Технологическая карта урока
Предмет: История России. С древнейших времен
Класс: 10
Автор УМК: А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов
Тема урока: Политическая раздробленность Руси. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь.
Цель урока: сформировать знания у учащихся по одной из исторических тем.
Задачи образовательные: сформировать представление о периоде феодальной раздробленности
Задачи развивающие: развить мыслительные навыки установления причинно-следственные связей, проведения аналогий, использование индуктивного и дедуктивного методов познания, в ходе исследовательской работы на этапе урока.
Задачи воспитательные: воспитать чувство уважения к собеседнику, аккуратность в записях, ясность и четкость в формулировках, воспитать усидчивость.
Место и роль урока в изучаемой дисциплине: Понимание учащимися основных механизмов борьбы за власть в Древнерусском государстве, которое гораздо доступнее для понимания, в рамках одних из кризисных явлений в Истории России, позволить сформировать определенный набор мета-инструментов анализа для разбора последующих аналогичных явлений. К примеру Смутное время, Дворцовые перевороты и прочее. Благодаря изучаемому материалу, учащиеся смогут лучше понять географию центральной части восточной равнины, территорию будущего российского государства и сформировать первичное представление о взаимоотношениях с соседями.
Тип урока: Первичное ознакомление с темой, применение знаний и умений междисциплинарного характера.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||
Задачи
| Методы обучения Формы Обучения/ Использование ИКТ | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
Организационный Момент (3-4 мин.) | Приветствие учеников, Отметка отсутствующих Информирование о проверке домашнего задания Оглашение кратко плана занятий. | Групповое информирование всего класса. / Визуализация материала на доску, через проектор | Восприятие информации. | Формирование навыка построения плана деятельности и познавательной работы. | - | - | Запись краткого плана в тетрадь. (не более 3-4 мин) | Умение самостоятельно при работе над выполнением домашнего задания, строить план ответа на вопрос. | |||
Проверка домашнего задания/ Актуализация субъективного опыты учащихся (5-7 мин.) | Групповая проверка наличия задания у каждого (не более 5-7 минут). Подготовить учащихся к переходу к восприятию новых знаний | Групповая проверка наличия выполненного задания, по факту/ Выборочная проверка содержания задания, посредству фронтального опроса. | Активация памяти, актуализация полученных раннее знаний | Восприятие темы урока, в неразрывной, причинно-следственной вязи с предыдущими темами. | Индивидуальные ответы, с дополнениями других желающих. | Форма диалога, позволяет сформировать над-предметный навык коммуникации с другим. | Правила ведение дискурса (диалога с более чем 3-мя участниками) | Умение сохранять в памяти свой вопрос, до ожидания очереди его задать или что-либо добавить по теме. | |||
Изучение новых знаний и способов деятельности (10 мин) | Предоставить базовый материал учащимся для освоения темы и самостоятельного формирования представления по заданной теме. | Используются объяснительно-иллюстративные методы и методы проблемного изложения. / Использование проектора или географической карты княжеств Древнерусского государства. Использование раздаточного материала с описанием Нестором ситуация опустения Киева. | Выстраивать причинн-следственную связь с прошлого занятия на данное, Самостоятельно отображать на контурной карте крупнейшие княжества, Ознакомится с раздаточным материалом (1-2 раза прочесть) | Развитие навыка установление причинно-следственных связей, Умение быстро ориентироваться в картах Развитие координации мышления и письма. Умения корректно работать в потоке информации, выделять главные моменты, как в работе с контурной картой ,так и при чтении неизвестного текста. | Важные вопросы задаются в процессе обучения учителем информации. Второстепенные записываются. | - | В условиях ограниченного времени, требуется умение концентрироваться и самостоятельно планировать свои действия в тайминге. | Умение концентрироваться на работе | |||
Первичная проверка понимания изученного (7-12 мин) | - Предоставить время для оператвной рефлексии информации. - Требуется время для вопросов - Требуется освоить раздаточный материал и ответить на ряд вопросов по теме, на базе карты, раздаточного материала и материала, полученного в ходе рассказа учителя. | Используются частично-поисковые методы и объяснительные при работы с источником, учебником и записанной информации. / На проекторе или доске, отображаются вопросы для самостоятельной подготовки на них. | Ученики, на базе полученного материала, пробуют найти ответы на вопросы по новой теме: Вопросы по теме носят характер: Отрытых вопросов «что стало причиной феодальной раздробленности» и др. Сравнительных «Плюсы и минусы феод.раздробленности», Вопросы комплексного характера «какие факторы повлияли на различие в развитии княжеств». | Умение работать и отвечать на разного рода вопросы, формируем мета-предметные навыки и развивает гибкость мышления. В данном случае на историческом материале. | Учащиеся организуются по парно или по 3 человека, из соседей, для поиска ответов на предоставленные вопросы. | Работа в небольших группах, позволяет развить над-предметные навыки коммуникации и разделения обязанностей, а также умения коммуницировать с разными людьми (друзьями и просто знакомыми). | В отведенное время (не более 10 минут), участники предоставляют ответы. Ответы записывает группа на листке. | Смена деятельности позволяет развить у ребенка более гибкую и быструю скорость мышления, а также научить находить варианты решения ситуации в более короткое время. (Инструментальный подход) | |||
Применение изученного материала Обобщение и систематизация, (7-10-мин) | - Выборочная проверка выполненных заданий. На базе полученного результата, учитель делает вывод о мере включенности его в следующее задание; - перед учащимися ставится задача из следующей темы, для использования навыков и знаний, полученных в ходе занятия | Используется исследовательский и объяснительные методы, метод «мозгового шторма» / Учитель описывает проблему следующего урока. К примеру «Нашествие татаро-монгольского ИГА, поражение русских князей» | Учитель участвует в итоговой формулировке проблемы, к примеру «причины нашествия и поражения князей» и совместно с учащимися, «мозговой шторм» формирует причины поражения русских князей, используя материал данного занятия | Учащиеся в совместной поисковой деятельности, становятся исследователями, и это максимально развивает Учебно-познавательную, коммуникативную компетенции учащихся | Каждый учащийся, декларирует свои знания в диалоге с другим, объясняя и передавая информацию сверстнику, а также учителю (как модератору) | Обще-коммуникативный процесс, развивает навыки учащихся до уровня – поиска смысла в диалоге и личностном развитии. Формулирование аргументации, обоснование своей позиции и поиск консенсуса – ставит учащихся на новый уровень развития, в рамках ключевой коммуникативной компетенции | Передача знаний сверстникам, проведение аналитики, запись общих идей. | Группа учащихся формируется в коллектив, по принципу вовлеченности каждого в образовательный процесс | |||
Контроль и самоконтроль Коррекция (7-10 мин.) | - проверка учителем всех данных, полученных от каждого представителя группы или сбор данных для проверки вне-урока - коррекция работы post factum - Оценка работы - Формирование индивидуальных заданий для учащихся, на основе их ответов | Учитель подводит объяснительно-побуждающее умозаключение, по ходу освоения материала 1,3 темы. / На доске отображаются ключевые аспекты темы, признаки и тп. Сформулированные детьми. | Запись итогов работы, индивидуальное резюме | Обязательный контроль и оценка достижения учащихся, формирует ощущение завершенности работы и побуждает к новым задачам | - | - | Ответы учащихся по заданной теме | На основе ответов учащихся, учитель формирует индивидуальные (или групповые) задания для учащихся. | |||
Домашнее задание Подведение итогов учебного занятия/Рефлексия (5 мин) | - запись на доске домашнего задания - оценка действий групп, оценки индивидуальных достижений, в ходе занятия | Побуждающее умозаключение педагога, к освоению следующей темы / Учитель совместно с учащимися в оставшееся время, прорабатывает по принципу «минимум для каждого» эксплицированные ключевые позиции темы | Учащиеся комментируют позиции записанные на доске | Групповая и индивидуальная рефлексия по теме, развивает предметные познавательные навыки, закрепляет мат |
|
|
|
|