КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА,
С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ)
РУССКИЙ ЯЗЫК, 2КЛАСС.
СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА
ТЕМА УРОКА: Что такое существительное?.
ТИП УРОКА: Открытие нового знания.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ЦЕЛЬ: формирование умений реализации новых способов действий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: формирование общего понятия об имени существительном, развивать умение точно употреблять имена существительные в устной и письменной речи.
Задачи:
Учить различать предмет и слово как часть речи;
Учить соотносить вопросы кто? и что?;
Развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
Развивать речь учащихся.
Личностные: развивать умение высказывать свое мнение и выражать свои эмоции;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Межпредметные:
Познавательные: развивать умение извлекать информацию из схематической информации, правил; представлять информацию в виде схемы; на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные: развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами заданий; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную личностную рефлексию.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре.
предметные
- построить алгоритм правильного использования имен прилагательных в речи, различия прилагательных по существенным признакам.
- развивать устную и письменную речь учащихся.
метапредметные
- развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы;
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.
ХОД УРОКА
СТАДИЯ ВЫЗОВА.
Мотивирование к учебной деятельности.
- Для ребят звенит звонок ,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
- Поговорим? (поговорим)
- О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)
- О чем-то знаю я. (А что-то нам известно)
- Поговорим? (поговорим).
- (вместе) Нам будет интересно.
- Девизом нашего урока сегодня будет следующая пословица. Начнём с её проговаривания. (записана на доске или слайд№1)
Человек без друзей – что дерево без корней.
- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? Что такое дружба?
-А в нашем классе есть настоящие друзья?
- Нам это очень пригодиться!
-– Сейчас, я предлагаю вам стать на время урока СЛЕДОПЫТАМИ-РАЗВЕДЧИКАМИ. Согласны? И не просто так, об этом попозже.
-Ну, тогда нам предстоит много работать. И без дружбы, конечно, не обойтись. А ещё нам нужно:
1. Иметь зоркий глаз;
2. Уметь слушать;
3. Быть внимательным.
- Пойдём мы не просто, куда глаза глядят, а по определённому маршруту. На столе у вас лежат секретные карты нашего урока. В течение всего урока вы будете самостоятельно себя оценивать, свою работу, а я вам буду помогать.
- Чтобы справиться с работой, должно быть хорошее настроение и у вас, и у меня. У меня
настроение отличное, а у вас?
- Если у вас отличное настроение - нарисуйте весёлый смайлик, если сомневаетесь – задумчивый, ну а если грустное настроение – грустный смайлик. Итак, в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.
1. Чистописание (выполняется в рабочей тетради)
На доске
Большой-маленький
Война-…..
Глубокий-….
Старый -…
Твёрдый-….
Сухой-…
- К нам в класс рано утром письмо, но чтобы его открыть нужно найти ключ. Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете букву, какую будет писать. Ну что ж мои разведчики, подумайте.
(подобрать к словам антонимы. Они все начинаются с М)
- Верно, сегодня будем писать строчную и заглавную и букву Мм .
Показ
2. Словарно-орфографическая работа
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Придумайте слова на букву М.
– Я тоже подобрала несколько слов, начинающихся на эту букву:
Москва, моряк, мир, мечтать, мама, Марина, мёд.
– Какое слово лишнее? Почему? (Мечтать, так как отвечает на вопрос Что делать?)
-Выписываем остальные слова, которые требуют проверки и объясняем орфограммы.
– А что объединяет слова, которые мы записали? (кто? что?)
Взаимопроверка выполнения задания. Оценивание по шкале « ПЗ» (правильность знаков)
3. Постановка учебной задачи.
- Дело вот в чём. Сегодня прямо в школу пришёл почтальон и принёс письмо для учеников 2 класса. Ключ вами найден.
Прежде чем зачитать срочное сообщение, проверим ваши знания.
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения? (из слов)
- Как вы думаете, давно ли у человечества появилась речь?
- Какие слова древний человек придумал первыми?
Все слова русского языка делятся на большие группы – ЧАСТИ РЕЧИ.
Итак, поступило срочное сообщение:
ПОТЕРЯЛАСЬ ЧАСТЬ РЕЧИ!!!
На доске появляется запись:
ЧАСТЬ РЕЧИ
– Что будем делать? (Искать.)
– С чего начнём поиск? (Со сбора информации.)
-Ребята, глядя на записанные слова, какие слова русского языка потерялись?
-Какие у вас возникли вопросы у следопытов-разведчиков?
1. Как называется?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Что обозначает?
-Какие цели ставят следопыты в этом поиске на нашем уроке? Воспользуйтесь схемой.
Мы познакомимся….
Мы научимся…
Мы закрепим…
Будем развивать…
-Вместе с срочным сообщением пришло приложение давайте внимательно его посмотрим.
Физминутка для глаз.
4. Открытие новых знаний
Стадия осмысления, прием «Мозговой штурм»
- Ну что ж следопыты куда по карте направляемся? (остров прошлого)
- Рассмотрите иллюстрации художника о жизни первобытных людей. Предположите, какие слова они уже могли придумать?
(слайд 1, 2)
Предположительные ответы детей: лодка, весло, рыба, река, зверь, шкура, нож, охота и другие
- Предположите, какое слово из каждой группы появилось первым и подчеркните его. (в парах)
Карточки
зверь одомашнивать грозил рыбачили
звериный дом грозовое рыба
озверел домашнее гроза рыбный
- А почему?
- Сначала человек придумал имя каждому предмету.
-На какие вопросы отвечают эти слова? (Кто ? Что?)
2.– Итак, пойдём по следам. Они ведут нас в долину «Окружающего мира».
– Замените одним словом и запишите:
– движение воздуха – ветер
– буря на море – шторм
– сильный ветер со снегом – метель
– ненастье с громом и молнией – гроза
– Прочитайте записанные слова. Что вы можете сказать о них?
Отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают явления природы.
-Следы привели нас в лес математики. Слушаем задачу:
Играя в прятки с Попугаем, Мартышка пробежала 5 м по спине Удава, взобралась на самый верх пальмы, под которой отдыхал Удав и, оставаясь на той же высоте, перепрыгнула на соседнее дерево, стоявшее в 3 м от пальмы. Какой высоты была пальма, если Мартышка проделала путь в 15 м? (15-5-3=7(м))
– Молодцы. Назовите героев этой задачи.
Попугай, Мартышка, Удав.
– Как одним словом назвать эти слова?
– Животные. Запишите названия животных.
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– КТО?
– А на вопрос КТО? кроме животных кто ещё отвечает?
– Люди.
3.– Следы привели нас к океану изобразительного искусства.
Вы видите репродукцию картины.
– Что вы чувствуете, глядя на неё? (Восхищение, удивление, спокойствие, умиротворение.)
– На какой вопрос отвечают эти слова?
– ЧТО?
– Что обозначают эти слова? (чувства, переживания)
4.– Следопыты, мы дошли до поляны технологии.
– Для изготовления аппликации какие инструменты нам пригодятся?
– Ножницы, кисточка.
– Какие ещё знаете инструменты?
– Грабли, пила, лопата, топор…
– Как ещё можно назвать овощи, инструменты, учебные принадлежности, автомобили, дома …?
– Предметы.
-На какой вопрос они отвечают? Что?
5.- Итак, следопыты-разведчики, что же мы узнали о нашей потерявшейся части речи?
-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах. Но вопрос что? может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это можно считать вещами.
-Следопыты, а какое название учёные придумали для нашей потерявшейся части речи по вашему мнению?
-На вопрос КТО? или ЧТО? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.
-Давайте запишем это название на последней остановке нашего маршрута.
-Как вы думаете, почему такое название? (предметы , вещи существуют)
– Итак, мы нашли пропавшую часть речи. Теперь отдохнём.
6.Физкультминутка. Интерактив
(Дети читают вслух стихотворение и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Я буду называть слова. Если это имена существительные, вы приседаете, если другие части речи-поднимаете руки вверх. Слова: люстра, мальчик, бегать, стол, рыба, окно, зеленый, школа, рассказ, синий, дежурный, играть, мама.
V. Развитие умений
– Ребята, а как вы предполагаете имя существительное это важная часть речи?
– Может быть можно обойтись без неё?
– Давайте проверим наше предположение.
– У меня есть текст без имён существительных. Прочитайте.(карточки)
– Всё ли понятно?
– Исправим текст. Запишем исправленный текст.
Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе – имя существительное. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления.
6. Самостоятельная работа
1.-Следопыты из хорошие, а вот теперь докажите, что вы не только умеете добывать знания, но и применять их на практике.
С.111 Упр. 206.
-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга. Если всё правильно, то пусть на полях засияет солнышко, если с ошибками, то пока тучка.
– На протяжении всего урока вы были настоящими друзьями, помогая друг другу вы отыскали потерявшуюся часть речи. А теперь помогите собрать рассыпавшиеся слова по классу в одно предложение.
СЛЕДОПЫТЫ ИДУТ НА ПОМОЩЬ.
-Давайте запишем это предложение.
-Какое задание можем предложить?
- Давайте буквой найдём существительные и обозначим их буквой с.
- Каким членом предложения выражено существительное?
-А об этом мы будем говорить на следующих уроках.
7. Подведение итогов урока
– Урок подходит к концу. Давайте вспомним? какую цель мы ставили перед собой в начале урока.
– Достигли мы заданной цели?
– Какую часть речи мы изучали?
- Следопыты-разведчики всегда с путешествия оставляют на память предмет.
С острова прошлого в ответ за наши заслуги по поиску потерявшейся части речи нам пришла вот такая телеграмма. Она у каждого есть на парте. На что она похожа? (скелет рыбы)
- В данный момент он красивый? Давайте его заполним.
- В голове рыбы запишем проблему, над которой работали.
- На верхних косточках основные понятия.
-На нижних косточках расшифровку понятий.
-Хвост – ответ на вопрос.
- Ну что ж следопыты что такое имя существительное?
8.Рефлексия
-Подводим итоги нашего урока. Поможет в этом моя подсказка.
-Я для себя сделал открытие…
-Меня удивило…
-Оказывается,что…
-За работу на уроке я бы поставил себе…
9.Домашнее задание Сочинить синквейн по данной теме.
-Мои следопыты-разведчики, представьте, что вы лучики, которые открывают новые знания, как солнце открывает день, оцените своё настроение на вот таких разных солнышках.
Дети подходят вставляют лучики.
Спасибо, дети за урок,
Надеюсь, он пошёл вам впрок!
Секретные задания следопытов- разведчиков.
Найди и почеркни слово каждой группы, которое появилось первым.
зверь
| одомашнивать
| грозил | рыбачили |
звериный
| дом | грозовое | рыба |
озверел
| домашнее | гроза | рыбный |
|
|
|
|
Вставь недостающие слова и запиши правильно.
Я второго класса.
Я кладу в портфель.
В пенале лежат.
Телеграмма с «Острова прошлого»