Урок математики в 5 классе по теме «Смешанные числа»
Учитель математики МБОУ «Большаковская СОШ» Яковлева И.В.
Тип урока: урок изучения нового материала. | |
Целеполагание для ученика | Целеполагание для учителя |
Предметные: Читать и записывать смешанные числа. Переводить неправильную дробь в смешанное число. Углубить и развивать представления о дробных числах. Метапредметные: Видеть математическую задачу в окружающей жизни; Самостоятельно определять цель своего обучения; Осуществлять контроль своей деятельности по эталону; Строить логические рассуждения. Личностные: Ответственно относиться к учению; Усилить мотивацию к обучению; Проявлять инициативу при выполнении заданий; Осознать значимость смешанных чисел в практической жизни. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся. | Образовательная цель. Расширить понятийную базу за счет включения в нее новых элементов: ввести определение смешанных чисел; научить переводить неправильную дробь в смешанное число; усилить практическую направленность обучения. Деятельностная цель Формировать у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации: мыслительную деятельность учащихся, самостоятельность, внимательность; умение рационально планировать работу; осуществлять контроль за своей деятельностью. Воспитательная цель Формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; учить ясно и точно выражать свои мысли; проводить рефлексию деятельности ребенка.
|
Опорные понятия, термины | Новые понятия, термины |
Обыкновенная дробь, числитель, знаменатель. правильная дробь, неправильная дробь, деление и дроби. | Смешанное число, его целая и дробная части, выделение целой части. |
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная. | |
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. | |
Домашнее задание: п.28 № 1109, №1110 . Творческое задание. Придумать задачу по теме урока и к ней нарисовать рисунок.
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактическое обеспечение |
Мотивация к учебной деятельности Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока Записывают число и «классная работа» в рабочей тетради |
|
Актуализация знаний и умений Актуализация опорных знаний и способов действий | Учитель предлагает всем вместе прочитать стихотворение (слайд2) Ответить на вопросы (слайд3)
Разбейте на 2 группы (Слайд 4).
I - натуральные числа; II - дробные числа
Чем натуральные числа отличаются от дробных?
Что означает черта в дроби? | Читают хором стихотворение Отвечают на вопросы В тетрадях записывают числа, разбив их на две группы. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку по эталону (Слайд 5) Целые числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц
Черта означает знак деление | (Слайд 2). – Каждый может за версту
(Слайд 3). Слайд 4 Слайд 5
|
Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Формирует проблемную ситуацию 1) К какой группе вы отнесли число 5? 2)Что заметили интересного? 3)А мы знаем как такие числа называются? 4)Какая же цель нашего урока? Предлагаю вам разгадать ребус, чтобы узнать тему нашего урока. (Слайд 6) Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа» | Учащиеся отвечают на вопросы, формируют цель урока. Состоит из целой части и дробной части
Узнать как называются такие числа; как читаются, записываются числа; какие действия можно осуществлять с ними. Учащиеся разгадывают ребус и дают название числам и тему урока. (Слайд №6) |
Слайд 6
|
Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа | Определение смешанных чисел - Какие числа называют смешанными?
Запись смешанных чисел 1)(обратить внимание на верную запись; целая часть, дробная черта) 2 – целая часть - дробная часть Пример: (принято записывать короче) 2) Приведите свой пример по одному смешанному числу, прочитайте соседу и пусть он его запишет.
Перевод из неправильной дроби в смешанное число
А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока? А как вы думаете, что с ними можно сделать? Чему мы должны научиться?
Представим неправильную дробь в виде смешанного числа Что предлагаете?
Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? На стр. 168 прочитайте правило и рассмотрите способ выделения целой части из неправильной дроби (примере 1). Выделите целую часть из , применяя правило.
Задача № 1: Два груши нужно разделить поровну между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок? Как сделать так чтобы каждый получил свою долю? Задача № 2: Пять одинаковых груш нужно поровну разделить между тремя детьми. Сколько должен получить один ребенок? Сколько целых груш получит каждый ребёнок? Задача № 3: Придумайте свою задачу и предложите её решить соседу. | Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной частей.
1)Записывают в тетрадях.
2) Приводят примеры, работая в парах. Записывают в тетрадях.
Да
Выделять целую часть
Научиться записывать неправильную дробь в виде смешанного числа
Записать дробь в виде частного и найти ответ
К тексту учебника
Показывают способ деления. Проверяют по эталону.
Нужно количество груш разделить на количество детей.
Каждый получит по 1 целой груши и груши.
Работают в парах.
|
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9 |
Физкультминутка |
| Выполняют упражнения | Слайд 10 |
Первичное закрепление | Предлагает выполнить совместно задания с УМК №1084, 1085,1086, контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах. | Выполняют задания с учебника возле доски поочередно или по желанию, при необходимости обращаются к учителя по возникшим затруднениям |
|
Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа А сейчас выполните небольшую самостоятельную работу. (Слайд 11)
| Выполняют задания. Обмениваются тетрадями и делают взаимопроверку (Слайд №12) |
Слайд 11 Слайд 12 |
Подведение итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых
| Что изучали сегодня на уроке? Какие же числа называются смешанными? - что это за числа? Прочитайте их. Назовите целую и дробную части данных чисел. Выставляет оценки за урок. |
Отвечают на вопросы.
|
Слайд 13 |
Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | п.28 № 1109, №1110. Творческое задание. Придумать задачу по теме урока и к ней нарисовать рисунок. Поясняет выполнение заданий. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Слайд 14 |
Рефлексия (подведение итогов) Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Было трудно … Было интересно … Я научился … Меня удивило … У меня……….настроение?
|
Учащиеся отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. | Слайд 15 |