Конспект урока к 8 классу

Конспект урока для 8 класса по истории Казахстана

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

8 класс.

История Казахстана.

Дата ______________

Тема: Казахстан в середине 18 в. Казахско-калмыцкие отношения.

Цель урока: Рассмотреть политическое положение Казахстана в середине 18 в., а т.ж. казахско-башкирские и казахско-калмыцкие отношения.

Задачи:

Развивающая – способствовать формированию представлений о ситуации в Младшем жузе после смерти Абулхаира, рассказывая о начале строительства военно-оборонительных сооружений, раскрыть суть колониальной политики России в Казахстане, акцентировать внимание учащихся на особенностях казахско-калмыцких отношениях.

Образовательная – совершать навыки работы с документами, картой, при анализе и оценке деятельности политических деятелей развивать логическое мышление, умение выделять существенные признаки, развивать познавательный интерес.

Воспитательная – воспитание уважительного отношения к истории народа, чувства дружбы взаимопонимания.


Ход урока

Опрос домашнего задания

- Назовите причины, по которым Абулхаир хан принимает решение обратится за помощью к России?

- Охарактеризуйте основные события, связанные с принятием Младшего жуза в состав России?

- В каком году, и с какой целью было отправлено посольство в казахские степи во главе с А.И. Тевкелевым? (30 апреля 1731 г.)

- В каком году Абулхаир хан и другие бии, батыры и султаны присягнули на подданство России? (10.10.1731 г.)

- Какое значение имело принятие подданства для политической, экономической и культурной жизни Казахского ханства в 18 в.?


В 1748 г. ханом младшего жуза стал Нуралы, сын хана Абулхаира. Новый правитель был первым казахским ханом, которого царская администрация официально утвердила в должности. Ему было назначено жалованье 600 руб. в год.он был обязан предоставить своих сыновей в г. Оренбург в качестве аманатов. Зависимость нового хана от царского правительства привела к падению его авторитета в степи.

Часть Младшего жуза признала власть султана Барака, младшие братья Нуралы – Айшуак и Ералы, так же стремились к обособлению.

Более того, царские власти пошли на дальнейшее усиление запретов к кочеванию казахов на правобережье Жаика:

  1. Царизм проводил осенние выжигание травы на левом берегу реки.

  2. Эта территория изначально предназначалась для заселения российским населением, а в первую очередь казаками.

  3. Наконец между башкирами, калмыками с одной стороны и казахами с другой существовали давние противоречия.

Башкиры и казахи были родственными тюрко-язычными народами, имели схожую культуру, язык, религию и хозяйство.

Башкиры часто восставали против царских властей и казахи выступали с ними, прятали у себя в аулах и т.д.

В 1755 г. произошло башкирское восстание под руководством Батырши против колониальной политики царизма.

Губернатор Оренбургского края И.И. Неплюев предложил казахам выдать восставших или выдворить их за пограничную линию, взамен был предложен захват их имущества и скота. (стр. 39, абзац 2).

Часть казахов во главе с Нуралы ханом воспользовались данным предложением. Что привело к вражде между казахами и башкирами.

Новоишимская линия: Звериноговская, Покровская, Николаевская, Лебяжья, Полуденная, Петропавловская, Пресновская, Кабанья.

Год возведения – 1752-55 гг.

Причины возведения – соединила Уйскую линию с Иртышской.

Месторасположение – на северных землях Среднего жуза.

Протяжённость – 250 вёрст.

Значение – нарушило сложившеюся систему перекочёвок.

На северо-западе земель Младшего жуза находилось буферное государство – Калмыкское ханство. Взаимоотношения казахов и калмыков были самые противоречивые. Были совместные военные действия против царизма. В тоже время нередки были случаи открытого противостояния, взаимных набегов. Они сопровождались угоном скота, захватом пленных, грабежами и убийствами.

Царизм не хотел, что бы они совершали совместные действия. С этой целью они натравливали эти народы друг на друга. (стр. 43, абзац 4).

Домашнее задание:

«Пыльный поход» - 1771 г. возвращение калмыков в Джунгарию.

Причина - Усиление колониального гнёта на калмыцкое население.

Кто возглавил поход – сподвижник князя Амурсаны Шерен.

Численность – 180 тыс. чел.

Маршрут – проходил через казахские степи.

Действия царского правительства – яицкое казачество отказалось преследовать калмыков, тогда правительство обратилось за «помощью» к казахам.

Действия казахов – казахи нападали на калмыков, забирая их имущество, пленных и т.д.

Историческое значение победы казахов над джунгарами – Казахское население теперь было навсегда избавлено от их постоянных набегов. Появилась надежда на возвращение казахов на исконные кочевья в междуречье Волги и Жаика.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее