Тема: Слагаемые. Сумма. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
Ход урока
1.Организационное начало урока
Математика сложна,
Но скажу с почтением:
Математика нужна
Всем без исключения!
2. Актуализация знаний
1. Целеполагание
- Сегодня мы узнаем, как называются числа при сложении и вычитании. Будем решать примеры и отвечать на сказочные вопросы.
9 4 8 6 7 3
Ш И П У К Н
- Расставьте данные числа в порядке возрастания, чтобы узнать, в мир сказок какого писателя мы отправимся.
- А.С. Пушкин – великий русский писатель, произведения которого интересны и любимы и взрослыми, и детьми. Наш урок математики будет посвящён сказкам А. С. Пушкина, которые он написал, заложив в основу народные сказки, рассказанные ему любимой няней.
2.Устный счёт
1)
- Сколько стихотворных сказок было написано Александром Сергеевичем?
- Правильно, пять.
- Из какой сказки эти строки?
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
- Попробуйте справиться со следующим заданием и «расщёлкать» цепочку примеров, как белка – золотые орешки.
5 – 1 ○ -2 ○ +3 ○ -2 ○ +2 ○ -1 □
1 +2 ○ -2 ○ +3 ○ +2 ○ -3 ○ +1 □
- Проверь себя.
2)
– Помогите закончить следующие строчки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
По морю, по океану
В царство славного … Салтана.
- Молодцы! Вы должны отправить кораблики к нужному берегу.
- Проверь себя.
3)
- Царица и её сын Гвидон плыли по морю в бочке 3 дня и 3 три ночи. Сколько дней и ночей царица и её сын находились в бочке?
- Правильно, шесть. Три плюс три будет – шесть.
- Отгадайте загадку.
Я круглое и гладкое.
Но не румяное и не сладкое.
Глядят в меня,
А видят себя. (Зеркало)
- Кто из героев сказок А. С. Пушкина очень часто смотрел в зеркало?
- Правильно, царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- До обеда царица смотрелась в зеркало 5 раз, а после обеда – 2раза. Сколько раз посмотрела царица в зеркало за весь день?
- Правильно, семь раз. Потому что к пяти прибавить два будет – семь.
- В лесу жили в домике 7 богатырей и одна царевна. Сколько всего человек жило в домике?
- Совершенно верно, восемь. К семи прибавить один будет – восемь.
4)
- Из каких фигур состоит иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Домик состоит: из синего большого квадрата и жёлтого маленького квадрата, из красного большого треугольника и зелёного маленького треугольника.
Дерево состоит из зелёного овала и коричневого четырёхугольника.
Солнышко – это жёлтый круг. Пенёк – коричневый квадрат.
Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано:
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.
Актуализация знаний 2
3. Формирование знаний
- Сколько кораблей с белыми парусами? Шесть.
- Сколько кораблей с красными парусами? Два.
- Сколько всего кораблей? Восемь.
- Правильно.
- Число 6 – это первое слагаемое; число 2 – это второе слагаемое; число 8 – сумма.
- Запись чисел «шесть плюс два» читается: «Сумма чисел шесть и два».
Таким образом, числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения – их суммой.
Два «слагаемые» в ряд
Друг за дружкою стоят.
Вслед за ними знак «равно» -
Он известен нам давно.
Что в итоге получаем,
Словом «суммой» называем.
- Назовите второе слагаемое. Два.
- Найдите сумму чисел четыре и один. Сумма чисел четыре и один равна пяти.
- Назовите каждое число в этой записи математическим «именем».
- Слагаемое, слагаемое, сумма.
- Сколько рыбок поймал старик? Шесть.
- Сколько рыбок кот пытается съесть? Две.
- Правильно. Шесть минус два равно – четыре.
- В математике число шесть в таких равенствах называют уменьшаемым, число два – вычитаемым, четыре – разностью.
- Запись чисел «шесть минус два» читается: «Разность чисел шесть и два». Значит, число, которое уменьшают, называется уменьшаемым, а число, которое вычитают, называется вычитаемым. Результат является разностью.
Хоть я у всех всё отнимаю,
Но это вовсе не беда.
Я роль свою ведь выполняю,
А это, верьте, не со зла.
Поэтому вы знать должны
что компоненты все важны.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Назовите уменьшаемое. Восемь.
- Найдите разность чисел шесть и один. Разность чисел шесть и один равна пяти.
- Назовите числа в примере их математическим «именем».
Физкультминутка
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Актуализация знаний 3
4. Закрепление знаний
Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
- Из какой сказки эти строки?
- Правильно, «Золотой петушок».
1)
- У Васи было три книги. Ему подарили ещё 2 книги. Сколько книг стало у Васи? Правильно, пять. Запишите этот пример. Назовите первое слагаемое –три; второе слагаемое – два; сумму – пять.
2)
○ ○ ○ ○ ● ● □ □ □ □ □ ■ ■ ■ ▲ ▲ ▲ ▼ ▼ ▼ ▼
4 + 2 = 5 + 3 = 3 + 4 =
-Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получится в сумме.
- Первое слагаемое – четыре, второе слагаемое два, сумма – шесть.
- Первое слагаемое – пять, второе слагаемое – три, сумма – восемь.
- Первое слагаемое – три, второе слагаемое – четыре, сумма – семь.
- Уменьшаемое равно девяти, вычитаемое – двум. Запиши разность этих чисел и вычисли её.
- Уменьшаемое равно четырём, вычитаемое – двум. Запиши разность и вычисли.
4 -2 =2
- Запиши разность чисел пять и два и найди её значение.
5-2=3
3)
- В море плавало восемь золотых рыбок. Одна из них уплыла. Сколько рыбок осталось?
- Верно, семь.
От восьми отнять один, будет семь.
- На ветке сидело четыре синички. К ним прилетело ещё две. Сколько птиц стало?
- Правильно, восемь. К четырём прибавить два, получится шесть.
- На полянке сидело девять зайчиков. Двое из них побежали в лес. Сколько зайчиков осталось на полянке?
-Правильно, семь. От девяти отнять два, равно семь.
Пять лодок у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?
- Верно, две.
- От пяти отнять три равно – два.
4) Самостоятельная работа.
1
6
- Запиши справа число, больше данного на один.
- Проверь себя.
1
6
5 – 2= 5- 1- 1 = 2
3 – 2 =
6 -2 =
7 -2 =
- Найди разность по образцу.
- Проверь себя.
3 - 2 = 3 – 1 – 1 =1
6 - 2 = 6 - 1 – 1 = 4
7 - 2 = 7 – 1 – 1 =5
Мама-белка для детишек
Собрала десяток шишек.
Сразу все не отдала,
По одной всего дала:
Старшему - еловую,
Среднему – сосновую,
Младшему – кедровую.
(Сколько шишек осталось у мамы-белки?)
-Проверь себя.
- Начертите отрезок четыре сантиметра .
4) Задача на смекалку
- В корзинке три яблока. Как поделить их между тремя царевнами так, чтобы одно яблоко осталось в корзинке?
- Нужно отдать одно яблоко с корзинкой.
3 Подведение итогов
- Узнали героя сказки А.С. Пушкина? Это Балда из сказки « Сказка о попе и работнике его Балде». Помогите ему разложить равенства в корзинки.
- В первую корзинку нужно положить разности , а во вторую - суммы.
7-1 6+4
6-5 3+6
13-4 9+9
- Надеюсь, после этого занятия вам захочется перечитать сказки А.С.
Пушкина. Они многому вас научат.
Сказки Пушкина в сердце живут,
Радость и свет всем детям несут!
Вновь помогут они нам с тобой
Восхититься волшебной страной!
Рефлексия
-Продолжите фразу:
-Я узнал …
-Я умею …
-Мне было трудно …
-Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.