Деление с остатком
(открытый урок по математике, 3 «В»класс)
Выполнил: учитель начальных
классов
Новикова Анна Андреевна
Тип урока | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями. |
Цель урока | Обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике. |
Задачи урока | Познавательные УУД: развивать познавательные интересы; готовить к принятию и решению учебных и познавательных задач; уметь выделять главное; учить сравнивать данные; определять общие признаки, классифицировать решать задачи моделированием; соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью. Регулятивные УУД: формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельность и сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей. Личностные УУД: формировать понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации. Коммуникативные УУД: уметь выражать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
|
Ход урока.
Организационный момент
Создание эмоционального настроя.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас
Математика сейчас.
Пожелаем всем удачи –
За работу в добрый час!
Александр Васильевич Суворов, великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения, говорил так: «Математика – гимнастика ума»
- Как вы понимаете эти слова?
(Математика дает упражнения для развития гибкости ума, развивает математические способности. Математический ум – точный, ясный ум)
- Где в вашей жизни может пригодиться математика?
- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. А для этого мы с вами проведем различные эксперименты.
2. Устный счет
Но сначала будет гимнастика для ума.
1.
1.40:20 2.42:2
3.90:3 4.39:3
5.82:2 6.36:9
7.15:1 8.100:20
2. Задачи
1. 12 кустов роз посадили ребятки.
По 3 куста на каждую грядку.
Посчитай-ка, поскорей,
Сколько грядок у друзей? (12:3=4 гр.)
3. Как называются компоненты при делении?
2. В каком случае частное двух чисел равно 0?
3. Обведите только те числа, которые делятся на 6.
1 вариант
6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
2 вариант
32, 33, 34, 35, 36, 37,38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 ,47, 48, 49, 50, 53, 54, 56, 57, 60
III. Целеполагание и мотивация.
Постановка проблемы.
Какое арифметическое действие мы сегодня использовали, выполняя задания? (ДЕЛЕНИЕ)
Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:
10:5 9:3 9:2
Вы смогли полностью выполнить задание?
(Нет)
- Почему? В чём было затруднение? 9:2
Чем похожи примеры и чем отличаются?
(в примере 9:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)
Как же нам решить возникшую проблему?
Давайте проведем 1 эксперимент.
У вас на партах по два сарафана и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц для этих сарафанов и распределите их поровну на сарафаны.
– Все ли пуговицы удалось поровну пришить (разложить) на два сарафана?
– Сколько пуговиц на каждом сарафане?
- Запишем выражение, соответствующее вашим действиям.
- Сколько пуговиц было сначала? (9)
- На сколько сарафанов их разделили? (2)
- Все ли пуговицы разделили? (нет)
- Какое самое большое число делили? (8)
- Сколько осталось?
- Как получили?
Вот такое выражение получилось
На доске: 9:2=4 (ост.1)
Эксперимент 2:
– Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов.
- Сколько всего карманов?
– Какое действие вы выполняли?
- Все ли карманы удалось разделить?
- Запишем выражение.
Сколько всего карманов? На сколько сарафанов их разделили?
Получается следующее выражение.
На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1)
Смотрите у нас везде получается остаток.
Может кто-то из вас сформулирует тему урока.
(Деление с остатком)
Наша цель сегодня научиться быстро делить с остатком.
IV. Физкультминутка
V.Первичное закрепление.
Эксперимент 3:
1.Используя рисунок найдите частное и остаток.
7 : 2 = (ост. )
- Сколько раз по 2 получилось? (3 раза)
- Значит, чему равно частное? (3)
- Какое наибольшее число разделили? (6)
- А сколько фигур осталось? (1)
- Значит остаток равен 1.
- Как получили?
7 : 3 = (ост. )
- Сколько раз по 3 получилось? (2 раза)
- Значит, чему равно частное? (2)
- Какое наибольшее число разделили? (6)
- А сколько фигур осталось? (1)
- Значит остаток равен 1.
- Как получили?
7 : 4 = (ост. )
- Сколько раз по 4 получилось? (1 раза)
- Значит, чему равно частное? (1)
- Какое наибольшее число разделили?
- А сколько фигур осталось? (3)
- Значит остаток равен 3.
- Как получили?
2.Составление алгоритма
Алгоритм деления с остатком.
1.Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
2.Данное число делим на делитель. Это значение частного.
3.Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.
4.Проверяем, остаток должен быть
Выполните деление с остатком:
Стр.72 №3
4.Работа по карточкам.
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 = 9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 = 17 : 8 = 19 : 2 =
VI.Рефлексия
Подведём сейчас итог,
Что пошло ребятам впрок.
2 вопроса у меня,
Отвечайте-ка, друзья.
–что мы закрепили? (выполнять деление с остатком)
– Какое математическое открытие вы сделали на уроке? (Ост.
- Оцените свою работу на уроке:
Нарисуйте зелёный кружок в тетради в конце работы, если вы научились решать примеры на деление с остатком;
- я научился решать примеры на деление с остатком.
Синий кружок – испытываю затруднения.
- я понял, как, но испытываю затруднения.
Красный кружок - если вам требуется помощь.
- мне нужна помощь
Анализ работы класса на уроке.
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф.И. | Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание №5 | Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
1 вариант
Выполните деление с остатком:
8 : 3 = 6 : 5 =
9 : 4 = 9 : 5 =
2 вариант
Выполните деление с остатком:
12 : 5 = 13 : 4 =
17 : 8 = 19 : 2 =
Алгоритм деления с остатком.
1.Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
2.Данное число делим на делитель. Это значение частного.
3.Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.
4.Проверяем, остаток должен быть