«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока по биологии для 11 класса Тема: «Эволюционная теория Ч. Дарвина»

Конспект урока по биологии для 11 класса Тема: «Эволюционная теория Ч. Дарвина»

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки


Конспект урока по биологии для 11 класса

Тема: «Эволюционная теория Ч. Дарвина»

«Чем больше мы познаём неизменные законы

природы, тем всё более невероятными становятся

для нас чудеса»

Ч.Дарвин



Цели урока:  

1.Знакомство обучающихся с жизнью и творчеством Ч.Дарвина;

2.Продолжение расширения представления обучающихся о развитии естественных наук, социально-экономических процессах в XVIII в.;

Задачи урока:

Образовательные

  • Сформировать понятие об естественных и социально-экономических предпосылках возникновения учения Ч. Дарвина, о вкладе Дарвина в биологию;

  • Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина;

Развивающие. 

  • Продолжить развитие коммуникативных умений при работе в группах,

  • Способствовать развитию логического мышления через формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная. 

Продолжить формировать научное мировоззрение, понимание роли личности Ч. Дарвина в становлении эволюционной теории.


Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Количество часов, отводимое на изучение темы: 1

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, экран,

Дополнительное методическое обеспечение урока: портрет Ч.Дарвина, раздаточный материал, учебник.

УМК: Сивоглазов В. И. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. 2011 г.

Уровень обучения: базовый

Планируемые результаты: Знать сущность теории эволюции Ч. Дарвина, ее главные движущие факторы и доказательства. Уметь сопоставлять причины и следствия эволюционных явлений в природе. Знать схему развития органического мира.


Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверка явки обучающихся, готовности к уроку.

  2. Проверка домашнего задания: индивидуальный опрос (положения теории Ж.Б.Ламарка), выполнение теста (каждый отвечает самостоятельно, а затем меняются работами и выставляют оценки друг другу, критерии оценок на столах и на экране).

  3. Изучение нового материала: на предыдущем уроке мы изучили основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка, но я вас так же знакомила с еще одной фамилией эволюциониста, который внес огромный вклад в развитие эволюции, давайте вспомним, про кого шла речь и это будет тема сегодняшнего урока.
    Итак, открываем свои тетради, записываем число и тему «Эволюционная теория Ч. Дарвина». Посмотрев на тему, попробуйте сформировать цели урока.

Проблемный вопросНужно ли современному человеку знать эволюционные учения? На него мы ответим в конце урока.

Рассказ учителя: из курса истории вспоминаем, что в конце 18 в – начало 19 века резко развивается в Европе наука, промышленность, сельское хозяйство. Были созданы новые сорта растений и породы животных. Появляется все больше образованных людей, развиваются такие науки, как геология, математика, зоология, ботаника. Нового материала было много, его нужно было осмыслить и обобщить, и тут появляется гений – Ч.Дарвин.

Перед вами находится портрет Чарльза Дарвина. А более подробно о жизни и творчестве узнаем из видеофрагмента (внимательно смотрим, главное фиксируем в тетради и отвечаем на вопросы).

Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе:

По мнению Дарвина именно наследственность и изменчивость (вспоминаем значение понятий) лежит в основе эволюционных преобразований. Дарвин различал 2 вида изменчивости:

  1. Определенная или групповая (возникает под влиянием внешней среды и у всех особей проявляется одинаково).

  2. Неопределенная или индивидуальная (появление у отдельной особи нового проявления признака, которого не было у предков).

Теперь давайте познакомимся более подробно с основными положениями эволюционной теорией Дарвина:

Ч.Дарвин в своем научном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» отметил, что главной движущей силой эволюции является естественный отбор, основанный на наследственной изменчивости.

Ч.Дарвин впервые ввел в науку термин «естественный отбор».

Искусственный отбор, т.е. сохранение особей с полезными для размножения признаками и устранение всех остальных, проводит человек, ставящий перед собой определенные задачи. Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но необязательно выгодны для животных.

Дарвин высказал предположение, что в природе сходным путем накапливаются признаки, полезные только для организмов и вида в целом, в результате чего образуются виды и разновидности. В этом случае требовалось установить наличие неопределенной индивидуальной изменчивости у диких животных и растений. Кроме того, необходимо было доказать существование в природе какого-то направляющего фактора, действующего аналогично воле человека в процессе искусственного отбора.

  1. Каждый вид организма способен к неограниченному размножению.

Дарвин показал, что у представителей диких видов животных и растений индивидуальная изменчивость представлена очень широко. Индивидуальные отклонения могут быть полезными, нейтральными или вредными для организма.

  • Все ли особи оставляют потомство?

  • Если нет, то, какие факторы сохраняют особей с полезными признаками и устраняют всех остальных?

Дарвин обратил внимание на то, что все живые организмы отличаются способностью к размножению и плодовитостью.

Живые организмы оставляют значительное, иногда очень многочисленное потомство.

Например:

  • аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц;

  • одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр — 2 млн, лягушки — до 10 тыс. икринок;

  • одна пара мышей может производить по 10 – 12 мышат до 3- 4 раз за лето;

  • на одном растении мака ежегодно созревает до 30—40 тыс. семян;

  • самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят, то через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн особей.

Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению в геометрической прогрессии. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным.

При этом признаки от родителей передаются потомкам (наследственность).

2. Потомки одних и тех же родителей разные (наследственная изменчивость).

3. Нехватка жизненных ресурсов приводит к борьбе за существование.

Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их может дожить до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов, следовательно, гибнет, не достигнув половой зрелости. Причины гибели разнообразны: недостаток корма из-за конкуренции с представителями своего же вида, нападение врагов, действие неблагоприятных физических факторов среды — засухи, сильных морозов, высокой температуры и пр.

В природе происходит непрерывная борьба за существование.

Таким образом, борьба за существование — это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Главная причина борьбы за существование (по Дарвину) – несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью жизненных ресурсов.

Формы борьбы за существование и естественный отбор.

Дарвин выделил три основные формы борьбы за существование: межвидовую, внутривидовую и борьбу с неблагоприятными условиями среды

Используя материал параграфа стр. дайте характеристику формам борьбы за существование.

1 группа:

Внутривидовая борьба (между особями одного вида) 

2 группа:

Межвидовая борьба (между особями одного вида).

3 группа:

Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды.

Проблемные вопросы:

  • Как, по вашему мнению, какую форму борьбы за существование Ч.Дарвин считал наиболее острой и почему?

  • В результате этого отбора выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные. Какой это отбор? 

4. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к данным условиям особи (естественный отбор). 

Естественный отбор – процесс, приводящий к выживанию и преимущественному размножению более приспособленных к данным условиям среды особей, обладающих полезными наследственными признаками.

Следствием борьбы за существование является естественный отбор – выживание наиболее приспособленных особей. Естественный отбор сохраняет особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и устраняет особей, не имеющих этих изменений. В результате особи, обладающие полезными наследственными изменениями, оставляют потомство и их численность возрастает.

Кто же выживает в этой постоянно происходящей борьбе за существование?

Наблюдения показывают, что для растительных и животных организмов характерна всеобщая изменчивость признаков, свойств и бесконечное разнообразие их комбинаций. Даже в потомстве одной пары родителей нет совершенно одинаковых особей (за исключением монозиготных близнецов). В борьбе за существование выживают и оставляют потомство индивидуумы, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими особями.

Таким образом, в природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других — явление, названное Дарвином естественным отбором или выживанием наиболее приспособленных. При изменении условий внешней среды полезными для выживания могут оказаться какие-то иные, чем прежде, признаки. В результате меняется направление давления отбора, перестраивается генетическая структура вида, благодаря размножению широко распространяются новые признаки — появляется новый вид.

Следовательно, виды изменяются в процессе приспособления к условиям внешней среды. Движущей силой изменения видов, т. е. эволюции, является естественный отбор. Материалом для отбора служит наследственная (неопределенная, индивидуальная, мутационная) изменчивость. Изменчивость, обусловленная прямым влиянием внешней среды на организмы (групповая, модификационная), не имеет значения для эволюции, поскольку по наследству не передается.

Значение учения Ч.Дарвина 

  • раскрыл движущие силы эволюции;

  • объяснил возникновение приспособленности живых организмов к окружающей среде и её относительный характер.

  1. Закрепление изученного материала.

Составление схемы (на доске, вместе с учащимися).

Наследственная изменчивость → появление особей с многообразием признаков → борьба за существование → и т.д.

  1. Рефлексия (работа в мини-группах по вопросам, каждой группе даётся карточка с вопросом. Готовит группа ответ сообща, отвечает один участник группы).

Группа № 1. Нужно ли современному человеку знать эволюционные учения?

Группа № 2. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?

Группа № 3. Что такое борьба за существование?

Группа № 4. Каковы заслуги в развитии науки Ч. Дарвина?

Группа № 5. Перечислите основные положения теории Дарвина.

Группа № 6. Чем сходна теория Дарвина с теорией Ламарка?

  1. Подведение итогов урока: выставление оценок.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее