Урок математики по теме «Ломаная линия».
Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)
Цель урока:
образовательные: путем сравнения, наблюдения, анализа познакомить учащихся с терминами «ломаная линия» и «звенья и вершины ломаной линии»;
развивающие: развитие логического мышления, словесно-образного мышления, интегрированная связь с окружающим миром, чтением, развитие активного словаря;
воспитательные: умение работать в коллективе, слушать одноклассников, четко высказывать свои мысли, адекватно реагировать на замечания и поощрения.
Задачи урока:
Познавательные УУД
• Сформировать у уч-ся представление о ломаной линии, о её звеньях и вершинах;
• Продолжить работу по развитию умения, различать отрезки, кривые, прямые линии, лучи;
• Научить моделировать ломаную линию;
• Развивать логическое мышление, совершенствовать уровень развития математической речи.
Личностные УУД:
• Развивать память, внимание, логическое мышление, пространственное воображение, фантазию;
• Развивать у детей позитивное, эмоциональное отношение к себе, своим товарищам и окружающему миру.
Коммуникативные УУД:
• Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу;
• Совершенствовать навык общения.
Регулятивные УУД:
• Постановка учебной задачи на основе изученного ранее материала;
• Составление плана и последовательности действий;
• Прогнозирование результата;
• Внесение дополнительных изменений в план действия.
Предполагаемое оборудование и материалы урока:
Карандаши, проволока, карточки с числами, счётные палочки, смайлы для рефлексии, компьютер.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- электронные материалы : презентация в программе PowerPoint;
Педагогические технологии:
-ИКТ-технология (презентация);
-Педагогика сотрудничества(учебный диалог);
-Объяснительно-иллюстративная;
-Личностно- ориентированного обучения.
Методы работы:
-словесные;
-наглядные;
-практические;
-частично-поисковые;
-объяснительно-иллюстративные.
Ожидаемый результат:
• Знать, что такое ломаная линия, из чего она состоит, чем отличается от других геометрических фигур;
• Использование детьми полученных на уроке знаний в жизни, в практической деятельности;
• Обогащение словарного запаса учащихся.
Ход урока:
I. Орг.момент. Психологический настрой учащихся +(рефлексия на начало урока)
Учитель:
-Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок? ( Дети: Начинается урок.)
Учитель:
-Начинаем мы опять
-Думать, рассуждать, смекать.
- Ну, конечно же, считать!
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Я хочу начать с небольшой математической разминки. Слайд 2-6 .
Веселые задачки в стихах.
(дети считают и показывают ответ на счет «Раз»)
1) Два котенка на диване,
Два котёночка у Вани.
Теперь спросим у ребят
Сколько было всех котят? (4)
2) У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять лягушек
Сколько было же кадушек? (5)
3) Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
два нырнули глубоко.
Сколько их всего в пруду?
Сосчитать я не могу? (5)
4) Слон, слониха и слонёнок
Шли толпой на водопой.
А навстречу им тигрёнок
Возвращается домой.
Сколько, думай поскорей,
К водопою шло зверей? (3)
5) Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера пять штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук? (4)
- Молодцы! С разминкой справились отлично!
- Посмотрите, кто это сегодня у нас в гостях? ( Точка) Слайд 7.
- В каком разделе математики она живёт, кто вчера меня внимательно слушал?
- Я помогу вам вспомнить. Переставьте карточки в порядке убывания чисел. т о г я р м е и е
4 7 9 1 3 6 8 2 5
- Что значит порядок убывания? Как мы его еще называем?
- Точка живёт в ГЕОМЕТРИИ. И сегодня она приглашает нас к себе в гости. Геометрия – наука очень интересная,
Треугольник, круг, квадрат вам уже известны.
Много нового она в себе таит,
Языком углов и линий говорит.
- Давайте покажем свои знания Точке. Сложите из палочек квадрат.
- А теперь добавьте еще два, как показано на рисунке. Слайд 8.
- Переложите две палочки так, чтобы получилось 2 квадрата. (большой и маленький) (Ответ. Слайд 9)
- Точка привела с собой друзей, но спрятала их под шапкой - невидимкой. Они появятся у нас в гостях, когда вы их угадаете. Слайд 10
1) Эта фигура не имеет конца и начала. Она бесконечная! ( прямая)
2) Эта фигура похожа на извилистую дорогу. (кривая)
3) А эта линия имеет начало и конец. (отрезок)
4) У этой есть начало, но нет конца. (луч)
- Молодцы! А знаете ли вы, с помощью чего, изображают эти фигуры? Слайд 11
III. Работа по теме урока.
- А это, что за линию изобразила Точка с помощью линейки?
- Хотите узнать, как она называется? Попробуйте догадаться сами.
Практическая работа.
- Возьмите проволоку и скажите, на какую линию она сейчас похожа? Попробуйте сложить такую же линию, которую начертила нам Точка.
- Можно ли теперь назвать ее прямой? А кривой? (Нет, потому что она натянутая)
- Что мы делали с проволокой? (сгибали, ломали ее) Ваши предположения, как можно назвать эту фигуру?
Работа с учебником.
- Откроем учебник на с. 42 и прочитаем ее название. Слайд 12-14
- Прочитаем, что такое ломаная линия.
- Можно ли сказать, что из проволоки мы получили ломаную линию? (Да. Она состоит из отрезков – звеньев. Конец одного отрезка является началом другого)
- Как называются концы каждого звена?(Вершины)
Физкультминутка.
- Точка предлагает нам немного отдохнуть. Слайд15
(Учитель показывает пример. Дети находят значение выражений и выполняют действия.)
- Сколько раз ногами топнем? (2+2)
- Сколько раз в ладоши хлопнем? (5-3)
- Мы присядем сколько раз? (4+1)
- А наклонимся сейчас? (5-1)
- И подпрыгнем ровно столько. (1+3)
- Ай да счет! Игра и только!
- Продолжим работу в учебнике на с.42. Слайд 16-17
Вывод: ломаная линия бывает замкнутая и незамкнутая. Слайд 18
IV. Закрепление изученного материала.
Работа в тетради на печатной основе. Т. с.16 Слайд 19-22
Игра «Разбей на группы». Слайд 23 – 24
V. Рефлексия.
VI. Итог урока.
- Что такое ломаная линия? Какие бывают ломаные линии?
- Где можно встретить ломаные линии в жизни? (забор, молния)