Урок по теме « Правоотношения и их субъекты», 9 класс
Цель урока:
- дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности
Задачи:
1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.
2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.
3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.
Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.
Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.
Изучение новой темы:
Что такое правоотношения?
Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?
Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.
Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:
1. Регулируется нормами права
2. Охраняются государством.
3. Предполагают наличие прав и обязанностей.
Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»
Элементы правоотношений | ||
Субъекты | Объект | Содержание |
Участники правоотношений | То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие) | Права и обязанности участников правоотношений |
Субъекты | ||
Физические лица | Юридические лица | Социальные группы |
Гражданин РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались н территории нашей страны. | - коммерческие организации - некоммерческие организации - государство | - население региона - трудовой коллектив - жильцы многоэтажного дома |
Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.
Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.
Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
Таблица «Элементы правоотношений»
Субъекты | Объект | Права | Обязанности |
|
|
|
|
Обсуждение результатов работы в группах.
В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?
Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:
1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.
Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»
Физические лица | Юридические лица |
1,3,4, 6 | 2,5,7 |
В чем отличие физических лиц от юридических лиц?
Правосубъектность – это возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения. Субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью.
У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.
В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?
Правоспособность | Деликтоспособность | Дееспособность |
Способность иметь права и обязанности | Способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправным деянием. | Способность субъекта своим действием приобретать права и юридические обязанности |
С 6-14 лет, ребенок может самостоятельно делать некоторые покупки (хлеб, ручки, ластики, и тд.) В 14 лет получают паспорт. |
| Частичная с 14-16 лет Полная с 18 лет. |
В отличие от физического лица, юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.
Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.
Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»
Правоспособность | Дееспособность |
Способность лица иметь права и нести обязанности
| Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности. |
Приведите примеры дееспособности и правоспособности.
Физические лица | Юридические лица |
Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью. Дееспособность возникает постепенно. | Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.
|
Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.
3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
Плюс | Минус | Интересно |
что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. | что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |