям для богослужения?

- Храмы, книги, священные предметы. У каждой религии есть своя книга. Я принесла одну из таких книг, это Библия.

Что вы видите на слайде?

- На слайде изображены священные предметы и изображения основателей религий: икона (Иисус Христос), рисунки (Будда, Конфуций, Мухаммед), скульптуры (Шива и Лао-цзы) – см. подписи к изображениям на с. 94–95.

Все изображения разные, по-разному выполнены, но что же их всех объединяет?

Вывод: все это памятники человеческой культуры, искусства.

- Что такое культура?

- Культура – всё полезное или красивое, что создано людьми, а не природой.

Можно ли считать хорошим поступком уничтожение какого-нибудь из этих памятников культуры? Например, если верующий одной религии уничтожит памятник другой религии?

- Уничтожение священного для верующего предмета – это оскорбление, по «золотому правилу нравственности» – это плохой поступок. Кроме того, любоваться памятником культуры может человек любой религии (или атеист), он может быть интересен для разных людей. Значит, уничтожение любого памятника культуры – это вред всему человечеству.

Проверить предположения можно по тексту фрагмента «Пути духовных исканий».

  1. Применение нового знания

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему люди не могут думать одинаково?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы.

Выводу: все люди разные, в том числе и по взглядам на мир. Есть люди, которые верят в сверхъестественное, и есть атеисты. Каждый может остаться при своём мнении, но это не должно помешать Илюше и Анюте остаться братом и сестрой, нам всем добрыми друзьями.

Рабочая тетрадь на с. 62, №1, 2, 3

  1. Итог урока. Рефлексия

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

  1. Домашнее задание

- Прочитать в учебнике с.90-97, рабочая тетрадь с. 65-66 №5, 7



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее