Конспект урока на тему: Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдатель­ность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Тема: Летопись – источник исторических фактов. Сравнение текста

летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Класс:4

Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдатель­ность, умение находить в тексте устаревшие слова.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и спе­цифику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, по­нимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по из­учению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — ана­лиз научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-по­знавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: распечатанный текст баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», репродукции иллюстраций В.М. Васне­цова к балладе «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения «Певец во стане рус­ских воинов» самостоятельно.

Отчизне кубок сей, друзья!

Страна, где мы впервые

Вкусили сладость бытия,

Поля, холмы родные,

Родного неба милый свет,

Знакомые потоки,

Златые игры первых лет

И первых лет уроки,

Что вашу прелесть заменит?

О родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя?

В. Жуковский

— Прочитайте медленно (еще: с ускорением, с замедлением, выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Как вы понимаете эти строки?

Эти стихи В.А. Жуковского о родине были взяты в качестве эпиграфа к «Истории России в рассказах для детей» известной писательницы XIX в. А. Ишимовой.

Открывается «История...» обращением к детям: «Милые дети! Вы любите слушать чудесные рассказы о храбрых героях и пре­красных царевнах, вас веселят сказки о добрых и злых волшеб­ницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам ее о делах ваших предков». Далее в художественной форме писа­тельница повествует об истории России, о зарождении Русского государства, об укреплении его могущества. В книге находят отра­жение все важнейшие события русской истории с древних времен до начала царствования Николая I.

— Вспомните, каким было ваше домашнее задание, опреде­лите цели урока.

IV. Проверка домашнего задания

— Нашли ли вы произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Прочитаем его выразительно.

(Учащиеся получают текст баллады. Первичное чтение с ком­ментированием. Затем проводится словарная работа.)

ИБО — потому что.

КНЯЖЕ - вежливое обращение к князю.

УКОРЯТЬ - обвинять.

СЕЙ — этот.

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— О каком князе идет речь в балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Какую смерть предсказали волхвы князю?

— Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?

— Удалось ли ему уйти от судьбы?

— Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинает­ся с союза «и»? Для чего нужен этот прием? (Придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое.)

— Каким еще жанрам литературы свойственна такая напев­ность и неторопливость? (Былинам.)

— Как надо читать это произведение? (Неторопливо, разме­ренно.)

(Повторное выразительное чтение баллады.)

— О чем вы прочитали?

- Какое произведение вам понравилось больше? Почему? (Ответы учеников.)

- Чем отличаются фрагмент летописи и баллада? (Пример­ный ответ. Летопись написана прозой, а произведение А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его бал­ладе много незнакомых слов, она очень красива.

У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понра­вилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе.

Жалко, что князь Олег погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.)

- Какую словесную иллюстрацию можно нарисовать? («Олег на коне и волхвы», «Олег рядом с черепом коня», «Похороны Олега».)

- Что вы нарисуете на переднем плане? на заднем? Рассмотрите репродукции картин В.М. Васнецова, выпол­ненных в качестве иллюстраций к балладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вы на них видите? Расскажите.

- Прочитайте отрывок, соответствующий каждой репродукции. (Учитель может сделать короткое сообщение. См. материал к уроку.)

VII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните содержание обоих произведений о вещем Оле­ге, расскажите, как складывалась его жизнь на протяжении 33 лет княжения.

От создания летописи до написания баллады прошло около 800 лет. Безусловно, за эти годы художественная литература сильно изменилась. Тем не менее русские летописи по-прежнему остаются уникальными литературно-историческими произведе­ниями, ведь, описывая исторические события, летописец не был сторонним наблюдателем, а выражал личное отношение к ним. Таким образом, летописи можно считать прообразом зарождаю­щейся русской художественной литературы.

Домашнее задание

Выучить отрывок из баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Материал для учителя

В конце 1890-х гг. В.М. Васнецов работал над иллюстрациями к бал­ладе А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» для академического издания к 100-летию со дня рождения поэта в 1899 г. Оформление, созвучное эпически величавым строфам А.С. Пушкина, было выполнено худож­ником в стиле богато изукрашенных орнаментами и миниатюрами древ­нерусских рукописных книг. В.М. Васнецов создал заставки, заглавные буквицы, концовки и композиции, служившие как бы лицевыми миниа­тюрами, как в древних книгах.

В.М. Васнецов выступил продолжателем древнерусских традиций оформления книг, восприняв у средневековых мастеров не только сти­листику, но и суть их подхода к конструкции книги в целом.

«Песнь о вещем Олеге» Васнецова определила новое направление в развитии книжной иллюстрации, продолженное Иваном Билибиным.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее