Конспект урока по литературному чтению по теме "П.П. Ершов "Конек-Горбунок"

Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок».

Класс:4

Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев

Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни­мать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анали­за материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ ху­дожественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.

Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, кар­точки, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы способом «птичий базар». При­готовьтесь читать с правильной логической интонацией. Объясните их смысл.

• Быль за сказкой не угонится.

• Кашку кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

III. Работа по теме урока

Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Ершова

— Пользуясь шифром, разгадайте, что здесь написано. Пер­вая координата указана в горизонтальной строке, вторая -в вертикальной. (Классика.)


1

2

3

4

5 6

5

а

б

в и

0

г й

д к

е

л

4

ж

3





3

м

н


п

р

с ч

2

т

У

Ф ы

X

Ц


1

ш

Щ


э

ю

я

5, 4; 6, 4; 1, 5; 6, 3; 6, 3; 3, 4; 5, 4; 1,5

— Как вы понимаете это слово?

(Ученики вспоминают, что они узнали на прошлом уроке о классиках.)

— Запишите, что здесь зашифровано. (Петр Павлович Ершов.) (Учащиеся выполняют задание в тетради.)

4,3; 6, 5; 1,2; 5,3

4,3; 1,5; 3,5; 6,4; 3,3; 3,5; 3,4; 6, 2

6, 5; 5,3; 1, 1; 3,3; 3,5

— Рассмотрите портрет этого писателя на с. 36 учебника.

— Что вы о нем знаете? Какие его произведения читали? (Учитель может кратко рассказать о писателе.

— Узнаем об авторе, прочитав текст на с. 38 учебника.

— Расскажите, что нового вы узнали.

- Зачитайте отрывки, которые вас особенно тронули, взволновали.

- Проверьте себя, внимательно ли вы читали. Допишите предложения.

• Имя Ершова... (Петр Павлович).

• Он родился... (в 1816г.).

• Родился очень слабым, и родители, боясь потерять сына решили... (использовать народное средство).

• Охотно согласился это сделать... (неведомый нищий).

• Он заплатил за мальчика... (медный грош).

• Сказку «Конек-Горбунок» Ершов написал, когда ему было (18лет).

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Знакомство со сказкой

- Прежде чем мы начнем читать сказку (с. 39—59 учебника), найдите объяснение выделенных слов в тексте.

(Учащиеся читают слова и, пользуясь словарем, объясняют их значение. Слушают запись аудиоприложения и следят по учеб­нику.)

VI. Рефлексия

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- Что больше всего вам запомнилось из биографии поэта?

VII. Подведение итогов урока

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- За что бы вы себя похвалили сегодня?

Домашнее задание

Прочитать сказку (с. 39—51 учебника) до слов «Братья, то есть испугались...». Найти и прочитать русскую народную сказку «Конек-Горбунок».

Материал для учителя

Сибирский сказочник Петр Ершов

Петр Павлович Ершов (1815—1869) родился в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область). Отец часто менял места службы, и Петр успел пожить в Петропавловске (Ка­захстан), Омске, Березове. В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом уни­верситета. В 1834 г. он написал стихотворную сказку «Конек-Горбунок». Успех был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, ее пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях. Слава пришла к поэту в 19 лет.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее