Технологическая карта урока в 9 кл.
Предмет -обществознание
Тема урока | «Конституция Российской Федерации». |
Цель урока |
|
Задачи урока |
|
Планируемые результаты | Учащиеся знают основы конституционного строя Российской Федерации; знают основные статьи Конституции РФ; владеют понятиями «конституция», «правовой статус личности», «конституционные права и обязанности граждан РФ» и оперируют ими; умеют определять формы правления, государственного устройства и политический режим современной России. |
Формируемые компетенции | Ценностно-смысловые компетенции: уметь определять свою роль, как гражданина РФ; знать и выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ. Общекультурные компетенции: овладеть основами правовой культуры и гражданского самосознания, научить выражать сознательную гражданскую позицию Учебно-познавательные: знать определения изучаемых понятий; уметь задавать вопросы к изучаемым фактам; уметь соотносить определение и его значение; уметь работать с инструкцией к заданию. Информационные: владеть навыками работы с источниками; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; преобразовывать и точно передавать ее, осознанно воспринимать информацию. Коммуникативные: уметь представить свою группу; владеть способами деятельности в группе, в паре; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера. Социально-трудовые: знать основные статьи Конституции РФ, как гражданин своей страны; знать свой правовой статус, права и обязанности гражданина РФ. |
Формы и методы обучения | Методы: наглядный, частично – поисковый, практический. Методы контроля: устный, письменный (тесты) Приемы: элементы технологии РКМЧЧП, проблемные вопросы. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная. |
Основные понятия и термины | Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные права и обязанности. |
Основные источники информации | 1. Боголюбов Л.Н.. Обществознание 9 класс (2009 год). 2.Е.А. Певцова Право. Основы правовой культуры., М: Русское слово 2008 г. 3. Кравченко А.И. Программа курса, М: Русское слово2009 г. 4. Конституция РФ, М: 2011 г. |
Оборудование | ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки № 1 с заданиями по определению формы правления , карточки № 2 для заполнения основных прав и обязанностей гражданина РФ, Конституция РФ ( 1993 г.) |
Этап урока (время) | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||
1. Сообщение темы и целей урока. 1 мин. Мотивация учебной деятельности. 5 мин. | Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. Показ практической значимости и постановка учебной задачи. | Несколько уроков назад вы начали изучение политико-правовой сферы жизни общества. Я предлагаю вспомнить некоторые понятия из пройденных тем (учащимся предлагается задание проводится в форме диктанта по основным понятиям предыдущего урока. Приложение 1.
Решение тестов- проверка с помощью подготовленной презентации. (Презентация 1) У группы учащихся (5-7 человек) учитель проверяет сам и выставляет за работу оценки.
| Учащиеся соотносят термин и его значение.
Учащиеся осуществляют самопроверку. | ||||||||||
2. Изучение нового материала. 15 мин.
3. Физминутка 2 мин 4. Практическая работаю 8 мин.
| Дать конкретные представления о истории принятия Конституций в нашей стране.
Организовать работу в группах. Обнаружить и устранить пробелы.
| 1. Учитель рассказывает и показывает учащимся слайды с изображенными на них основными датами, принятия конституций в нашей стране. (слайд 2,3).
Ваши записи пригодятся вам в дальнейшей работе на уроке. Определяем основные признаки конституции. (слайд №4)
2. Предлагается рассмотреть Конституции ФР( которые лежат на столах у учащихся) и определить структуру документа. (слайд № 5) Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ (обратить внимание на ст. 3 Конституции РФ) 3. Учитель ставит проблему: «Что значит быть гражданином России?» Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями. Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России. (слайд №6) 4. Учитель задает вопрос: « Почему мы стали гражданами России?»
5. Учитель предлагает провести физминутку 6. Работа с Конституцией: Конституционный строй (схема) Возьмите карточку № 1, которая лежит у вас на партах (приложение№1). Вам необходимо заполнить таблицу «Форма государства» Работая с Конституцией РФ 1.Какие формы правления вам известны? (Республика, монархия) 2.Какие формы государственного устройства вам известны?(унитарное, федерация, конфедерация) 3. Какие виды политического режима вы знаете ? (демократический, тоталитарный, авторитарный) Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2,13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 3 мин. Проверка работы учащихся. (слайд №7) 7 . Учитель просит доказать, что Россия состоит из равноправных субъектов федерации. Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации. (слайд 8)
Учитель задает вопрос: «А в каком субъекте живем мы?»
8. Я предлагаю вам взять карточки № 2 Работа с конституцией Гл 2. Учитель просит заполнить таблицу «Основные права и обязанности граждан» Предлагает проверить заполнение таблицы. (слайд 9,10)
| Учащиеся фиксируют у себя в тетрадях основные вехи истории Конституции в нашей стране
Учащиеся делают вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Учащиеся анализируют документ, делают записи в тетрадях.
Учащиеся делают вывод: «Правовой статус человека – совокупность его прав и обязанностей»
Учащиеся отвечают на вопрос учителя в свободной форме (Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. Это право есть у любого человека с 18 лет. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Документ, подтверждающий гражданство РФ – паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.) Разминка для глаз
Учащиеся заполняют таблицу, работая с Конституцией РФ Гл 1.
Затем озвучивают результат.
Учащиеся изучают ст.65 Конституции РФ и соответственно делают записи в тетради Республики – 21 Края -9 Области - 46 Города федерального подчинения – 2 Автономная область –1 Автономные округа – 4 Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство Учащиеся отвечают на поставленный вопрос учителя.
Работая в группах с главой 2 Конституции РФ ст. 20-29, (личные права), ст.30-33 (политические права), ст.34-44(социально-культурные и экономические) заполняют Основные права человека и гражданина, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 3 мин. | ||||||||||
3. Первичное закрепление изученного. 5 мин. | Проведение рефлексии. | Учитель предлагает учащимся решить тест-проверку на изученную тему.(Приложение 2. Учащимся предлагаю составить синквейн.
Примерные аналогии синквейна:
Учитель проводит первичную рефлексию знаний: Что я запомнил? Что я нового для себя узнал? Что я знал ранее? В чем мои знания пополнились? Выставите себе оценки за работу на уроке. Используя лист самопроверки.(приложение №2) | Учащиеся решают тест. Взаимная проверка выставление оценок.
Выполняют творческое задание учителя(синквейн).
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, заполняя лист самопроверки. | ||||||||||
4. Домашнее задание. 2 мин. | Сообщить домашнее задание и способы его выполнения. | П. 11(35), практикум с.258 Учитель поясняет, как следует выполнить практикум. | Учащиеся записывают домашнее задание. |