Тема: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. Деление сказки на части
Класс:4
Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализировать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чтению; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное
произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать краткую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества А. С. Пушкина.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипликационного фильма по сказке А. С. Пушкина.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
— Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы познакомились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
— Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)
— Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в словарях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь — человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь — человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)
— Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)
— Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)
- Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».
(Учащиеся объясняют своими словами, как они понимаем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)
Добро — 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).
Зло — 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.
- Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?
III. Работа по теме урока
- Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои — царица и царевна.)
- Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.
(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?...» на с. 73.)
- Что вы узнали из начала сказки?
- Отчего умерла царица?
- Найдите описание новой царицы.
Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Ломлива — упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна — упряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)
- Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? (С цветком.)
- Что значит быть кроткого нрава? (Нрав — характер, душевные качества. Кроткий — незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?
Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадебном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?
зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?
Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?
— Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)
— Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой — от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)
— Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто отрицательный? (Царица — отрицательная героиня, а царевна — положительная.)
— Что такое положительные и отрицательные черты характера? (Положительные (хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь, верность, кротость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)
— Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
(Чтение продолжения сказки до слов «Раз царевна молодая...» нас. 80.)
— Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме. Что она стала делать?
— О каких чертах характера это говорит?
— Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?
— Как богатыри узнали, что в их доме царевна?
— Как царевне жилось у богатырей?
— Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?
— Как братья пришли свататься к царевне?
— Почему она им отказала? Какой она была?
— Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?
— Прочитайте по ролям этот отрывок, стараясь передать голосом характеры героев.
— Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.
План характеристики героя сказки
1. Где живет герой?
2. Внешний облик героя.
3. Какие поступки совершает?
4. Какой характер у героя?
5. Как к герою относится автор?
6. Свое отношение к герою.
(После подготовки заслушивают несколько ответов.)
VI. Рефлексия
С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему? За что бы вы себя похвалили сегодня?
VII. Подведение итогов урока
Как, в виде кого представлено зло?
Подумайте и распределите героев по группам: положительные, отрицательные, нейтральные, герои-помощники. (Дети называют героев и заполняют соответствующую таблицу.)
- Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую роль они играют? Как автор относится к главным героиням? Докажите.
Домашнее задание
Дочитать сказку до конца. Подобрать синонимы к словам к нос и равный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумленный»; подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»; выписать наиболее понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.