«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока "Либеральные реформы Александра I"

Данный урок "Либеральные реформы Александра I", урок по истории России в 8 классе. На уроке используется группавая технологи.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Урок по истории России: либеральные реформы Александра I.

8 класс.

Цель: обеспечить активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения основных мероприятий внутренней политики Александра I в первый период царствования.

Задачи:

  • Познакомить с деятельностью Негласного комитета и М.М. Сперанского;

  •  Продолжить формировать умения давать характеристику историческому деятелю, моделям преобразований, политике;

  • Помочь сформировать отношение к идее реформаторства;

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России XIX в», схемы «Правление Александра I», «Проект реформ М.М. Сперанского», «Структура органов государственной власти». Таблица «Пути проведения реформ». Портреты Александра I и М.М. Сперанского.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент. 3 мин.

1. Приветствие.

2. Отметка отсутствующих.

3. Проверка готовности к работе.

4. Запись числа.

Приветствие учителя.

Дежурный называет фамилии отсутствующих.

 Подготовка к уроку. На столе: учебник, тетрадь, дневник, ручки−карандаши.

Запись числа в тетрадь.

II. Повторение пройденного. 10 мин.

1. Инструктаж:

− Закрываем и убираем на край стола учебники и тетради, получаем бланки и молча заполняем их. На задание − 10 мин.

2. Учитель раздаёт каждому бланк теста «Российская империя к началу XIX века» (см. Приложение_1).

3. Выполнение заданий теста.

 

 

 

 

 

 

 

 







 

 

4. Учитель собирает бланки.

 

Закрывают учебники и тетради, убирают на край стола.

 

 

Тест. Индивидуальная работа.

Ответы:

1.  СПб,

2.  Тула,

3.  Православие /христианство,

4.  Дворянство, духовенство,

5.  Купечество, мещанство, казачество, крестьянство,

6.  Мещанство,

7.  Крестьянство,

8.  Государственные /казённые, удельные /дворцовые, помещичьи /крепостные,

9.  Оброк, барщина,

10.      Монархия /абсолютная монархия,

11.      Монах /царь /император,

12.      Коллегии,

13.      Синод /Святейший синод.

Бланки передаются на первые парты каждого ряда.

III. Постановка учебной задачи. 2 мин.

1. Вступительное слово:

− Мы знаем, что представляла из себя Российская империя, которую в 1801 году возглавил Александр Павлович. «Дней Александровых прекрасное начало...» − знаменитые слава Пушкина о начале царствования нового государя. Но почему только «начало»? Было ли «продолжение»? И в чём заключалась их привлекательность для образованного общества? И все ли считали эти дни «прекрасными»? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня найти ответ.

2. Запись темы урока.

 

 

3. Запись д/з.

 

Активное слушание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись темы урока в тетради: Либеральный период царствования Александра I (Время великих проектов)

1801−1812 гг.

Запись д/з в дневник: §1, 3  (по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. «История России, XIX век»),  конспект «Основные мероприятия внутренней политики Александра I. 1801-1812 гг.» (по принципу «дата−событие−участник»).

IV. Изучение нового материала. 20 мин.

1. Инструктаж:

− Делимся на три группы, каждая получает папку с материалами и инструкциями и в течение 10 мин. готовит выступление, которое представит классу.

2. Раздача папок с заданиями и материалами

 

 



3. Работа учащихся в группах.

Задача учителя − контролировать дисциплину, объяснять материал, не выдвигая оценочных суждений, помогать в случае затруднений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



4. Выступление групп*.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Вопросы к классу. После выступления 1 группы:

− Выскажите своё мнение о способности Александра I справиться с задачей реформирования.

После 2 группы:

− Чья программа вам кажется предпочтительнее?

− Почему?

После 3 группы:

− Выскажите своё мнение о сути политики.

− Предположите, каковы её последствия для страны.

 

6. Сдача результатов коллективного труда.

 

7. Вывод:

− Как видите, не все насущные проблемы решались, не все необходимые преобразования проводились до конца − лучшие намерения постепенно сошли на нет. И даже то, что было достигнуто, позже свелось к минимуму. Об этом на следующем уроке.

 

Группы образовываются по рядам, в случае необходимости для уравнения по числу участников кто−то может пересесть по просьбе учителя или добровольно.

 

Получают папки.

В соответствии с устоявшейся традицией, в группе выделяют лидера, мозговой центр и секретаря, фиксирующего ответы и идеи.

 

Работа в группах − 10 мин.

Обязательно участие каждого. Сидение на своих местах − не обязательно, учащиеся могут организовать работу за одним общим столом.

Учебные задачи:

1-я группа – составить психологический портрет Александра I

2-я группа – дать   сравнительный   анализ   проектов Негласного комитета и   М.М. Сперанского и реальной реформаторской деятельности Александра I .

3-я группа – провести анализ внутренней политики императора в 1801−1812 гг.

Исследовательские задания:    

1-я группа – подготовка сообщения «Психологический портрет императора (сильные и слабые стороны)».

2-я группа – составление таблицы «Пути проведения реформ»:

Негласный комитет

М.М. Сперанский

Александр I

3-я группа – нетрадиционное задание: озвучить претензии различных слоёв общества к внутренней политике.

 

Выступления в соответствии с номером группы − по 3−4 мин. Выступающая группа может выйти к доске в полном составе либо делегировать это право части участников. Выступление сопровождается демонстрацией изобразительного и схематического материала, если таковой прилагается к папке.

 

После каждого выступления учащиеся из других групп отвечают на вопросы (добровольно) по поднятой руке с места.

Прогнозировать ответы, содержащие оценочные суждения затруднительно, но от учащихся всегда ожидается что−то позитивное в плане проницательности или оригинальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Результаты групповой работы − записи, таблица, сообщения и оценочный лист − сдаются учителю на стол. Материалы учащиеся могут оставить себе.

 

V. Подведение итогов. 2 мин.

1. Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи:

− Продуктивно поработали, выяснили все противоречия, ответили на все вопросы.

2. Благодарность за работу.

3. Прощание.

 



Рефлексия, самооценивание.

 

 

Сбор личных вещей.

Прощание.

 


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее