Конспект урока в 5 классе по теме
«Волшебная сила уравнений»
Цели урока:
Повторить и закрепить правила нахождения неизвестных компонентов сложения и вычитания.
Продолжить работу по формированию навыков решения уравнений.
Развитие умений решения текстовых задач с помощью уравнений.
Повышение интереса к изучению математики.
Воспитывать чувство дружбы, взаимопомощи.
Для проведения урока требуется предварительная подготовка:
Оформляется компьютерная презентация с материалами и заданиями.
На перемене класс делится на три команды, участники из одной команды рассаживаются на одном ряду.
Каждому обучающемуся выдаётся карта контроля.
Ребята знакомятся с правилами взаимопроверки:
Те, кто полностью справились со «своим» уравнением получают 2 балла, те, кто допустили только одну вычислительную ошибку 1 балл. Если же ошибка допущена при нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого, слагаемого, делимого, делителя или множителя то 0 баллов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Урок - путешествие в сказку. Мы с Вами познакомимся с волшебной силой уравнений. Класс делится на три команды. Выбираются капитаны команд.
Проверка домашнего задания. Постановка целей урока.
А ктуализация знаний.
Учитель начинает рассказ:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. И было у него три сестры: Марья, Ольга, Анна. Отец и мать у них умерли. Отдал Иван-царевич сестер своих замуж за царей медного, серебряного и золотого царства. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно.
Решил он проведать сестер и отправился в путь. По дороге повстречал Елену Прекрасную. Они полюбили друг друга. Но Елена была не только прекрасной, но и премудрой. Она хорошо знала математику. Сможете ли Вы ответить на ее вопросы. Слайд №1.
1. Какое равенство называется уравнением?
2. Какое число называется корнем уравнения?
3. Что, значит, решить уравнение?
4. Сколько корней имеет уравнение? (приведите примеры).
5. Как проверить, верно, ли решено уравнение?
6. Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, множитель, делимое, делитель?
Ученики отвечают на вопросы. За ответы получают жетоны в копилку команды.
Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную.
Иван-царевич взял верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вот подъехал он к реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написаны 3 уравнения.
Если их правильно решить, то камень повернется и освободит дорогу. Помогите Ивану-царевичу».
у-371=277 (I),
127+m=183 (II),
341-х=127 (III).
Проверка: Слайд №2.
Участники одной команды, сидящие за одной партой, обмениваются картами контроля, происходит взаимопроверка.
Учитель напоминает правила взаимопроверки.
Преодоление первой преграды приносит очки командам. Учитывается
скорость и правильность решения.
Учитель продолжает: «Долго ехали они по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги.
Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу, но только в том случае, если его воины решат шесть уравнений, написанных на стенах избушки».
К доске выходят по два ученика из каждой команды.
65+2х=59, (1) | 24-3х=21, (2)
| z : 35 = 18, (3) |
У(58-27)=62 | (25+8) х=99 | 75-5х=30+15 |
Подводятся итоги работы на втором этапе.
Проверка: Слайд №3
Участники команды, сидящие за одной партой, обмениваются картами контроля, происходит взаимопроверка. Учитель напоминает правила взаимопроверки.
Преодоление второй преграды приносит очки командам. Учитывается скорость и правильность решения.
Учитель продолжает: «Прощаясь с Иваном-царевичем, Баба Яга рассказала ему о силе корней уравнения. Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух корни уравнения. Мигом исполнится.
Ч ерный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их и бросил в глубокое подземелье. Замкнул на шесть замков».
К доске идут новые шесть учеников, решают 6 уравнений. Заняты работой и члены команд, готовые прийти на помощь своим «воинам».
35:х-20=15 | у:2+35=36 | m:12*2=72 |
(28+х)+37=125 | (56+х)-36=44 | (56-х)+36=44 |
Подводятся итоги третьего тура.
Учитель проверяет решения учащихся выборочно. Выбирает тех, кто первым решил правильно от каждой команды. Этим ребятам доверяется право произнести эти корни вслух и открыть замки.
( за каждый правильно найденный корень ученик и команда получает 1 балл и жетон в копилку команды)
Учитель продолжает: «Иван-царевич произнес «волшебные слова», назвал корни всех уравнений. Двери подземелья открылись.
И стали воины перед воротами Кощеева дворца, на которых написано уравнение: у+12705:121=105.
Устно решил его Иван-царевич. А Вы сможете?
Учитель спрашивает всех детей первыми поднявших руку. Выслушав варианты ответа, учитель определяет правильный ответ и просит ребят прокомментировать решение. (Ученик, который первый назвал правильный ответ, получает дополнительный балл).
Учитель продолжает: Освободили воины Елену Прекрасную и в тот же день сыграли свадьбу. После этого Иван-царевич вместе с Еленой проведали его сестриц, приехали домой и стали жить - поживать и добра наживать».
Да здравствует математика!
4.Подведение итогов урока.
Подводятся итоги урока, каждый ученик считает свои баллы и выставляет себе оценку по следующим критериям:
11 и более баллов – оценка «5»;
10-8 баллов – оценка «4»;
7-6 баллов – оценка «3».
Слайд №4..
Затем складываются все баллы участников каждой из команд, определяется команда победитель, происходит награждение команд дипломами I , II, III
степени.
5.Рефлексия.
Оцените свое эмоциональное состояние на данный момент времени с помощью смайликов (поднять вверх)
Материалы для подготовки к уроку.
.Г. Коваленко. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1990.-96с.
Н.Я. Виленкина, В.И.Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда «Математика - 5 » – М.: Мнемозина, 2021