Разработала:
учитель начальных классов
высшей категории
Горгун Татьяна Эрнэстовна
Тема: Выразительные возможности цвета.
Раздел программы: «Эстетическое восприятие действительности», «Восприятие произведений искусства», «Изображение на плоскости. Цвет.»
Тема практической работы: «Праздничный город»
Художественные материалы и инструменты для работы: гуашь; акварель; шаблоны домов, флажков, цветов, фонариков; кисточки; баночки для воды.
ТСО: мультимедийная презентация.
Оформление классной доски: вверху посередине дата и тема урока, девиз урока (Подмечай всё красивое!); с левой стороны фото архитектурных объектов Минска, фотоколлаж; с правой рисунки детей прошлых уроков; посередине линейный рисунок по теме урока, элементы будущей композиции.
Цель: формирование умения использовать выразительные возможности цвета при создании художественных образов.
Задачи:
Актуализация знаний о выразительных средствах живописи;
Формирование умений определять настроение произведения по его цветовой гамме;
Расширение представлений о выразительных возможностях цвета;
Формирование умений передавать цветом радостное эмоциональное состояние образа;
Совершенствование навыков составлять на палитре и использовать при создании композиции различных оттенков цвета;
Развитие цветового восприятия и образного мышления.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Психологическая подготовка.
Улыбнитесь друг другу, Пожелайте друг другу и себе успехов в работе.
Чтение девиза «Подмечай всё красивое!»
Связь с прошлыми темами.
Обратить внимание на работы прошлых уроков.
Чем выполнены работы? Красками и карандашами.
К каким видам и жанрам искусства относятся рисунки? Живопись, графика. Пейзаж, натюрморт.
Какое настроение возникает гладя на работы? Весёлое, доброе, печальное.
Что помогает художнику передать настроение в картине? Цвет.
Объяснение нового учебного материала.
Вы любите праздники? А за что они вам нравятся? Свой родной город Минск вы любите?
Посмотрите на картинки. Давайте попробуем узнать места нашего города.
Дети рассказывают по картинкам о архитектурных объектах Минска.
Где вы были? Где ещё хотите побывать?
Красивый город Минск. Меняется ли город во время праздников? Что меняется? Можно по украшению города узнать какой идёт праздник?
Художники любят изображать Минск в своих произведениях.
Сегодня мы познакомимся с одной такой картиной. Рассмотрим картины Римашевског Игоря Вилеоровича . Это современный Белоруссий художник.
Какое настроение возникает глядя на картину? Какие цвета использует художник для передачи радостного настроения в картине?
Теперь рассмотрим ещё одну картину жудожника Довбуш
Леонтия Андреевича 1935-2005г.ж.
Сравним первую картину с ещё одной.
Чем они похожи и чем отличаются?
Какой можно сделать вывод?
Цвет помогает передать настроение в картине. Светлые, тёплые тона создают хорошее настроение. Тёмные, холодные- печальное, грустное, тревожное.
В картине цвет передаёт настроение, а в жизни что делает город праздничным? красивым и уютным?
Люди каких профессий создают, поддерживают и контролируют красоту города.
Дизайнеры, дворники, маляры, милиционеры, водители, и т.д.
Пригодится ли этим людям изобразительное искусство в работе и в жизни?
Первичное закрепление материала.
Тренировочные упражнения по развитию мелкой моторики и цветовой культуры. Учащиеся на формата А5 составляют палитру цветов для выполнении композиции «Праздничный город». (Ватные палочки, тычок кистью)
Физкультминутка
Самостоятельная практическая работа учащихся.
Работа в группах.
Вспомните сказку которую мы слушали на прошлом уроке. Что случилось в сказке с волшебным городом? Кто расколдовал город? Сегодня мы тоже постараемся город расколдовать. На доске линейный рисунок города. Необходимо раскрасить его так, чтобы можно было назвать композицию «Праздничный город» Справимся?
Работать мы будем в группах. Каждая группа это люди определённой профессии.
Группа. Маляры. Раскрашивают готовые шаблоны в разные цвета чтоб придать городу красочное, праздничное настроение. (Тычок, мазок)
Группа. Электрики. Раскрашивают фонарики для гирлянд. (Любая техника)
Группа. Пиротехники. Рисуют салют на готовых шаблонах с помощью ватных палочек.
Оформление коллективной работы.
Дети при помощи двухстороннего скотча и магнитов приклеивают элементы композиции на линейный рисунок.
Анализ выполненной работы.
Всё свободное пространство мы заполнили на формате?
Какие цвета мы использовали?
Какое настроение возникает глядя на работу?
Правильно мы выбрали цвета?
Справились с заданием? Расколдовали город?
Самооценка.
По таблице.
Подведение итогов урока.
Какие профессии мы сегодня вспомнили? Нужно ли людям этой профессии изобразительное искусство? Зависит ли от нас будет вокруг красиво или нет?
Рефлексия. Продолжите фразу.
Я сегодня на уроке научился…
Я узнал …
Мне было интересно…
Мне было не легко…
Я своей работой на уроке…
МАЛЯРЫ
ЭЛЕКТРИКИ
ПИРОТЕХНИКИ