«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Школы России" - "«Страницы истории XIX века»".

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС.Разработка урока оформлена в виде технологической карты. Формирует и развивает универсальные учебные действия четвероклассников. Учит работать в паре и группе.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Конспект урока: «Окружающий мир» 4г класс.

Автор: учитель начальных классов- Петренко Г.А.

Тема урока: «Страницы истории XIX века»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: формирование представлений учащихся о жизни в России в XIX веке.

Образовательные:

-сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

-познакомить с реформами Александра II.

- сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

Развивающие:

  1. Развивать устную речь.

  2. Развивать умение делать выводы, обобщать.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории.

2.Воспитывать нравственные качества личности.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  • умение осуществлять логические действия;

  • умение сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.

  • умение работать с картой.

Коммуникативные УУД:

  • умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

  • умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • умение организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом;

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

  • выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • создать образ императора Александра II;

  • сформировать представления учащихся о технических изобретениях в XIX веке.

  • сформировать представления учащихся о жизни в XIX веке.

Метапредметные:

  • совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

  • развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

  • создать условия для формирования умения взаимодействовать со сверстниками;

  • извлекать и анализировать информацию из иллюстраций учебника;

  • устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

  • формирование положительной мотивации к учению.

  • проявление основ гражданской идентичности- чувство гордости за российский народ и историю России.

  • определять личностный смысл учения.

Оборудование:

  • учебник «Окружающий мир» 4 класс 2 часть, автор А.А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

  • мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

  • листы для выполнения графического диктанта.

  • электронное приложение к учебнику окружающего мира А. А. Плешаков., Е.А. Крючкова.

Понятия: Отечественная война, Наполеон Бонапарт, село Бородино, Денис Давыдов, храм Христа Спасителя, декабрист, манифест.


Оборудование: презентация, учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, А.А.Плешаков.

  • мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

  • листы для выполнения графического диктанта.

  • электронное приложение к учебнику окружающего мира А. А. Плешаков.



Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I. Организационный момент.

2 мин

Здравствуйте, ребята!

Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку друг другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

К.соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II. Актуализация знаний

Словесный метод.

Беседа.



Практический.

Блицопрос.







Практический.

Тест.























































Работа в паре.

10 мин




1. Блицопрос (проверка домашнего задания)

• В каком году началась Отечественная война?

• Какая страна напала на Россию?

• Почему Наполеон нападал на разные страны?

• Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками?

• Где происходило Бородинское сражение?

• Почему русские военные решили оставить Москву?

• Что происходило в Москве, когда туда вошли французы?

• Кто был командиром одного из партизанских отрядов?

2. Тест Вариант 1

1. Во Франции в XVIII в. к власти пришел полководец:

а) Багратион б) Наполеон в) де Толли

2. Французская армия вторглась в Россию в:

а) 1821 г. б) 1818 г. в) 1812 г.

3. В честь победы над Наполеоном был построен:

а) Петропавловский собор

б) храм Христа Спасителя

в) Спасо-Преображенский собор

4. После окончания Отечественной войны 1812 г. в Москве на Красной площади воздвигли памятник:

а) Минину и Пожарскому

б) Петру Великому

в) Екатерине II

Вариант 2

1. Главнокомандующим русскими войсками был назначен:

а) М.И. Кутузов

б) А.В. Суворов

в) Ф.Ф. Ушаков

2. Бородинская битва произошла:

а) 26 января 1812 г.

б) 26 августа 1821 г.

в) 26 августа 1812 г.

3. Какое решение принял Кутузов после Бородинского сра­жения?

а) оставить Москву

б) дать под стенами Москвы еще одно сражение

в) признать Наполеона победителем

4. Война 1812 г. называется Отечественной потому, что:

а) главное сражение произошло под Москвой

б) на войну поднялся весь народ

в) вторжение Наполеона принесло России огромные бедствия.

Взаимопроверка.

- Рассмотрите фотографии вспомнить запечатленное на ней событие и посмотреть, под каким числом  записана дата.

Освоение С-Петербурга.   1703 г.  

  • Крещение Руси.                  988 г.     

  • Ледовое побоище.              1242 г.    

  • Бородинское сражение.      1812 г.   

  • Куликовская битва.            1380 г.   

- С каким событием связан 1480 г.?

(Падение ордынского ига. Битва на р. Угре. Ахмат)

 - Что же произошло в 1861 г.

Отвечать на вопросы.



Выполнять Блицопрос и тест

П. - осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;








































Р. -Осуществлять контроль по образцу – взаимопроверка.

К. –работа в паре.

III. Постановка учебной задачи и ее решения

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Работа с учебником и дополнительными источниками.

Практический.

Работа в группах.




20 мин

(На доске слова: декабрист, крепостной, конка, манифест, мануфактура, Транссибирская магистраль.)

— Объясните значение данных слов. (Высказывания детей.)

— Где мы можем узнать значение данных слов? (Ответы детей.)

— На уроке узнаем об этих словах. Тема урока: «Страницы истории XIX века».

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать, для достижения этой цеди?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)


Физкультминутка


Высказывать свое предположение.

Отвечать на вопросы.

Определять тему, цели и задачи урока.



Проводить физминутку.


П. - осознавать познаватель­ную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;


Фронтальный опрос.


Практический.

Работа с учебником и дополнительными источниками.






















Практический.

Работа с картой.









Работа с CD

Просмотр презентации.

8 мин

- Повторим правила работы в группе.

Крепостное право - законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ — помещиков. По этим зако­нам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» — крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие по несколько тысяч «душ». Крестьян, прикреплен­ных к помещичьей земле, называли крепостными.

Помещики делали со своими крепостными все, что хотели: возла­гали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли — иногда до смерти. Крестьян продавали, разлучая детей и родителей, выменивали на собак.

Были среди крепостных прекрасные художники, музыканты, скульп­торы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К со­жалению, таланты многих погибали в крепостной неволе. Были законы, запрещавшие помещикам жестоко обращаться с крепостными, но они исполнялись плохо.

После Отечественной войны 1812 г. многие надеялись на осво­бождение крепостных. Но это произошло только в 1861 г., когда царь Александр II подписал манифест о крестьянской вольности. За что его прозвали Освободителем.

1. Работа с картой

— Используя карту в учебнике, выполните задание на с. 125. (Ученики работают с картой в учебнике и у доски.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Установите последовательность событий, выполняя за­дание 1 на с. 42. (1. Восстание декабристов. 2. Открытие железной дороги между Петербургом и Москвой. 3. Осво­бождение крепостных крестьян. 4. Начало строительства Транссибирской магистрали.)

(Ученики сравнивают 2 документа (с. 125-126 учебника), вы­сказывают свое мнение.)

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)


Рассказывать сообщения.



.

Выполнять задания в рабочей тетради.





Слушать учителя








Отвечать на вопросы учителя

















Просматривать презентацию.

К. соблюдать правила ре­чевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;

Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

IV. Итог урока

Рефлексия

Словесный метод.

Беседа.












Домашнее задание.

5 мин

— Какие знания мы открыли?

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказы­вания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 126 учеб­ника.)

— Вернемся к словам на доске. Объясните теперь значения данных слов.

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

- Составить синквей по теме урока.

Рефлексия

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого из вашей группы вам хочется поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 122—126 учебника.

2. Выполнить задания 2, 4 на с. 42-43 рабочей тетради.


Высказывать свое мнение.











Проводить рефлексию.



Записывать д/з

К. задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставлен­ными задачами;










Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее