Конспект урока по литературе в 10 классе.
(2урок в системе уроков по творчеству писателя).
Тема урока: Исследование по рассказу Н.С. Лескова
«Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.
Гречишникова Оксана Викторовна,
учитель МАОУ СОШ № 6
Тип урока: групповая работа, поисковый и исследовательский метод работы.
Форма урока: семинар.
Технология урока: дискуссия, исследовательские методы обучения, развивающее обучение.
Цель: продолжить изучение творчества Н.С. Лескова; раскрыть основной смысл рассказа (праведники и праведничество, русский национальный характер в понимании писателя, сказовая форма повествования); связь произведения писателя с нашим временем.
Образовательные задачи: формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской работы, выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, учить писать творческие работы по проблеме произведения.
Развивающие задачи: развивать творческое и ассоциативное мышление;
учить сопоставлять и анализировать художественное произведение, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные задачи: воспитание бережного отношения к русской литературе и литературному слову; воспитание тактичности и чувства коллективизма, воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса; воспитывать православную культуру школьников.
Оборудование:
1. Персональный компьютер.
2. Проектор.
3. Экран.
4. Репродукции картин Н.И.Аргунова «Портрет П.Ковалевой – Жемчуговой»; Рафаэля «Святая Цецилия».
5.Эпиграфы к уроку.
6.Таблички на рабочие места учащихся.
Ход урока.
I.Организационный момент урока. Форма работы – групповая.
Мы продолжаем изучать творчество Николая Семеновича Лескова.
Сегодня мы будем работать в группах.
Класс делится на 4 группы: « История создания и композиция произведения», «Главные герои рассказа», « Изображение крепостного права в рассказе и в русской литературе», «Особенности языка рассказа».
II. Слово учителя
Николаю Семеновичу Лескову суждено стать одинокой звездой в русской литературе 19 века, хотя он в конце своей жизни близко сходится с Л.Н. Толстым. Лесков сегодня открыт и понятен русским читателем. Ведь писатель всегда говорил горькую правду о русском человеке, хотя безмерно верил в праведный путь через чистоту сердца и кротость духа.
III. Формулировка темы урока.
Как вы сформулируйте тему урока?
- Решение каких проблем требует от нас тема сегодняшнего урока?
IV. Сопоставление эпиграфов к уроку с афоризмами учащихся.
- Сформулируйте и запишите основную мысль рассказа в форме афоризма.
Афоризм - это изречение, выражающее какую – либо обобщенную мысль для него обязательны законченность мысли и отточенность формы. У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, - они есть. Н.С.Лесков.
Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства. А.И.Герцен.
В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума – дума не о судьбе лица, а судьбе России. М.Горький.
- Сравните высказывания классиков с вашими афоризмами.
- В чем сходство ваших мыслей?
V. Обсуждение в группах результатов исследовательской работы,выбор выступающих.
VI. Выступления учащихся. Мы начинаем работу в группах. Поисковый лист 1-й группы .
Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.
Вопросы и задания.
1. Где и когда, на основе каких событий был создан рассказ «Тупейный художник»?
2. Где происходит действие рассказа?
3. Есть ли прототипы у героев рассказа? Что о них известно?
4. В чем особенность композиции произведения?
5. Чем отличается речь автора от речи рассказчицы?
Сказовая форма не является открытием Лескова, но в отличие от Пушкина, Гоголя, Достоевского ,использующих сказ эпизодично, лесковская проза погружена полностью в сказовую форму.
6.Как вы думаете, могла бы история тупейного художника закончиться счастливо?
Крепостной художник Н.И. Аргунов написал Портрет П.И.Ковалевой –Жемчуговой».
Дочь кузнеца Параша Ковалева 13- летней девочкой сыграла роль Луизы в опере «Беглый солдат», растрогав и покорив публику крепостного театра графа Шереметева. У неё был замечательный голос и драматический талант. Это исключительный случай в истории русского крепостного театра: крепостная Прасковья Ковалёва стала графиней Шереметовой.
Итак, главные герои рассказа мастер своего дела, парикмахер Аркадий Ильич и непрофессиональная танцовщица Любовь Онисимовна. Они молоды, полны мечтаниями.
Поисковый лист 2-й группы.
Направление исследования: характеры главных героев. Можно ли назвать их
праведниками?
Вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте главного героя – тупейного художника Аркадия Ильича? Почему его называют художником, мастером?
2. Какой показана главная героиня рассказа – Любовь Онисимовна в собственном рассказе и в восприятии автора?
Рафаэль на своем полотне изобразил «Свяую Цецилию», в образе которой после спектакля должна была предстать Любовь Онисимовна. Это святая католической церкви, образ невинности. Она изображалась с музыкальными инструментами, считалась покровительницей исполнительского искусства, так как она услышала пение ангелов.
Святая Цецилия пострадала за свои убеждения, как и героиня рассказа.
3. Согласны ли вы с мнением литературоведа Владимира Муравьева, что Аркадий и Люба – «полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении всего рассказа».
Обоснуйте свое мнение?
Поисковый лист 3-й группы
Направление исследования: изображение крепостного права в рассказе; изображение крепостного права в русской литературе А.И.Герцен «Сорока – воровка».
Вопросы и задания:
1.Граф Каменский- хозяин крепостного театра. Можно ли сказать, что его образ дан «вполне в фольклорной традиции? Почему?
2.Кто еще из крепостников и как изображен в рассказе?
3. Как изображены судьбы крепостных в рассказе?
4.Как изображены «господские прислужники» (поп, тульский палач)?
5.Можно ли сравнить судьбы Любы из рассказа «Тупейный художник» и Анеты из рассказа А.И.Герцена «Сорока – воровка».
6. Только ли в эпоху крепостного права проявлялась жестокость в людях?
- Действительно, и наше время мы встречаем злых, коварных людей, которые не задумываются над своими поступками, живут по закону все для своего благополучия.
Поисковый лист 4-й группы
Направление исследования: язык рассказа, изобразительно – выразительные средства.
Оформление таблицы, пояснение учеников. Выводы.
1. Построение фраз:
— инверсия: Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены и к страху и к мучительству: что на сердце ни есть, а своё исполнение делали так, что ничего и незаметно (10)
Эмоциональность
— прерывающиеся фразы : Как почуяла я, что это его терзают… и бросилась… в дверь ударилась, чтоб к нему бежать… а дверь заперта… Сама не знаю, что сделать хотела… и упала, а на полу ещё слышней… (14)
2. Обороты разговорной речи: А как всё представление окончилось, тогда сняли с меня платье герцогини де Бурблян и одели Цецилией — одно этакое белое, просто без рукавов, а на плечах только узелками подхвачено, — терпеть мы этого убора не могли. Ну а потом идёт Аркадий, чтобы мне голову причесать в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии, и тоненький венец обручиком закрепить, и видит Аркадий, что у дверей моей каморочки стоят шесть человек.
3. Изобразительно-выразительные средства:
— гипербола: А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена (11)Восприимчивость к красоте и выразительности народной речи— переносное значение слов: Снег так и брызжет из-под копыт у коней… (11)И вдруг тут мы по льду какую-то речку перелетели… (11)
— олицетворение: Горе не спит (15).
— сравнения: Скотинки эти у меня как детки были (15)
Сердце у меня как уголь горит, и истоку нет (19) Доброта, способность тонко
чувствовать, сопереживать
— просторечия: Наглядкою, мучительства, страдатели, ввечеру, отчаянные свадьбы,
перевенчает, кровью истёк, кончается (умирает) и т.д.
— окказионализмы, слова, построенные на принципах народной этимологии Подпури (попурри);
серьги камариновые (аквамариновые); плакончик (флако нчик + плакать);турецкий Хрущук (Рущук — город в Болгарии)
4. Обращения: Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное? (3)
Филюшка, батюшка! не слыхал ли, про что это люди идут да так любопытно
разговаривают? (18)Не могу, тёточка, — сердце у меня как уголь горит…
А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей…
Спасибо, голубчик, — не говори: мне это нужно (19) Доброе, мягкое отношение к окружающим, несмотря на пережитое
5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы : Каморочка; старушка старенькая; во всю переднюю половинку; старой тонкой кисейкой затянут; старичок-священник… кричит скоренько; телятки тут были… много теляточек; постельку из свежей овсяной соломки сделала; покрыли рогожечкой, да в острог и повезли. Способность терпеть и прощать, терпимость к людям, сотворившим зло.
VII. Заключительное слово учителя.
Лесков – писатель исповедовал праведную Россию. Сам доживал, много работая в кабинете среди старых книг,фотографий. Завещал похоронить по самому низшему классу, поставить на могиле деревянный крест. А его герои живут среди нас.
Герои Н.С. Лескова – талантливые люди из народа: конюх Иван Флягин, герой «Очарованного странника»; кузнец, тульский оружейник из рассказа «Левша»; крепостной парикмахер, театральный гример Аркадий Ильич из рассказа «Тупейный художник»; солдат Постников из рассказа «Человек на часах». Всех их роднит стремление жить по заповедям Божиим, настоящая любовь к людям, самопожертвование, бескорыстие, трудолюбие и скромность.
VIII. Домашнее задание.
Творческая работа «Мое постижение героя рассказа Н.С. Лескова. Черты характера. Особенности речи»
IX. Рефлексия. Итог урока. Оценки за урок