Участник конкурса «Педагог года 2018»
Номинация «Учитель года»
Учитель музыки МАОУ СОШ № 30 города Тюмени
Саморукова Алена Саитовна
Конкурсный урок «Праздник Масленица»
4 класс, 3 четверть «Музыка»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни)
Планируемые результаты
Предметные:
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно - образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: деятельностный подход, игровой метод, проблемно-творческий метод
Виды деятельности учащихся:
Игры (хоровод, «Золотые ворота», «Петушиные бои»
Пение
Игра на русских народных инструментах
Составление коллажа
Музыкальный материал:
Р.н.п. «Барыня»
Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
Р.н.п. «Блины»
Р.н.п. «Прощай масленица»
Ход урока:
Звучит р.н.п. «Барыня».
- Эй, честной народ, становись в хоровод!!!
Завожу ребят класс по цепочке, взявшись за руки в хоровод.
- Гой еси, красны девицы, гой еси, добры молодцы (кланяюсь)!
- Здравствуйте!
- Я рада видеть Вас на нашем необычном уроке. Наверняка по музыке, моему костюму и всеобщей атмосфере Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем толковать?
- О масленице
- Совершенно верно. Тема нашего урока: Праздник Масленица.
- Как думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?
- Узнаем о празднике Масленице, будем играть, петь.
- Конечно. Познакомимся с традициями празднования Масленицы, научимся играть в народные игры, слушать и исполнять народные песни и даже играть на народных инструментах.
- Предлагаю по цепочке назвать слова ассоциации с этим праздником. Я начну: гуляния
(Дети по цепочке называют слова ассоциации)
- Молодцы. Вы все назвали верно. Масленица — это веселье, радость, игры, песни, пляски, проводы зимы и конечно же блины. Сегодня уже третий день как идет Масленица.
Прием «Расскажи по картинке»
- Ребят, какие корни имеет праздник Масленица? Как с праздником связана картинка звукоряда?
(Обсуждение. Масленица пришла с древних времен имеет языческие корни. Длится 7 дней.)
А как называется первый день масленицы?
- Встреча (при помощи наводящих вопросов отвечают ребята)
- Верно. В этот день с утра дети делали вот таких кукол (показываю куклу Масленицу из соломы), делали горки, а вечером пекли блины.
А следующий день недели - вторник. Вторник «Заигрыш». Почему назывался заигрыш?
- Играли
- Конечно, играли в разные игры, потехи, строили снежные и ледяные крепости, качались на качелях. Одним словом, играли.
Давайте и мы поиграем в народную игру «Золотые ворота».
Слова такие (пою: Золотые ворота, проходите Господа
Первой мать пройдет, всех детей проведет
Первый раз – прощается,
Второй раз – запрещается
Ну, а третий раз не пропустим вас.
(Правила: выбираем два человека - они образуют ворота. Все остальные берутся за руки и проходят через ворота поют песенку, на третий раз ворота закрываются и тот, кто попался тоже становится воротами)
- Ай, да удальцы! Научились играть в игру? (да)
- Ох, ох, заигрались. А на дворе уже среда. Кто знает, как называется этот день? (при помощи наводящих вопросов отгадывают)
- Среда- «Лакомка». Ребята, почему лакомка?
-Лакомятся чем-то сладким (блинами)
-Блины – главное лакомство на масленицу. Ведь блин-это символ солнца, тепла.
- А Вы знаете поговорку, связанную с приготовлением блинов? (первый блин комом)
- Расскажите о ее значении (первый блин не получается у хозяйки)
- Оказывается, у древних славян был такой праздник Комоедица. Он был посвящен пробуждению медведя. И считали, что медведь – прародитель людей. Первый блин отдавали комам, то есть медведям. И поговорка звучит так: «Первый блин – комам (медведям), блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне». Позже Комоедица стала называться Масленицей!
Настала пора спеть вкусную песню! Вспомним основные правила пения.
На слайде подсказка
1. Дыхание (выполняется дыхательные упражнения:
А) Одна рука на плечо, другая на диафрагму. Подышали не поднимая плеч.
Б) При пении необходимо выдавать дыхание ровными порциями. Возьмем салфетку и подуем на ее кончик, так чтобы он удерживался в одном положении. Вот так как я(дуют).
2. Дикция (работа над артикуляцией)
Распевка «думали мы думали мы думу»
3. Посадка (сели прямо, ноги на полу)
Проигрываю мелодию припева и пою (разучивание припева)
Исполнение песни. (пою куплеты, дети поют припев)
Блины.
1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев:
Ой, блины мои блины
Вы блиночки мои. (2 раза)
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Припев (2 раза)
3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Припев (2 раза)
4. Напекла она поесть,
Сотен пять, наверно, есть.
Припев (2 раза)
5. На поднос она кладёт
И сама к столу несёт.
Припев (2 раза)
6. «Гости, будьте все здоровы,
Вот блины мои готовы».
Припев (2 раза)
- Молодцы. Скажите пожалуйста какие можно добавить инструменты? (русско-народные)
- Конечно (раздаю инструменты)
- Посмотрите на экране представлена партитура. Попробуем сыграть по ней. Исполнение песни в сопровождении инструментов.
- А вот и четверг не за горами Четверг назывался Разгуляй. В четверг продолжаются народные гуляния. В этот день ездили на тройках, строили снежные крепости, устраивали кулачные бои.
Игра «Петушиные бои» (фоном музыка)
(Правила: выбираем два мальчика, очерчиваем круг красной лентой, ребята встают в круг на одну ногу, закрывают глаза, руки за спиной, выигрывает тот, кто вытолкнет соперника за круг или поставит на две ноги.)
- Ай да молодцы, ребята!
А пока мы с вами репетировали, тут и пятница наступила.
А вот и пятница. «Тещины вечерки». В этот день зяти угощают тещ блинами. Масленица не только народный праздник, но и семейный.
Мы с вами и пели, и плясали, а теперь время посидеть. Ведь суббота – это золовкины посиделки. Кто такая золовка? (сестра мужа)
Повторим название всех дней. Внимание на экран (выполняют задания)
- Быстро заканчивается масленичная неделя, вот уже и воскресенье. А воскресенье называли «Прощеным воскресеньем». В этот день сжигали чучело масленицы, этим действием прогоняли зиму, пепел развеивали по полям для хорошего урожая. А самое главное просили друг у друга прощение. А в ответ говорили: «Бог простит, и я прощаю!»
Давайте и мы с вами попросим прощения у нашей Масленицы:
(а теперь внимание на экран, прочитаем выразительно слова этой песни
Ты прости, прощай наша Масленица
Ты прости, прощай. Широкая
Ты пришла с добром, с сыром, маслом, творогом.
А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.
Ты прости, прощай наша Масленица.
- Сейчас я попрошу Вас разделиться по группам и выполнить задания, которые лежат у Вас на столах
(1 группа выбрать из предложенных картинок, те где изображен праздник Масленица, приклеить на ватман, украсить, подписать.
2 группа выбрать из предложенных инструментов русские народные, приклеить на ватман, украсить, подписать. В это время пою песню «Валенки», гости играют на народных инструментах)
- Молодцы, ребята.
Представление коллажей. Взаимоконтроль.
Вот и закончилась наша масленичная неделя. Она была длинная, красивая, сытная. Я дарю вам ложки (вырезанные из картона и покрашенные в желтый цвет) на обороте написан мой сайт, где вы можете выполнить домашнее задание и узнать еще много интересного.
И мне очень понравилась ваша активная работа на уроке! Сегодня я поставлю вам самый высокий балл)
Встаем в хоровод и выходим из класса под песню «Прощай Масленица»