«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект урока по литературе для 10 класса

Конспект урока по литературе по теме: "Тупейный художник".

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по литературе в 10 классе.

(2урок в системе уроков по творчеству писателя).

Тема урока: Исследование по рассказу Н.С. Лескова

«Тупейный художник». Нравственный смысл рассказа.

Гречишникова Оксана Викторовна,

учитель МАОУ СОШ № 6

Тип урока: групповая работа, поисковый и исследовательский метод работы.

Форма урока: семинар.

Технология урока: дискуссия, исследовательские методы обучения, развивающее обучение.

Цель: продолжить изучение творчества Н.С. Лескова; раскрыть основной смысл рассказа (праведники и праведничество, русский национальный характер в понимании писателя, сказовая форма повествования); связь произведения писателя с нашим временем.

Образовательные задачи: формировать умения и навыки самостоятельной исследовательской работы, выявлять авторскую позицию, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, учить писать творческие работы по проблеме произведения.

Развивающие задачи: развивать творческое и ассоциативное мышление;

учить сопоставлять и анализировать художественное произведение, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные задачи: воспитание бережного отношения к русской литературе и литературному слову; воспитание тактичности и чувства коллективизма, воспитание нравственных качеств и эстетического вкуса; воспитывать православную культуру школьников.

Оборудование:

1. Персональный компьютер.

2. Проектор.

3. Экран.

4. Репродукции картин Н.И.Аргунова «Портрет П.Ковалевой – Жемчуговой»; Рафаэля «Святая Цецилия».

5.Эпиграфы к уроку.

6.Таблички на рабочие места учащихся.

Ход урока.

I.Организационный момент урока. Форма работы – групповая.

Мы продолжаем изучать творчество Николая Семеновича Лескова.

Сегодня мы будем работать в группах.

Класс делится на 4 группы: « История создания и композиция произведения», «Главные герои рассказа», « Изображение крепостного права в рассказе и в русской литературе», «Особенности языка рассказа».

II. Слово учителя

Николаю Семеновичу Лескову суждено стать одинокой звездой в русской литературе 19 века, хотя он в конце своей жизни близко сходится с Л.Н. Толстым. Лесков сегодня открыт и понятен русским читателем. Ведь писатель всегда говорил горькую правду о русском человеке, хотя безмерно верил в праведный путь через чистоту сердца и кротость духа.

III. Формулировка темы урока.

Как вы сформулируйте тему урока?

- Решение каких проблем требует от нас тема сегодняшнего урока?

IV. Сопоставление эпиграфов к уроку с афоризмами учащихся.

- Сформулируйте и запишите основную мысль рассказа в форме афоризма.

Афоризм - это изречение, выражающее какую – либо обобщенную мысль для него обязательны законченность мысли и отточенность формы. У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, - они есть. Н.С.Лесков.

Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства. А.И.Герцен.

В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума – дума не о судьбе лица, а судьбе России. М.Горький.

- Сравните высказывания классиков с вашими афоризмами.

- В чем сходство ваших мыслей?

V. Обсуждение в группах результатов исследовательской работы,выбор выступающих.

VI. Выступления учащихся. Мы начинаем работу в группах. Поисковый лист 1-й группы .

Направление исследования: история создания рассказа; время и место действия; прототипы.

Вопросы и задания.

1. Где и когда, на основе каких событий был создан рассказ «Тупейный художник»?

2. Где происходит действие рассказа?

3. Есть ли прототипы у героев рассказа? Что о них известно?

4. В чем особенность композиции произведения?

5. Чем отличается речь автора от речи рассказчицы?

Сказовая форма не является открытием Лескова, но в отличие от Пушкина, Гоголя, Достоевского ,использующих сказ эпизодично, лесковская проза погружена полностью в сказовую форму.

6.Как вы думаете, могла бы история тупейного художника закончиться счастливо?

Крепостной художник Н.И. Аргунов написал Портрет П.И.Ковалевой –Жемчуговой».

Дочь кузнеца Параша Ковалева 13- летней девочкой сыграла роль Луизы в опере «Беглый солдат», растрогав и покорив публику крепостного театра графа Шереметева. У неё был замечательный голос и драматический талант. Это исключительный случай в истории русского крепостного театра: крепостная Прасковья Ковалёва стала графиней Шереметовой.

Итак, главные герои рассказа мастер своего дела, парикмахер Аркадий Ильич и непрофессиональная танцовщица Любовь Онисимовна. Они молоды, полны мечтаниями.

Поисковый лист 2-й группы.

Направление исследования: характеры главных героев. Можно ли назвать их

праведниками?

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте главного героя – тупейного художника Аркадия Ильича? Почему его называют художником, мастером?

2. Какой показана главная героиня рассказа – Любовь Онисимовна в собственном рассказе и в восприятии автора?

Рафаэль на своем полотне изобразил «Свяую Цецилию», в образе которой после спектакля должна была предстать Любовь Онисимовна. Это святая католической церкви, образ невинности. Она изображалась с музыкальными инструментами, считалась покровительницей исполнительского искусства, так как она услышала пение ангелов.

Святая Цецилия пострадала за свои убеждения, как и героиня рассказа.

3. Согласны ли вы с мнением литературоведа Владимира Муравьева, что Аркадий и Люба – «полнокровные реалистические образы, их характеры проявляются, развиваются и окончательно складываются на протяжении всего рассказа».

Обоснуйте свое мнение?

Поисковый лист 3-й группы

Направление исследования: изображение крепостного права в рассказе; изображение крепостного права в русской литературе А.И.Герцен «Сорока – воровка».

Вопросы и задания:

1.Граф Каменский- хозяин крепостного театра. Можно ли сказать, что его образ дан «вполне в фольклорной традиции? Почему?

2.Кто еще из крепостников и как изображен в рассказе?

3. Как изображены судьбы крепостных в рассказе?

4.Как изображены «господские прислужники» (поп, тульский палач)?

5.Можно ли сравнить судьбы Любы из рассказа «Тупейный художник» и Анеты из рассказа А.И.Герцена «Сорока – воровка».

6. Только ли в эпоху крепостного права проявлялась жестокость в людях?

- Действительно, и наше время мы встречаем злых, коварных людей, которые не задумываются над своими поступками, живут по закону все для своего благополучия.

Поисковый лист 4-й группы

Направление исследования: язык рассказа, изобразительно – выразительные средства.

Оформление таблицы, пояснение учеников. Выводы.

1. Построение фраз:

— инверсия: Спектакль хорошо шёл, потому что все мы как каменные были, приучены и к страху и к мучительству: что на сердце ни есть, а своё исполнение делали так, что ничего и незаметно (10)

Эмоциональность

— прерывающиеся фразы : Как почуяла я, что это его терзают… и бросилась… в дверь ударилась, чтоб к нему бежать… а дверь заперта… Сама не знаю, что сделать хотела… и упала, а на полу ещё слышней… (14)

2. Обороты разговорной речи: А как всё представление окончилось, тогда сняли с меня платье герцогини де Бурблян и одели Цецилией — одно этакое белое, просто без рукавов, а на плечах только узелками подхвачено, — терпеть мы этого убора не могли. Ну а потом идёт Аркадий, чтобы мне голову причесать в невинный фасон, как на картинах обозначено у святой Цецилии, и тоненький венец обручиком закрепить, и видит Аркадий, что у дверей моей каморочки стоят шесть человек.

3. Изобразительно-выразительные средства:

— гипербола: А мучительства у нас были такие, что лучше сто раз тому, кому смерть суждена (11)Восприимчивость к красоте и выразительности народной речи— переносное значение слов: Снег так и брызжет из-под копыт у коней… (11)И вдруг тут мы по льду какую-то речку перелетели… (11)

— олицетворение: Горе не спит (15).

— сравнения: Скотинки эти у меня как детки были (15)

Сердце у меня как уголь горит, и истоку нет (19) Доброта, способность тонко

чувствовать, сопереживать

— просторечия: Наглядкою, мучительства, страдатели, ввечеру, отчаянные свадьбы,

перевенчает, кровью истёк, кончается (умирает) и т.д.

— окказионализмы, слова, построенные на принципах народной этимологии Подпури (попурри);

серьги камариновые (аквамариновые); плакончик (флако нчик + плакать);турецкий Хрущук (Рущук — город в Болгарии)

4. Обращения: Погляди-ка, милый, туда… Видишь, какое страшное? (3)

Филюшка, батюшка! не слыхал ли, про что это люди идут да так любопытно

разговаривают? (18)Не могу, тёточка, — сердце у меня как уголь горит…

А ты, хороший мальчик, мамаше этого никогда не говори, никогда не выдавай простых людей…

Спасибо, голубчик, — не говори: мне это нужно (19) Доброе, мягкое отношение к окружающим, несмотря на пережитое

5. Уменьшительно-ласкательные суффиксы : Каморочка; старушка старенькая; во всю переднюю половинку; старой тонкой кисейкой затянут; старичок-священник… кричит скоренько; телятки тут были… много теляточек; постельку из свежей овсяной соломки сделала; покрыли рогожечкой, да в острог и повезли. Способность терпеть и прощать, терпимость к людям, сотворившим зло.

VII. Заключительное слово учителя.

Лесков – писатель исповедовал праведную Россию. Сам доживал, много работая в кабинете среди старых книг,фотографий. Завещал похоронить по самому низшему классу, поставить на могиле деревянный крест. А его герои живут среди нас.

Герои Н.С. Лескова – талантливые люди из народа: конюх Иван Флягин, герой «Очарованного странника»; кузнец, тульский оружейник из рассказа «Левша»; крепостной парикмахер, театральный гример Аркадий Ильич из рассказа «Тупейный художник»; солдат Постников из рассказа «Человек на часах». Всех их роднит стремление жить по заповедям Божиим, настоящая любовь к людям, самопожертвование, бескорыстие, трудолюбие и скромность.

VIII. Домашнее задание.

Творческая работа «Мое постижение героя рассказа Н.С. Лескова. Черты характера. Особенности речи»

IX. Рефлексия. Итог урока. Оценки за урок

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее