Конспект урока "Масленица"

Конспект открытого урока в 4 классе "Масленица"

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Участник конкурса «Педагог года 2018»

Номинация «Учитель года»

Учитель музыки МАОУ СОШ № 30 города Тюмени

Саморукова Алена Саитовна

Конкурсный урок «Праздник Масленица»

4 класс, 3 четверть «Музыка»

Цель:

Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни)

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно - образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Тип урока: первичное усвоение новых знаний.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация

Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

Методы: деятельностный подход, игровой метод, проблемно-творческий метод

Виды деятельности учащихся:

  • Игры (хоровод, «Золотые ворота», «Петушиные бои»

  • Пение

  • Игра на русских народных инструментах

  • Составление коллажа

Музыкальный материал:

  • Р.н.п. «Барыня»

  • Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»

  • Р.н.п. «Блины»

  • Р.н.п. «Прощай масленица»

Ход урока:

Звучит р.н.п. «Барыня».

- Эй, честной народ, становись в хоровод!!!

Завожу ребят класс по цепочке, взявшись за руки в хоровод.

- Гой еси, красны девицы, гой еси, добры молодцы (кланяюсь)!

- Здравствуйте!

- Я рада видеть Вас на нашем необычном уроке. Наверняка по музыке, моему костюму и всеобщей атмосфере Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем толковать?

- О масленице

- Совершенно верно. Тема нашего урока: Праздник Масленица.

- Как думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

- Узнаем о празднике Масленице, будем играть, петь.

- Конечно. Познакомимся с традициями празднования Масленицы, научимся играть в народные игры, слушать и исполнять народные песни и даже играть на народных инструментах.

- Предлагаю по цепочке назвать слова ассоциации с этим праздником. Я начну: гуляния

(Дети по цепочке называют слова ассоциации)

- Молодцы. Вы все назвали верно. Масленица — это веселье, радость, игры, песни, пляски, проводы зимы и конечно же блины. Сегодня уже третий день как идет Масленица.

Прием «Расскажи по картинке»

- Ребят, какие корни имеет праздник Масленица? Как с праздником связана картинка звукоряда?

(Обсуждение. Масленица пришла с древних времен имеет языческие корни. Длится 7 дней.)

А как называется первый день масленицы?

- Встреча (при помощи наводящих вопросов отвечают ребята)

- Верно. В этот день с утра дети делали вот таких кукол (показываю куклу Масленицу из соломы), делали горки, а вечером пекли блины.

А следующий день недели - вторник. Вторник «Заигрыш». Почему назывался заигрыш?

- Играли

- Конечно, играли в разные игры, потехи, строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях. Одним словом, играли.

Давайте и мы поиграем в народную игру «Золотые ворота».

Слова такие (пою: Золотые ворота, проходите Господа

Первой мать пройдет, всех детей проведет

Первый раз – прощается,

Второй раз – запрещается

Ну, а третий раз не пропустим вас.

(Правила: выбираем два человека - они образуют ворота. Все остальные берутся за руки и проходят через ворота поют песенку, на третий раз ворота закрываются и тот, кто попался тоже становится воротами)

- Ай, да удальцы! Научились играть в игру? (да)

- Ох, ох, заигрались. А на дворе уже среда. Кто знает, как называется этот день? (при помощи наводящих вопросов отгадывают)

- Среда- «Лакомка». Ребята, почему лакомка?

-Лакомятся чем-то сладким (блинами)

-Блины – главное лакомство на масленицу. Ведь блин-это символ солнца, тепла.

- А Вы знаете поговорку, связанную с приготовлением блинов? (первый блин комом)

- Расскажите о ее значении (первый блин не получается у хозяйки)

- Оказывается, у древних славян был такой праздник Комоедица. Он был посвящен пробуждению медведя. И считали, что медведь – прародитель людей. Первый блин отдавали комам, то есть медведям. И поговорка звучит так: «Первый блин – комам (медведям), блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». Позже Комоедица стала называться Масленицей!

Настала пора спеть вкусную песню! Вспомним основные правила пения.

На слайде подсказка

1. Дыхание (выполняется дыхательные упражнения:

А) Одна рука на плечо, другая на диафрагму. Подышали не поднимая плеч.

Б) При пении необходимо выдавать дыхание ровными порциями. Возьмем салфетку и подуем на ее кончик, так чтобы он удерживался в одном положении. Вот так как я(дуют).

2. Дикция (работа над артикуляцией)

Распевка «думали мы думали мы думу»

3. Посадка (сели прямо, ноги на полу)

Проигрываю мелодию припева и пою (разучивание припева)

Исполнение песни. (пою куплеты, дети поют припев)

Блины.

1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.

Припев:
Ой, блины мои блины

Вы блиночки мои. (2 раза)

2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.

Припев (2 раза)

3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Припев (2 раза)

4. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Припев (2 раза)

5. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Припев (2 раза)

6. «Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы».

Припев (2 раза)
- Молодцы. Скажите пожалуйста какие можно добавить инструменты? (русско-народные)

- Конечно (раздаю инструменты)

- Посмотрите на экране представлена партитура. Попробуем сыграть по ней. Исполнение песни в сопровождении инструментов.

- А вот и четверг не за горами Четверг назывался Разгуляй. В четверг продолжаются народные гуляния. В этот день ездили на тройках, строили снежные крепости, устраивали кулачные бои.

Игра «Петушиные бои» (фоном музыка)

(Правила: выбираем два мальчика, очерчиваем круг красной лентой, ребята встают в круг на одну ногу, закрывают глаза, руки за спиной, выигрывает тот, кто вытолкнет соперника за круг или поставит на две ноги.)

- Ай да молодцы, ребята!

А пока мы с вами репетировали, тут и пятница наступила.

А вот и пятница. «Тещины вечерки». В этот день зяти угощают тещ блинами. Масленица не только народный праздник, но и семейный.

Мы с вами и пели, и плясали, а теперь время посидеть. Ведь суббота – это золовкины посиделки. Кто такая золовка? (сестра мужа)

Повторим название всех дней. Внимание на экран (выполняют задания)


- Быстро заканчивается масленичная неделя, вот уже и воскресенье. А воскресенье называли «Прощеным воскресеньем». В этот день сжигали чучело масленицы, этим действием прогоняли зиму, пепел развеивали по полям для хорошего урожая. А самое главное просили друг у друга прощение. А в ответ говорили: «Бог простит, и я прощаю!»

Давайте и мы с вами попросим прощения у нашей Масленицы:

(а теперь внимание на экран, прочитаем выразительно слова этой песни

Ты прости, прощай наша Масленица

Ты прости, прощай. Широкая

Ты пришла с добром, с сыром, маслом, творогом.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прости, прощай наша Масленица.

- Сейчас я попрошу Вас разделиться по группам и выполнить задания, которые лежат у Вас на столах

(1 группа выбрать из предложенных картинок, те где изображен праздник Масленица, приклеить на ватман, украсить, подписать.

2 группа выбрать из предложенных инструментов русские народные, приклеить на ватман, украсить, подписать. В это время пою песню «Валенки», гости играют на народных инструментах)

- Молодцы, ребята.

Представление коллажей. Взаимоконтроль.

Вот и закончилась наша масленичная неделя. Она была длинная, красивая, сытная. Я дарю вам ложки (вырезанные из картона и покрашенные в желтый цвет) на обороте написан мой сайт, где вы можете выполнить домашнее задание и узнать еще много интересного.

И мне очень понравилась ваша активная работа на уроке! Сегодня я поставлю вам самый высокий балл)

Встаем в хоровод и выходим из класса под песню «Прощай Масленица»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее