Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Тема урока: "Музыка в басне»
Тип урока: Построение новых знаний, изучение нового материала
Цель: Показать роль музыки в литературном жанре «басня».
Задачи: образовательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, с понятием «квартет», расширить представление учащихся о литературном жанре «басня», русском баснописце И. А. Крылове.
развивающие: развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитательные: воспитывать интерес к урокам музыки, духовность и нравственность ребенка на произведениях музыкального и литературного искусства;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фор-но.
Материалы к уроку: Портрет И. А. Крылова, А. П. Бородина, мультимедийная презентация в Power Point, карточки с названиями басен, карточки для работы в парах, басня «Квартет» (на каждую парту).
Оформление доски: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, просто мука.
И.А.Крылов
Литературный ряд: И.А.Крылов, басня «Квартет»
Музыкальный ряд: А.П.Бородин «Струнный квартет №2», 3 часть
«Волшебный смычок» норвежская народная песня
Ход урока:
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие.
Учитель: Ребята, мы продолжаем изучение темы четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». (Слайд №2) На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, но и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” (слайд3). Какому литературному жанру можно отнести эти произведения?
Ученики: Басня.
Учитель: Кто написал эти басни?
Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов (Показ портрета И.А.Крылова) (Слайд №4)
II. Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Тема нашего урока звучит так «Музыка в баснях» (Слайд №5)
Что нам нужно выяснить на уроке? Какова цель нашего урока?
Ученики: Выяснить, для чего нужна музыка в баснях, какую роль она играет в баснях.
Учитель: Цель нашего урока - выяснить роль музыки в басне.
III. Работа по теме урока.
Учитель: Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Ивана Андреевича Крылова, которая называется «Квартет».
Квартет - музыка, в исполнении которой участвуют четыре любых инструмента. Квартет - коллектив музыкантов, состоящий из четырёх человек (Слайд №6)
Учитель: Что такое квартет? (Работа в парах по карточкам с теоретическим материалом)
Учитель: (Слайд №7) Теперь вам понятно, что такое квартет?
Учитель: Приведите примеры квартетов.
Ученики: 4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет.
Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты. В струнные квартеты входят инструменты, которые мы встречаем в симфоническом оркестре. Королева оркестра – скрипка – самый распространённый струнный смычковый инструмент. Альт – скрипка, но больше размером с звучанием ниже скрипки. Виолончель очень похожа на них, но значительно больше по размеру. Звук виолончели густой, сочный, певучий. Он напоминает человеческий голос. Если скрипку или альт музыканты держат горизонтально на плече, то виолончель слишком велика для этого. Её ставят вертикально на металлический шпиль, который упирается в пол, а музыкант играет сидя.
Учитель: Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.
Учитель читает фрагмент басни (Слайд №8)
Проказница Мартышка, Осел, Козёл
Да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет…
Анализ фрагмента.
Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?
Ученик: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.
Учитель: К какой группе инструментов относится виолончель?
Какие инструменты еще в этой группе?
Почему они так называются?
-Теперь, когда мы вспомнили, какие инструменты называют струнными - смычковыми, давайте прочитаем басню «Квартет» дальше. (слайды 9 – 12)
Понравилась ли вам эта музыка, которую исполняли звери? Можно ли вообще назвать это музыкой?
-Что необходимо, чтобы исполнять музыку?
( Ответы детей: знать ноты, умение играть на музыкальном инструменте, умение слышать себя и того кто сидит рядом, уважая тех, кто слушает, не браться за то, что не умеешь)
-Мы прочитали басню Крылова, а теперь пришло время послушать настоящую музыку, в исполнении настоящих музыкантов. (Слайд №13)
Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин (слайд 14)
Звучание каких инструментов вы услышали? (варианты ответов детей)
-Какая эта музыка по характеру? ( спокойная, умиротворённая)
- Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни?
(ученики отвечают)
Учитель: Это произведение написал Александр Порфирьевич Бородин – русский ученый-химик (Слайд №15) Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать, простая женщина, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.
Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написал первое музыкальное произведение. Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.
IV. Физкультминутка. 9видео(слайд 16)
V. Вокально-хоровая работа.
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (Слайд №17)
Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?
Ученики: «Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.
Учитель: Сегодня мы выучим слова 3 куплета песни. Потом тоже объединимся в квартеты и исполним песню.
Исполнение песни «Волшебный смычок»
Повторение мелодии.
Исполнение по ролям.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам тестовые задания, с которыми я думаю, вы легко справитесь. Прошу вас внимательно прочитать и выбрать верный ответ.
Тестирование. (Слайд №18, №19)
VI. Итог урока: (слайд 20)
Учитель: И в завершение подведём итог, вернемся к цели нашего урока
( выяснить роль музыки в басне)
- Какую роль играет музыка в басне?
Ученики: Музыка играет в басне главную роль.
Учитель: C творчеством какого композитора мы сегодня познакомились?
Ученики: С творчеством А. П. Бородина.
Учитель: Что такое квартет?
Ученики: Квартет – это музыка, в исполнении которой участвуют 4 исполнителя или 4 инструмента.
Учитель: Какие квартеты звучали на уроке?
Ученики: На уроке звучали инструментальные и вокальные.
Учитель: (слайд 21) Сделаем вывод: музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях. Музыка обогащает литературу.
VII. Домашнее задание:
Нарисуйте рисунок по басне Крылова «Квартет».
Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.
VIII. Музыкальное прощание.