У р о к 1.
Повторение материала 1, 2, 3 классов.
Нумерация многозначных чисел
1. Разгадайте правило, по которому записаны выражения в первом столбике. Составьте по этому же правилу выражения в других столбиках и найдите их значения.
а) 8 – 3 80 – 30 800 – 300 8000 – 3000 80000 – 30000 | б) 5 – 2 = … … … … | в) 7 – 3 = … … … … |
– Как называются числа в первом выражении? во втором? в третьем? в четвертом? в пятом? (Однозначные, двузначные и т. д.)
2. Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифры 1?
О т в е т: одно число – 111.
– Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 1 и 0?
О т в е т: 111, 100, 101, 110.
– Шестизначное число записано с помощью одних девяток, а семизначное – с помощью единиц. Какое из этих чисел больше?
– Шестизначное число записано с помощью единиц, а семизначное – с помощью нулей и одной единицы. Какое из этих чисел больше?
– Назовите несколько шестизначных чисел, записанных цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6 (цифры записаны на доске). Назовите большое шестизначное число, записанное данными цифрами.
О т в е т: 654, 321.
– Назовите самое маленькое шестизначное число, записанное данными цифрами.
О т в е т: 123, 456.
– Назовите несколько четырехзначных чисел, записанных с помощью одинаковых цифр.
О т в е т: 1111, 2222, 3333, 4444 и т. д.
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
1. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а (выполнение задания № 1).
а) Сравните пары чисел. По каким признакам похожи все пары чисел? (В каждой паре слева находится шестизначное число, а справа – пятизначное. Во всех числах отсутствуют разрядные сотни и тысячи. В каждой паре число, записанное справа, меньше, чем число слева.)
Если учащиеся будут указывать на признаки:
– в последней паре в разряде единиц одного и другого числа записана цифра 4;
– числа первой пары (390089 и 30089) начинаются и кончаются одинаковыми цифрами.
Учитель должен прокомментировать высказывания каждого уче-ника:
– А сохраняются данные признаки в других парах?
– Что обозначают цифры 3, 8, 9 в числах первой пары?
б) Назовите компоненты при сложении.
– Назовите компоненты при вычитании.
– Вычислите значение суммы и разности чисел в каждой паре:
I в а р и а н т – первой и второй пары чисел;
II в а р и а н т – третьей и четвертой пары чисел.
в) Выпишите ответы в порядке убывания.
Двое учащихся выполняют задание на обратной стороне доски, после чего проводится проверка.
– Вычислите сумму всех чисел первого столбика. Вычислите сумму всех чисел второго столбика.
З а п и с ь: |
|
|
г) Назовите число, в котором 280 тысяч.
– Что значит «увеличить в …»? (Умножить.)
– Каким действием можно заменить умножение?
– Выполните данное задание, заменяя умножение сложением.
З а п и с ь: | 280008 · 2 = 560016 |
|
д) Что значит «увеличить на …»? (Сложить.)
е) Что значит «уменьшить на …»? (Выполнить вычитание.)
V. Продолжение работы по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 3.
– Запишите значение произведений:
7 · 8 = 8 · 9 = | 6 · 7 = 4 · 9 | 5 · 8 = 4 · 7 = |
– Из каждого равенства на умножение составьте два равенства на деление:
7 · 8 = 56 56 : 8 = 7 56 : 7 = 8 | 8 · 9 = 72 72 : 8 = 9 72 : 9 = 8 | 6 · 7 = 42 42 : 6 = 7 42 : 7 = 6 |
– А теперь проанализируйте выражения в каждом столбике задания № 3. По какому правилу они составлены?
– Можно ли утверждать, что значения выражений в каждой паре будут одинаковыми?
7 · 8 (56 : 8) · (56 : 7) | 8 · 9 (72 : 9) · (72 : 8) | 6 · 7 (36 : 6) · (49 : 7) |
В ы в о д. Каждый множитель первого выражения выступает как значение выражений, данных в скобках второй строки.
– Какие еще можно записать выражения для произведения чисел ?
З а п и с ь: | 6 · 7 (36 : 6) · (63 : 9) 6 · 7 (24 : 4) · (28 : 4) 6 · 7 (30 : 5) · (35 : 5) | 6 · 7 (54 : 9) · (49 : 7) 6 · 7 (18 : 3) · (21 : 3) 6 · 7 (60 : 10) · (70 : 10) |
– Самостоятельно запишите третью и четвертую строки для выражения .
– Самостоятельно составьте по этому же правилу столбик выражений для произведения .
– Найдите значение третьего и четвертого выражений в столбиках и .
Далее учитель проводит фронтальное обсуждение результатов и может дополнить столбики разными вариантами.
2. З а д а н и е н а д о с к е.
– Вставьте числа в «окошки», чтобы получились верные равенства:
2005 + = 2106 33112 – = 33012 | 4897 – = 4092 6321 + = 6432 |