Урок по истории России: либеральные реформы Александра I.
8 класс.
Цель: обеспечить активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения основных мероприятий внутренней политики Александра I в первый период царствования.
Задачи:
Познакомить с деятельностью Негласного комитета и М.М. Сперанского;
Продолжить формировать умения давать характеристику историческому деятелю, моделям преобразований, политике;
Помочь сформировать отношение к идее реформаторства;
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России XIX в», схемы «Правление Александра I», «Проект реформ М.М. Сперанского», «Структура органов государственной власти». Таблица «Пути проведения реформ». Портреты Александра I и М.М. Сперанского.
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Организационный момент. 3 мин. | 1. Приветствие. 2. Отметка отсутствующих. 3. Проверка готовности к работе. 4. Запись числа. | Приветствие учителя. Дежурный называет фамилии отсутствующих. Подготовка к уроку. На столе: учебник, тетрадь, дневник, ручки−карандаши. Запись числа в тетрадь. | |||
II. Повторение пройденного. 10 мин. | 1. Инструктаж: − Закрываем и убираем на край стола учебники и тетради, получаем бланки и молча заполняем их. На задание − 10 мин. 2. Учитель раздаёт каждому бланк теста «Российская империя к началу XIX века» (см. Приложение_1). 3. Выполнение заданий теста.
4. Учитель собирает бланки. |
Закрывают учебники и тетради, убирают на край стола.
Тест. Индивидуальная работа. Ответы: 1. СПб, 2. Тула, 3. Православие /христианство, 4. Дворянство, духовенство, 5. Купечество, мещанство, казачество, крестьянство, 6. Мещанство, 7. Крестьянство, 8. Государственные /казённые, удельные /дворцовые, помещичьи /крепостные, 9. Оброк, барщина, 10. Монархия /абсолютная монархия, 11. Монах /царь /император, 12. Коллегии, 13. Синод /Святейший синод. Бланки передаются на первые парты каждого ряда. | |||
III. Постановка учебной задачи. 2 мин. | 1. Вступительное слово: − Мы знаем, что представляла из себя Российская империя, которую в 1801 году возглавил Александр Павлович. «Дней Александровых прекрасное начало...» − знаменитые слава Пушкина о начале царствования нового государя. Но почему только «начало»? Было ли «продолжение»? И в чём заключалась их привлекательность для образованного общества? И все ли считали эти дни «прекрасными»? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня найти ответ. 2. Запись темы урока.
3. Запись д/з. |
Активное слушание.
Запись темы урока в тетради: Либеральный период царствования Александра I (Время великих проектов) 1801−1812 гг. Запись д/з в дневник: §1, 3 (по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России, XIX век»), конспект «Основные мероприятия внутренней политики Александра I. 1801-1812 гг.» (по принципу «дата−событие−участник»). | |||
IV. Изучение нового материала. 20 мин. | 1. Инструктаж: − Делимся на три группы, каждая получает папку с материалами и инструкциями и в течение 10 мин. готовит выступление, которое представит классу. 2. Раздача папок с заданиями и материалами
3. Работа учащихся в группах. Задача учителя − контролировать дисциплину, объяснять материал, не выдвигая оценочных суждений, помогать в случае затруднений.
4. Выступление групп*.
5. Вопросы к классу. После выступления 1 группы: − Выскажите своё мнение о способности Александра I справиться с задачей реформирования. После 2 группы: − Чья программа вам кажется предпочтительнее? − Почему? После 3 группы: − Выскажите своё мнение о сути политики. − Предположите, каковы её последствия для страны.
6. Сдача результатов коллективного труда.
7. Вывод: − Как видите, не все насущные проблемы решались, не все необходимые преобразования проводились до конца − лучшие намерения постепенно сошли на нет. И даже то, что было достигнуто, позже свелось к минимуму. Об этом на следующем уроке. |
Группы образовываются по рядам, в случае необходимости для уравнения по числу участников кто−то может пересесть по просьбе учителя или добровольно.
Получают папки. В соответствии с устоявшейся традицией, в группе выделяют лидера, мозговой центр и секретаря, фиксирующего ответы и идеи.
Работа в группах − 10 мин. Обязательно участие каждого. Сидение на своих местах − не обязательно, учащиеся могут организовать работу за одним общим столом. Учебные задачи: 1-я группа – составить психологический портрет Александра I 2-я группа – дать сравнительный анализ проектов Негласного комитета и М.М. Сперанского и реальной реформаторской деятельности Александра I . 3-я группа – провести анализ внутренней политики императора в 1801−1812 гг. Исследовательские задания: 1-я группа – подготовка сообщения «Психологический портрет императора (сильные и слабые стороны)». 2-я группа – составление таблицы «Пути проведения реформ»:
3-я группа – нетрадиционное задание: озвучить претензии различных слоёв общества к внутренней политике.
Выступления в соответствии с номером группы − по 3−4 мин. Выступающая группа может выйти к доске в полном составе либо делегировать это право части участников. Выступление сопровождается демонстрацией изобразительного и схематического материала, если таковой прилагается к папке.
После каждого выступления учащиеся из других групп отвечают на вопросы (добровольно) по поднятой руке с места. Прогнозировать ответы, содержащие оценочные суждения затруднительно, но от учащихся всегда ожидается что−то позитивное в плане проницательности или оригинальности.
Результаты групповой работы − записи, таблица, сообщения и оценочный лист − сдаются учителю на стол. Материалы учащиеся могут оставить себе.
| |||
V. Подведение итогов. 2 мин. | 1. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи: − Продуктивно поработали, выяснили все противоречия, ответили на все вопросы. 2. Благодарность за работу. 3. Прощание. |
Рефлексия, самооценивание.
Сбор личных вещей. Прощание. |