«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по математике 1 класс " Компоненты сложения и вычитания".

Разработка урока по математике для 1 класса на тему: "Компоненты сложения и вычитания".

Олимпиады: Математика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема: Слагаемые. Сумма. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.


Ход урока


1.Организационное начало урока


Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения!


2. Актуализация знаний


1. Целеполагание


- Сегодня мы узнаем, как называются числа при сложении и вычитании. Будем решать примеры и отвечать на сказочные вопросы.


9 4 8 6 7 3

Ш И П У К Н


- Расставьте данные числа в порядке возрастания, чтобы узнать, в мир сказок какого писателя мы отправимся.


- А.С. Пушкин – великий русский писатель, произведения которого интересны и любимы и взрослыми, и детьми. Наш урок математики будет посвящён сказкам А. С. Пушкина, которые он написал, заложив в основу народные сказки, рассказанные ему любимой няней.


2.Устный счёт


1)

- Сколько стихотворных сказок было написано Александром Сергеевичем?

- Правильно, пять.

- Из какой сказки эти строки?


Белка там живёт ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поёт

Да орешки всё грызёт.


- Попробуйте справиться со следующим заданием и «расщёлкать» цепочку примеров, как белка – золотые орешки.


5 – 1 ○ -2 ○ +3 ○ -2 ○ +2 ○ -1 □

1 +2 ○ -2 ○ +3 ○ +2 ○ -3 ○ +1 □



- Проверь себя.


2)

– Помогите закончить следующие строчки:


Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

По морю, по океану

В царство славного … Салтана.



- Молодцы! Вы должны отправить кораблики к нужному берегу.


- Проверь себя.


3)

- Царица и её сын Гвидон плыли по морю в бочке 3 дня и 3 три ночи. Сколько дней и ночей царица и её сын находились в бочке?


- Правильно, шесть. Три плюс три будет – шесть.


- Отгадайте загадку.


Я круглое и гладкое.

Но не румяное и не сладкое.

Глядят в меня,

А видят себя. (Зеркало)


- Кто из героев сказок А. С. Пушкина очень часто смотрел в зеркало?


- Правильно, царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

- До обеда царица смотрелась в зеркало 5 раз, а после обеда – 2раза. Сколько раз посмотрела царица в зеркало за весь день?

- Правильно, семь раз. Потому что к пяти прибавить два будет – семь.


- В лесу жили в домике 7 богатырей и одна царевна. Сколько всего человек жило в домике?


- Совершенно верно, восемь. К семи прибавить один будет – восемь.


4)


- Из каких фигур состоит иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».


- Домик состоит: из синего большого квадрата и жёлтого маленького квадрата, из красного большого треугольника и зелёного маленького треугольника.

Дерево состоит из зелёного овала и коричневого четырёхугольника.

Солнышко – это жёлтый круг. Пенёк – коричневый квадрат.


Физкультминутка для глаз


Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано:

Где окно и где крыльцо.

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.


Актуализация знаний 2


3. Формирование знаний


- Сколько кораблей с белыми парусами? Шесть.

- Сколько кораблей с красными парусами? Два.

- Сколько всего кораблей? Восемь.

- Правильно.


- Число 6 – это первое слагаемое; число 2 – это второе слагаемое; число 8 – сумма.


- Запись чисел «шесть плюс два» читается: «Сумма чисел шесть и два».

Таким образом, числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения – их суммой.


Два «слагаемые» в ряд

Друг за дружкою стоят.

Вслед за ними знак «равно» -

Он известен нам давно.

Что в итоге получаем,

Словом «суммой» называем.


- Назовите второе слагаемое. Два.


- Найдите сумму чисел четыре и один. Сумма чисел четыре и один равна пяти.


- Назовите каждое число в этой записи математическим «именем».

- Слагаемое, слагаемое, сумма.


- Сколько рыбок поймал старик? Шесть.

- Сколько рыбок кот пытается съесть? Две.

- Правильно. Шесть минус два равно – четыре.


- В математике число шесть в таких равенствах называют уменьшаемым, число два – вычитаемым, четыре – разностью.

- Запись чисел «шесть минус два» читается: «Разность чисел шесть и два». Значит, число, которое уменьшают, называется уменьшаемым, а число, которое вычитают, называется вычитаемым. Результат является разностью.


Хоть я у всех всё отнимаю,

Но это вовсе не беда.

Я роль свою ведь выполняю,

А это, верьте, не со зла.

Поэтому вы знать должны

что компоненты все важны.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.


- Назовите уменьшаемое. Восемь.


- Найдите разность чисел шесть и один. Разность чисел шесть и один равна пяти.


- Назовите числа в примере их математическим «именем».


Физкультминутка

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.


Актуализация знаний 3


4. Закрепление знаний


Вдруг шатёр

Распахнулся… и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.


- Из какой сказки эти строки?

- Правильно, «Золотой петушок».


1)


- У Васи было три книги. Ему подарили ещё 2 книги. Сколько книг стало у Васи? Правильно, пять. Запишите этот пример. Назовите первое слагаемое –три; второе слагаемое – два; сумму – пять.


2)

○ ○ ○ ○ ● ● □ □ □ □ □ ■ ■ ■ ▲ ▲ ▲ ▼ ▼ ▼ ▼

4 + 2 = 5 + 3 = 3 + 4 =


-Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получится в сумме.

- Первое слагаемое – четыре, второе слагаемое два, сумма – шесть.

- Первое слагаемое – пять, второе слагаемое – три, сумма – восемь.

- Первое слагаемое – три, второе слагаемое – четыре, сумма – семь.


- Уменьшаемое равно девяти, вычитаемое – двум. Запиши разность этих чисел и вычисли её.


- Уменьшаемое равно четырём, вычитаемое – двум. Запиши разность и вычисли.

4 -2 =2


- Запиши разность чисел пять и два и найди её значение.

5-2=3


3)

- В море плавало восемь золотых рыбок. Одна из них уплыла. Сколько рыбок осталось?


- Верно, семь.

От восьми отнять один, будет семь.


- На ветке сидело четыре синички. К ним прилетело ещё две. Сколько птиц стало?


- Правильно, восемь. К четырём прибавить два, получится шесть.


- На полянке сидело девять зайчиков. Двое из них побежали в лес. Сколько зайчиков осталось на полянке?


-Правильно, семь. От девяти отнять два, равно семь.


Пять лодок у причала,

Волна их весело качала.

Три лодки взяли рыбаки,

Чтоб переплыть простор реки.

А сколько лодок у причала

Волна по-прежнему качала?


- Верно, две.

- От пяти отнять три равно – два.


4) Самостоятельная работа.


1

6

- Запиши справа число, больше данного на один.

- Проверь себя.


1

6


5 – 2= 5- 1- 1 = 2

3 – 2 =

6 -2 =

7 -2 =

- Найди разность по образцу.

- Проверь себя.


3 - 2 = 3 – 1 – 1 =1

6 - 2 = 6 - 1 – 1 = 4

7 - 2 = 7 – 1 – 1 =5


Мама-белка для детишек

Собрала десяток шишек.

Сразу все не отдала,

По одной всего дала:

Старшему - еловую,

Среднему – сосновую,

Младшему – кедровую.

(Сколько шишек осталось у мамы-белки?)


-Проверь себя.


- Начертите отрезок четыре сантиметра .


4) Задача на смекалку


- В корзинке три яблока. Как поделить их между тремя царевнами так, чтобы одно яблоко осталось в корзинке?


- Нужно отдать одно яблоко с корзинкой.


3 Подведение итогов


- Узнали героя сказки А.С. Пушкина? Это Балда из сказки « Сказка о попе и работнике его Балде». Помогите ему разложить равенства в корзинки.

- В первую корзинку нужно положить разности , а во вторую - суммы.


7-1 6+4

6-5 3+6

13-4 9+9


- Надеюсь, после этого занятия вам захочется перечитать сказки А.С.

Пушкина. Они многому вас научат.


Сказки Пушкина в сердце живут,

Радость и свет всем детям несут!

Вновь помогут они нам с тобой

Восхититься волшебной страной!


Рефлексия


-Продолжите фразу:

-Я узнал …

-Я умею …

-Мне было трудно …

-Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее