«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по математике на тему " Нумерация многозначных чисел"

Конспект разработан для кроков математики в 4 классах по УМК "Гармония"

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

У р о к 1.
Повторение материала 1, 2, 3 классов.
Нумерация многозначных чисел

1. Разгадайте правило, по которому записаны выражения в первом столбике. Составьте по этому же правилу выражения в других столбиках и найдите их значения.

а) 8 – 3

80 – 30

800 – 300

8000 – 3000

80000 – 30000

б) 5 – 2 =

в) 7 – 3 =

– Как называются числа в первом выражении? во втором? в третьем? в четвертом? в пятом? (Однозначные, двузначные и т. д.)

2. Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифры 1?

О т в е т: одно число – 111.

– Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1 и 0?

О т в е т: 111, 100, 101, 110.

– Шестизначное число записано с помощью одних девяток, а семизначное – с помощью единиц. Какое из этих чисел больше?

– Шестизначное число записано с помощью единиц, а семизначное – с помощью нулей и одной единицы. Какое из этих чисел больше?

– Назовите несколько шестизначных чисел, записанных цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6 (цифры записаны на доске). Назовите большое шестизначное число, записанное данными цифрами.

О т в е т: 654, 321.

– Назовите самое маленькое шестизначное число, записанное данными цифрами.

О т в е т: 123, 456.

– Назовите несколько четырехзначных чисел, записанных с помощью одинаковых цифр.

О т в е т: 1111, 2222, 3333, 4444 и т. д.

IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.

1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 1).

а) Сравните пары чисел. По каким признакам похожи все пары чисел? (В каждой паре слева находится шестизначное число, а справа – пятизначное. Во всех числах отсутствуют разрядные сотни и тысячи. В каждой паре число, записанное справа, меньше, чем число слева.)

Если учащиеся будут указывать на признаки:

– в последней паре в разряде единиц одного и другого числа записана цифра 4;

– числа первой пары (390089 и 30089) начинаются и кончаются одинаковыми цифрами.

Учитель должен прокомментировать высказывания каждого уче-ника:

– А сохраняются данные признаки в других парах?

– Что обозначают цифры 3, 8, 9 в числах первой пары?

б) Назовите компоненты при сложении.

– Назовите компоненты при вычитании.

– Вычислите значение суммы и разности чисел в каждой паре:

I в а р и а н т – первой и второй пары чисел;

II в а р и а н т – третьей и четвертой пары чисел.

в) Выпишите ответы в порядке убывания.

Двое учащихся выполняют задание на обратной стороне доски, после чего проводится проверка.

– Вычислите сумму всех чисел первого столбика. Вычислите сумму всех чисел второго столбика.

З а п и с ь:

г) Назовите число, в котором 280 тысяч.

– Что значит «увеличить в …»? (Умножить.)

– Каким действием можно заменить умножение?

– Выполните данное задание, заменяя умножение сложением.

З а п и с ь:

280008 · 2 = 560016

д) Что значит «увеличить на …»? (Сложить.)

е) Что значит «уменьшить на …»? (Выполнить вычитание.)

V. Продолжение работы по теме урока.

1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 3.

– Запишите значение произведений:

7 · 8 =

8 · 9 =

6 · 7 =

4 · 9

5 · 8 =

4 · 7 =

– Из каждого равенства на умножение составьте два равенства на деление:

7 · 8 = 56

56 : 8 = 7

56 : 7 = 8

8 · 9 = 72

72 : 8 = 9

72 : 9 = 8

6 · 7 = 42

42 : 6 = 7

42 : 7 = 6

– А теперь проанализируйте выражения в каждом столбике задания № 3. По какому правилу они составлены?

– Можно ли утверждать, что значения выражений в каждой паре будут одинаковыми?

7 · 8

(56 : 8) · (56 : 7)

8 · 9

(72 : 9) · (72 : 8)

6 · 7

(36 : 6) · (49 : 7)

В ы в о д. Каждый множитель первого выражения выступает как значение выражений, данных в скобках второй строки.

– Какие еще можно записать выражения для произведения чисел ?

З а п и с ь:

6 · 7

(36 : 6) · (63 : 9)

6 · 7

(24 : 4) · (28 : 4)

6 · 7

(30 : 5) · (35 : 5)

6 · 7

(54 : 9) · (49 : 7)

6 · 7

(18 : 3) · (21 : 3)

6 · 7

(60 : 10) · (70 : 10)

– Самостоятельно запишите третью и четвертую строки для выражения .

– Самостоятельно составьте по этому же правилу столбик выражений для произведения .

– Найдите значение третьего и четвертого выражений в столбиках и .

Далее учитель проводит фронтальное обсуждение результатов и может дополнить столбики разными вариантами.

2. З а д а н и е н а д о с к е.

– Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства:

2005 + = 2106

33112 – = 33012

4897 – = 4092

6321 + = 6432



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее