Тема: «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» Класс: 5
раздел «Кулинария»
учитель технологии Соболева Ю.В.
УМК под редакцией В.Д.Симоненко
I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА
Цели урока:
Предметные цели:
Способствовать формированию и развитию умений и навыков при приготовлении блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов при приготовлении блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
Способствовать осознанию основного технологического материала.
Способствовать формированию представления о правильном питании.
Личностные цели:
Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков) при изучении новых терминов и понятий: ядрица, продел.
Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать полученные сведения, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, применять полученные знания на практике.
Способность к самооценке своих интеллектуальных способностей для труда в сфере общественного питания.
Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету технологии.
Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся в процессе приготовления пищи.
Метапредметные цели:
Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.
Способствовать воспитанию правильного отношения к здоровому образу жизни.
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Профориентационные цели:
Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере: предприятия общественного питания.
Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
кабинет технологии;
мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации;
материалы: продукты.
Дидактическое обеспечение:
учебник: (Н.В.Синица, В.Д.Симоненко «Технология 5 класс. Технологии ведения дома», Вентана-Граф, 2012)
рабочая тетрадь
Дополнительная литература
Вид урока: комбинированный.
Методы обучения:
по типу познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;
по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Планируемые результаты:
Предметные: сформировать правильное представление о здоровом питании.
Метапредметные: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: уметь сотрудничать, понимать и осознавать важность изучаемой темы.
План:
Деятельность учителя |
|
Изложение нового материала. Сегодня на уроке мы поговорим о крупах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием.
Объяснение учителя. Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу. Слайд _______________________
Работа в рабочей тетради Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах "содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы. -Гречневая крупа очень ценная. Пчелы очень любят собирать с гречихи нектар. Почему? -По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов. Рассмотреть образцы в стаканчиках!!! Слайд _______________________
Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время. -Для приготовления каких блюд используют крупы? -Кашу варят разной консистенции. (Под запись в тетрадь). Слайд _______________________
- Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок: • Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной. • Каша – кормилица наша. Продолжите… Слайд _______________________
Хореоминутка. Девочки поют частушки про кашу и выполняют танцевальные движения: Дайте каши, дайте каши, Дайте каши с молоком. Наедимся вкусной каши И частушки вам споём!
Я плясала бы и пела б Только нету больше сил, Полведёрка каши съела б Если б кто-нибудь сварил
Слайд _______________________ Блюда из бобовых К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%.
Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч. Слайды ________________
Макаронные изделия - питательный и ценный продукт. Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени. Слайд _____________
Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям: 1. иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком; 2. правильную форму; 3. вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и других посторонних привкусов и запахов. Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.) I способ варки применяют для гарниров; II способ - для запеканок и макаронников. К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования: 1. отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков; 2. запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка; 3. вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.
Домашнее задание - изучить параграф ____ в учебнике - найти оригинальный рецепт блюда по данной теме и составить технологическую карту | Формирование логических действий анализа, сравнения, причинно-следственных связей
Формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию
Формирование способности использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
|
Приложение 1. Сообщения по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»
Гречиха — важнейшая крупяная и медоносная культура. Цветки мелкие, белые с розоватым оттенком, очень ароматные, собраны в кисти. Цветение начинается с нижних соцветий. Пчелы берут с гречихи нектар и зеленовато-желтую пыльцу главным образом в утренние часы и под вечер. Нектаровыделение гораздо интенсивнее в начале цветения и в теплую, влажную и тихую погоду. Зацветает гречиха в среднем через 30—35 дней после посева (обычно в конце июня — начале июля), цветет 20—30 дней. Чтобы удлинить взяток с гречихи, ее высевают в два-три срока. На многих пасеках Белоруссии гречиха является единственной культурой главного взятка. Контрольный улей во время ее цветения дает привес до 4—6 кг и больше. При нормальных погодных условиях и хорошей агротехнике возделывания с 1 га посевов гречихи пчелы могут собрать до 70 кг меда.
Чечевица когда-то называлась сочевица, так как ее несушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог «со» превратился в «че», так сочевица стала чечевицей. Впервые она упоминается в литературе в X—XII вв. Употребление в пищу начинается с XV в. Известно, что монахи Киево-Печерской лавры варили из нее каши и супы.
Фасоль впервые появилась в России в первой половине XVI в. Долгое время она играла роль декоративного растения, украшая дворцовые сады. В пищу ее стали использовать только с первой половины XVIII в. Это могло произойти и раньше, не будь у нее местных» конкурентов: очень широко были распространены горох и чечевица. Но постепенно к XIX в. фасоль прочно вошла в рацион питания населения юга России, Южной Сибири.
Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом. Слайд 13. С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе. Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.
Дайте каши, дайте каши, Дайте каши с молоком. Наедимся вкусной каши И частушки вам споём!
| Я плясала бы и пела б Только нету больше сил, Полведёрка каши съела б Если б кто-нибудь сварил
|
Приложение 2
Работа в группах
Технологическая карта приготовления рассыпчатой каши
|
Технологическая карта приготовления вязкой каши
|
Приложение 3
Инструкция для учащихся «Критерии оценки качества знаний учащихся по технологии»
При устной проверке.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить учебный материал своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить учебный материал своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
При выполнении практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
творчески планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
правильно планирует выполнение работы;
самостоятельно и полностью использует знания программного материала;
в основном правильно и аккуратно выполняет задания;
умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
допускает ошибки при планировании выполнения работы;
не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;
допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;
затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
не может правильно спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.
Оценка «1» ставится, если учащийся:
не может спланировать выполнение работы;
не может использовать знаний программного материала;
отказывается выполнять задания.
Образец листа контроля
Оценочный лист Ф.И. учащегося___________________________класс______ Дата__________
Этапы урока | оценка |
конкурс «Золушка» |
|
Работа в рабочей тетради с. 26 задание 8№1 |
|
Работа с дополнительной информацией (доклад, реферат, устное сообщение) |
|
Работа в рабочей тетради задание 8 №3 |
|
Практическая работа (оценивает дежурный в группе) |
|
Итоговая оценка |
|
Проверочные тесты
1 вариант
пшеница овсяные хлопья овес манная крупа
зерновые, пшеница, просо, рис, чечевица
| 2 вариант
ячмень пшенная крупа просо перловая крупа
бобовые, фасоль, гречиха, овес, горох
|
Ответы:
1 вариант 2 вариант
Ядрица – цельные зерна, полученные путем специальной обработки 1. Продел – дробленая крупа
пшеница овсяные хлопья 2. ячмень пшенная крупа
овес манная крупа просо перловая крупа
Чечевица 3. Гречиха, овес
Приложение 4.
Рефлексия
На столе три горшочка, разноцветные крышки. Дети выбирают горшочек соответствующий их настроению:
- желтая (от проделанной работы остались яркие впечатления, на уроке много интересного узнал для себя)
- зеленая (остались некоторые сомнения)
- красная (материал полностью не усвоил)