Тема урока: Обменные процессы в организме
Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.
Цель урока: сформировать понятия процессов обмена веществ и превращения энергии как основу жизнедеятельности организма.
Задачи:
1) развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция», сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ;
2) совершенствовать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
3) осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.
Оборудование: электронная презентация, мультимедиа-проектор, экран,
Ход урока
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Обмен веществ – основное свойство живых организмов. Пластический обмен и энергетический обмен – две стороны единого процесса. За счет пластического обмена происходит рост, деление и развитие каждой клетки и всего организма в целом. За счет энергетического обмена добывается энергия, необходимая для создания новых веществ путем распада и окисления части органических веществ, поступающих в клетку. (Беседа, заполнение в тетрадях схемы по слайдам презентации «Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ»).
Схема 1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ
Превращение органических веществ в организме. При нехватке жиров и углеводов белки могут пополнить дефицит организма в этих веществах, жиры и углеводы могут заменять друг друга, а белки они заменить не могут. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение органических веществ в организме»).
Схема 5. Превращение органических веществ в организме
Превращение энергии в организме. Химическая энергия превращается в электрическую, механическую и энергию химических связей новых органических соединений, которая превращается в тепловую энергию. Тепловая энергия превращается в электрическую и механическую. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение энергии в организме»).
Схема 6. Превращение энергии в организме
Обмен неорганических веществ и его значение для организма. Углекислый газ выводится из организма легкими, вода – через кожу, почки и легкие, аммиак и мочевина – почками. (Беседа).
Нейрогуморальная регуляция обмена веществ в организме. Нервную регуляцию обмена веществ в организме осуществляет промежуточный мозг. Гуморальная регуляция обмена веществ осуществляется с помощью гормонов щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схемы «Регуляция обмена веществ»).
Схема 7. Регуляция обмена веществ
Закрепление знаний.
Работа с биологическими терминами.
Фронтальная беседа по вопросам:
Почему обмен веществ называют основой жизни?
В чем заключается взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом?
Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают» на солнечной энергии?
Каковы механизмы регуляции обмена веществ?
Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе?
Почему людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения?
Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, а только видоизменяется.
Задание на дом: п. 36.
Подготовить сообщение об истории открытия витаминов (по желанию учащихся).