письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями (учебник, с. 13) Цель деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями, развитию умений решать задачи, решать уравнения. | Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий | Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с письменным приемом умножения на числа, оканчивающиеся нулями; научатся решать задачи, решать уравнения. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни | методы и формы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический | Образовательные ресурсы | 1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). 2. http://rusfolder.com/32474579 3. http://pedsovet.su/load/140-1-0-6397 4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/konkurs-matematicheskih-krossvordov-i-rebusov-4-klass | Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор | Основные понятия и термины | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | организационная структура (сценарий) урока Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации взаимо- действия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | I. Моти- вация (самоопре- деление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психоло- гическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. -Необычный день у нас И гостями полон класс Что гостям сказать нам надо - Чтоб урок прошёл прекрасно, хорошо, отлично, классно говорю вам пожеланья: Пожелание удачи, пожелание добра, пожелание терпенья и, конечно же, уменья. -Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым? -Давайте улыбнёмся друг другу. Это не займёт у нас много времени. Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали десять хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? Я желаю вам ребята сделать на уроке много хороших дел и получить положительные эмоции от своих результатов, от результатов урока. Девиз урока: « С малой удачи начинается большой успех» | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Дети: Видеть вас мы очень рады. Дети: Человеку нужно хорошее настроение, положительные эмоции, доброе отношение окружающих людей, плечо друга, хорошие знания. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учите- лем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места | II. Актуализация знаний | 1. Минутка каллиграфии. 2. Устный счет: 1)геометрический материал 2)Математический диктант | Повторение написания цифр 2 и 4. -ребята, какое сегодня число? -Охарактеризуйте это число. -Повторим написание этих цифр. -Ребята, какие фигуры вы видите на экране, назовите. -Чем отличается прямоугольник от квадрата? - Найдите площадь прямоугольника, со сторонами 8см и 9см. Найдите площадь квадрата со сторонами 7см. -А сейчас, выполним Математический диктант: 900:3= 81:9*7= 900:100= 500*2= 20*9= 56:8*70= 520+80= 1000-200= 150+50= -Запишите полученные ответы в порядке возрастания. Каждому ответу соответствует буква, из букв у вас сложится слово, которое и подскажет нам тему сегодняшнего урока. 9 | 63 | 180 | 200 | 300 | 490 | 600 | 800 | 1000 | у | м | н | о | ж | е | н | и | е | | -24 января -Это число двузначное, для записи его понадобится две цифры. Цифра 2 обозначает два десятка, цифра 4 – четыре отдельных единицы -Прямоугольник, квадрат, круг. | Фронтальная, индивидуальная | П – строят модели, отражающие различные отношения между объектами; делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют математические термины, символы и знаки; владеют логическими действиями, способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания | III.Сообщение темы, цели урока | | Озвучивает тему, цель урока -Какое слово получилось? (Умножение) -Правильно, и тема нашего урока «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями». - Какие цели поставим к уроку? (на карточках) | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности | | | | | | | К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуж- дать о причинах своего | | | | | | | | | | IV. Изучение нового материала | 1. Ознакомление с приемом письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить. -Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение? -Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 6·9= 54139·0 264·1092· 100532·300 ( По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) -Почему затруднились назвать произведение в последнем выражении? (Создание проблемной ситуации.) -У нас появилась проблема, которую и предстоит нам решить на уроке. - Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. -Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. - У кого есть предположения, как можно его вычислить? - Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний? - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? - Какой закон математики вы применили? - Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Какой способ мы можем ещё использовать? - Умеем мы это правильно делать? | Объяснив, как выполнены операции, затрудняются вычислить устно произведение Умножают. 1) табличное умножение 2) умножение на нуль 3) увеличение числа в 10 раз 4) приём умножения на 100 5)затрудняются Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. -Нет. Объясняют приём умножения. 532·300= 532·(3·100)= 532·3·100=159600 - Сочетательный закон. - Не всегда. - Решение столбиком. -Нет. | Фронтальная. | Знание письменного приема умножения вида 847 · 6. | | 2. Работа по статье учебника вверху страницы | 243 · 20 и 532 · 300 (один пример решает ученик, второй объясняет учитель) | Объясняют решение примеров сначала по развернутой записи в строчку, а затем по записи в столбик | Фронтальная | успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют интерес к изучению предмета. | Работа с учебной статьей | V. Первичное закрепление | Работа по учебнику. | № 40 ( дети решают по одному примеру с объяснением) | Часть примеров решают под руководством учителя, остальные – самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная. | Применение письменного приема умножения вида 243 · 20. | Физкультминутка | -Ребята, а сейчас отдохнем. Миша у нас посещает музыкальную школу, по специальности «Скрипка». Сейчас он исполнит на скрипке произведение, а мы положим головки на парту, закроем глазки и отдохнем. | Дети отдыхают под музыку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку на здоровый образ жизни | | VI. Практическая деятельность | 1. Решение задач. 2. Решение уравнений. | № 41. -Ребята, это задача простая или составная? Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? -Что найдем первым действием? 1) 2) 3) Ответ: 1560 кг всего. № 44. | Решают с комментированием у доски, записывая решение в виде отдельных действий столбиком. Решают самостоятельно | Фронтальная, индивидуальная | П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование устанавливают причинно-следственные связи; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебного предмета; | Устные ответы, записи в тетради | | 3. Математический кроссворд | См. ресурсный материал | Отгадывают кроссворд | | К- используя математическую терминологию; применяют изученные правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса | | | | . | | | | | | | | | | | VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? – Что успели повторить? – Что осталось непонятным? – Что понравилось из заданий больше всего? Что не очень понравилось? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? -Ребята, я предлагаю выразить свое отношение к уроку. Закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока. | Отвечают на вопросы Закрашивают соответствующую долю | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы | VIII. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 13, № 46 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения | | РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ Математический кроссворд По горизонтали: 1.Прибор для измерения массы. (Весы.) 2. Наименьшее трехзначное число. (Сто.) 3.Измерительный прибор. (Линейка.) 4.Знак, показывающий отсутствие единиц какого-либо разряда.(Ноль.) | | По вертикали: 5. Мера для измерения жидкости. (Литр.) 6. Прибор для измерения времени. (Часы.) 7.Число, полученное при сложении. (Сумма.) 8. Инструмент, необходимый для проведения окружности. (Циркуль) | | 6.ч | | 1.в | е | 7.с | ы | 8.ц | | | а | | | | у | | и | | | 2.с | т | о | | м | | р | | 5.л | ы | | | | м | | к | 3.л | и | н | е | й | к | а | | у | | т | | | | | | | л | | р | | | | 4. н | о | л | ь | |