План-конспект урока
по физике
в 8 классе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Лицей казачества имени Анатолия Фёдоровича Дьякова»
города-курорта Железноводска Ставропольского края
на тему
«Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление»
Разработала:
Куцакова Лариса Владимировна
Тема урока: Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление
Дата проведения: 23.01.2019г
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели урока: деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия; образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов, установить зависимость сопротивления проводника от длины, площади поперечного сечения, рода вещества и ввести понятие удельного электрического сопротивления, уметь выполнять расет сопротивления проводника.
Задачи урока:
- обучающие: закрепить понятия сила тока, напряжение, сопротивление; обеспечить усвоение знаний о законе Ома, вывести закон Ома для участка цепи, формировать умение использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжении, силы тока и сопротивления участка цепи.
-развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты экспериментов;
продолжить формирование умений пользоваться теоретическими и экспериментальными методами физической науки для обоснования выводов по изучаемой теме и для решения задач.
-воспитательные: развитие познавательного интереса к предмету, тренировка рационального метода запоминания формул, развитие аккуратности, умения организовывать свою работу в определённом промежутке времени.
Планируемые результаты: предметные: научатся определять удельное сопротивление, пользоваться таблицей удельных сопротивлений; применять полученные знания при решении задач; умеют сопоставлять и систематизировать экспериментальные и теоретические знания; выполняют эксперимент, умеют пользоваться инструкцией. Вывели формулу для расчета сопротивления проводника.
метапредметные: познавательные – самостоятельно приобретать новые знания, работать с учебником и другими источниками информации. анализировать информацию, обобщать и делать вывод, анализировать результаты опытных данных; регулятивные – выделять и осознавать , что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; самостоятельно формулировать познавательную задачу развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; коммуникативные – строить продуктивное взаимодействие в группе, участвовать в коллективном обсуждении; слушать, аргументировать своё мнение, слушать и понимать партнера; личностные – формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; развитие ответственности
Основные термины, понятия: удельное сопротивление, сила тока, напряжение и сопротивление.
Оборудование: 1) Электронное приложение к учебнику Физика8 класс/Перышкин А.В.- издательство «Дрофа»
2) Интерактивная доска, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Прикладное программное обеспечение (Exсel, Power Point, Microsoft Word).
3) http://school-collection.edu.ru/- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов;
4 )www.class-fizika.narod.ru Классная физика.
5) К исследовательской работе: источник питания ВС-24М; вольтметр лабораторный; амперметр лабораторный; ключ; реостат 15 Ом, 5 А; магазин сопротивлений; соединительные провода; реохорд; 3 прибора с набором проводников разной длины, площади поперечного сечения и материала.
План урока.
Мотивационный этап (1-2 мин)
Актуализация знаний
Выявление места и причин затруднения
Построение проекта выхода из затруднения
Реализация плана выхода из затруднения
Закрепление
Подведение итогов, рефлексия
Ход урока:
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) |
Мотивационный этап (1-2 мин) | -Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку. - О чем же мы будем говорить сегодня? Для начала предлагаю вам отгадать загадку: Бегу, бегу по проводам, И нет меня быстрее! Тепло и свет несу я вам, И делать все умею! -Сегодня мы продолжим изучать основные физические величины, влияющие на силу электрического тока в проводнике. Нам предстоит экспериментальным путем выяснить, от чего они зависят. Великий китайский философ Конфуций сказал «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Но, мы, то с вами помним, что эксперимент – основной метод познания в физике. | Приветствуют учителя, слушают, отвечают |
2.Актуализация знаний | Для повторения изученного ранее материала давайте вспомним: 1. Что называют электрическим током? 2. Какими физическими величинами его характеризуют количественно? 3. На предыдущем уроке мы выяснили, что является причиной сопротивления проводника. Назовите ее. Отчего зависит сопротивление? Затем 3 учащихся вызываются к доске отвечать на вопросы о силе тока, напряжении и сопротивлении по плану. Примерные вопросы для одного из опрашиваемых: 1. Что показывает сила тока (напряжение, сопротивление)? 2. Какой буквой она (-оно) обозначается, по какой формуле рассчитывается? 3. Как называется единица измерения силы тока (напряжения, сопротивления)? 4. Как называется прибор для измерения силы тока (напряжения, сопротивления)? 5. Каким способом он включается в цепь? Как обозначается в схеме эл. цепи? Далее учитель предлагает учащимся устно решить графическую задачу: по графику зависимости силы тока от напряжения необходимо сравнить сопротивления трех проводников. (Использование электронного приложения [3]) | Учащиеся отвечают на вопросы |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
Список литературы для учителя:
1.Рабочие программы. Физика.7-9классы: учебно-методическое пособие/сост.Е.Н. Тихонова.-2-е изд.,стереоти.-М.:Дрофа,2013.-398.
2. Физика.8 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС./ А.В.Перышкин.- М.: Дрофа,2013.
3. Электронное приложение к учебнику Физика8 класс/Перышкин А.В.- издательство «Дрофа»
4. Физика.7-9 класс. Сборник вопросов и задач. Учебное пособие. Вертикаль. ФГОС.-М.:Дрофа,2014
5. Физика. 8класс: тесты/ Н.К.Ханнанов, Т.А.Ханнанова.- М.:Дрофа,2011
6. Физика. 8 класс: дидактические материалы/ Марон А.Е., Марон Е.А. - М.: Дрофа, 2013
7. Проектирование урока по физике с позиции формирования универсальных учебных действий. Автор Кукина Е. Л. (материалы Всероссийский интернет-семинар 10 сентября - 15 октября 2013. "УУД как основа построения целостного образовательно-воспитательного процесса") - периодическое издание НАУКОГРАД. г.Томск
8. «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»,И.М.Логинова, Г.Л. Копотева ,- М.: «Управление начальной школы»,№12,2011год.
9. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов, Чернобай Е. В. // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14.
IV. Закрепление материала. (15 мин.)
Учащимся предлагается вариант заданий, составленный в соответствии с КИМами ГИА. Задания обсуждаются коллективно, у доски поочередно решаются задания №3, 4, 6.
Часть 1
Сопротивление проводника зависит от
приложенного к нему напряжения
от силы тока и приложенного напряжения
от материала проводника
от длины, площади поперечного сечения и материала проводника
Удельное сопротивление никелина равно 0,4 . Это означает, что
сопротивление никелинового проводника длиной 0,4 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2 равно 1 Ом
сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2 равно 0,4 Ом
сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 0,4 мм2 равно 1 Ом
сопротивление никелинового проводника длиной 0,1 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2 равно 0,4 Ом
Как изменится сопротивление проводника, если его длину увеличить в 2 раза?
увеличится в 2 раза 3) не изменится
уменьшится в 2 раза 4) станет равным нулю
Медный провод имеет длину 240 см и площадь поперечного сечения 0,2 мм2. Вычислите сопротивление этого провода.
1) 0,204 Ом 2) 0,816 Ом 3) 2,04 Ом 4) 28,23 Ом
Для плавного изменения силы тока нужно использовать
Выключатель 3) рычажный реостат
ползунковый реостат 4) амперметр
Какой длины нужно взять никелиновую проволоку сечением 0,2 мм2 для изготовления реостата сопротивлением 20 Ом?
1) 5 м 2) 10 м 3) 15 м 4) 20 М
Часть 2
Установите соответствие между физическими величинами и формулами для их вычисления. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Физические величины Формула
А) сила тока 1)
Б) напряжение 2)
В) сопротивление 3)
4)
5)
А | Б | В |
|
|
|
Где используются эти устройства? В каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
Применение Устройство
А) для измерения напряжения 1) реостат
Б) для измерения силы тока 2) вольтметр
3) гальванометр
4) амперметр
5) электроскоп
А | Б |
| |
|
|
| |
|
|
|
Таблицы ответов:
Вариант I
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Ответ | 4 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 341 | 24 |
V. Домашнее задание. П 45, 46, упр 20 № 2 (в) (2 мин)
VI. Итог урока. Оценивание учащихся. (2 мин)