Тема урока: Электроизмерительные приборы.
Цели урока: познакомить обучающихся с электроизмерительными приборами, с условными обозначениями на их шкалах; познакомить со схемой подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь; формировать технологическую грамотность при определении стоимости израсходованной электроэнергии по показаниям домашнего электросчётчика; развивать кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность.
Задачи урока: научить обучающихся пользоваться домашним электросчётчиком.
УМК: «Технология: 8 класс» под ред. В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров. М.: Вентана-Граф, 2014.
Оборудование: амперметр, вольтметр, мультиметр, резистор, соединительные провода, выключатель (ключ), гальванометр.
1.Организационный момент.
Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).
Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.
Методы обучения: рассказ.
На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.
2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цели: выяснить степень усвоения обучающимися заданного на дом материала по теме «Потребители и источники электроэнергии».
Задачи: добиться усвоения заданного на дом материала всеми обучающимися.
Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.
Критерии достижения целей и задач: «++» – если обучающийся дал полный ответ на вопрос; «+» – если ответ обучающегося был не полным; «-» – если обучающийся не смог ответить на вопрос.
Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.
Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:
1.Что такое электрическое сопротивление? (Ответ: это свойство противодействия всей электрической цепи или отдельных её участков прохождению электрического тока).
2.В каких единицах измеряется электрическое сопротивление? В честь какого учёного она была названа? (Ответ: в СИ сопротивление измеряется в Омах (Ом); по имени немецкого учёного Георга Ома).
3.Что такое электрическое напряжение? В каких единицах оно измеряется и в честь какого учёного названа эта единица измерения? (Ответ: это отношение работы электрического поля по перемещению единичного заряда из одной точки поля в другую к этому заряду; в вольтах (В), в честь итальянского физика Алессандро Вольты).
4.Что такое мощность электрического тока? В каких единицах измеряется мощность? В честь какого учёного названа эта единица? (Ответ: это работа электрического тока за единицу времени; измеряется в ваттах (Вт); по имени английского изобретателя Джеймса Уатта).
5.Какие устройства защиты электрических цепей Вы знаете? (Ответ: например, плавкие предохранители, автоматические выключатели).
6.Как называется устройство, предназначенное для регулирования и ограничения тока в электрической цепи? (Ответ: реостат).
Те обучающиеся, которые в ходе опроса получили «-», услышав правильные ответы осознают их и постараются запомнить; учитель рекомендует таким обучающимся проработать этот материал дома повторно. Положительная оценка ответов обучающихся будет способствовать стимулированию их учебной активности на уроке. Обучающиеся, получившие отрицательный результат в ходе опроса, тоже получают мотивацию исправиться на следующих этапах данного урока.
3.Изучение нового учебного материала.
Цели: познакомить обучающихся с электроизмерительными приборами, с условными обозначениями на их шкалах; познакомить со схемой подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь; формировать технологическую грамотность при считывании и обработке информации на щитке домашнего электросчётчика; развивать кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность.
Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся правильно изображать принципиальную электрическую схему подключения амперметра и вольтметра к нагрузке; научить обучающихся считывать показания этих приборов; производить расчёт максимально допустимой мощности нагрузки, которую можно подключить к электросчётчику.
Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.
Критерии достижения целей и задач: «+» - внимательная, активная работа на данном этапе; «-» - невнимательная, пассивная работа.
Учитель сообщает тему урока (записывает её на доске): «Электроизмерительные приборы». Обучающиеся записывают тему в свои рабочие тетради.
Учитель: Измерение параметров элементов электрической цепи производится с помощью электроизмерительных приборов.
Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).
Сила тока, протекающего через элемент электрической цепи, измеряется амперметром. Он включается в разрыв электрической цепи последовательно с нагрузкой.
Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).
Напряжение измеряют вольтметром. Он включается параллельно нагрузке. [Л1]
Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).
Учитель: В цепях постоянного тока при включении измерительных приборов учитывают полярность источника тока и приборов. Для облегчения подключения измерительных приборов в электрическую цепь постоянного тока около их клемм указывается полярность (см. схему на рис. 1). При этом положительный электрод источника «+» всегда подключают к клемме «+» измерительного прибора, соответственно отрицательный электрод источника «-» - к клемме «-» измерительного прибора. [Л1]
Рис. 1. Схема подключения амперметра и вольтметра в электрическую цепь с резистором.
Далее учитель собирает электрическую цепь по схеме рисунка 1, обращая внимание обучающихся на полярность на клеммах приборов при подключении. Для наглядности можно использовать провода двух цветов, например, красный провод от приборов будет подключаться к «+» клемме источника питания, а синий провод от приборов – к «-». При замыкании ключа стрелки приборов отклоняться от нулевого положения и учителю необходимо объяснить обучающимся как считывать показания приборов. Для этого необходимо сначала, до замыкания ключа, определить цену деления каждого прибора, а затем умножить это значение на количество делений, на которое отклониться стрелка приборов.
Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).
Для определения величины и направления электрического тока в цепи существует прибор, который называется гальванометр.
Далее учитель может наглядно продемонстрировать этот прибор, если он имеется в наличии (например, в кабинете физики).
Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).
Для определения частоты переменного тока используют частотомеры.
Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).
Для визуального отображения характера изменения переменной величины (например, тока, напряжения и т.д.) и определения основных параметров сигнала (амплитуды, частоты, периода) в телевидении и радиотехнике широко применяются осциллографы.
Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).
Электрический ток можно измерять, не разрывая цепь с помощью токовых клещей.
Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).
Для измерения мощности электрического тока используют ваттметры.
Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).
Для измерения электрического сопротивления используют мегаомметры.
Но существуют также универсальные приборы, которые позволяют измерять и силу тока, и напряжение, и электрическое сопротивление, и ёмкость конденсаторов, и даже температуру и т.д. Их называют мультиметрами.
Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).
Они бывают стрелочными.
Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).
А в настоящее время широко применяются цифровые мультиметры.
Далее учитель демонстрирует обучающимся мультиметр, имеющийся в наличии, и рассказывает им о его возможностях измерения.
Далее можно провести физкультминутку с обучающимися, чтобы снять напряжение и усталость.
Со всеми рассмотренными и другими электроизмерительными приборами вы ознакомитесь подробно на уроках физики или в курсе «Электротехники» после окончания школы.
Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).
Однако в каждом доме имеется электроизмерительный прибор, который называется электросчётчик. С его помощью измеряется количество потребляемой энергии, единицей измерения которой является киловатт-час (кВт · ч). Энергия, потребляемая из сети, регистрируется счётным механизмом счётчика. [Л1]
Для определения расхода электроэнергии за некоторый промежуток времени, обычно за месяц, необходимо знать начальное и конечное показания счётчика. Разность конечного и начального показаний счётчика определяет количество израсходованной электроэнергии. Её стоимость вычисляется как произведение расхода электроэнергии на тариф на электроэнергию.
Тариф на электроэнергию – это стоимость 1 кВт · ч электроэнергии, которая устанавливается органами государственного регулирования тарифов. [Л1]
Учитель: Электрические параметры счётчика указываются на его щитке в застеклённом окошке корпуса: максимальное рабочее напряжение, сила тока, частота сети, в каких единицах измеряется электроэнергия.
Допустим, на щитке вашего домашнего электросчётчика приведены следующие параметры:
- максимальное напряжение 250 В;
- сила тока 10 А;
- частота электросети 50 Гц;
- 1 кВт · ч = 2500 оборотов диска.
По этим данным можно вычислить максимальную электрическую мощность приборов, которые можно подключить к этому счётчику:
P = IU = 10 A · 250 B = 2500 Вт.
Параметрами счётчика допускается увеличение этой мощности на 20% (в 1,2 раза), тогда максимально допустимая мощность нагрузки, которую можно к нему подключить, равна:
Рмакс = 1,2 · 2500 = 3000 Вт. [Л1]
4.Закрепление учебного материала.
Цели: формировать технологическую грамотность при определении стоимости израсходованной электроэнергии по показаниям домашнего электросчётчика; развивать кругозор, интерес к предмету.
Задачи: научить обучающихся пользоваться домашним электросчётчиком.
Методы обучения: лабораторно-практическая работа.
Критерии оценки качества работы обучающегося:
1.правильность выполнения заданий лабораторно-практической работы №6 (приложение 2);
2.аккуратность и правильность оформления работы в рабочей тетради;
3.соблюдение правил безопасной работы.
Учитель в оценочном листе лабораторно-практической работы №6 обучающегося (приложение 3) ставит «+» за положительную оценку соответствующего критерия и «-» - за отрицательную оценку. Затем итоговое количество «+» учитель переносит в оценочный лист (приложение 1) в колонку «Закрепление учебного материала».
Обучающиеся заранее (за неделю) получают следующее задание:
1.сфотографировать под присмотром родителей щиток электросчётчика с текущими показаниями на нём;
2.сделать тоже самое через сутки;
3.на следующий день постарайтесь не использовать без нужды электроприборы, в том числе лампы для освещения и тоже сделайте фото щитка электросчётчика.
4.заранее (до этого занятия) отчитаться учителю о проделанной работе.
Фотографии можно распечатать как картинки на обычной бумаге для принтеров.
У каждого обучающегося на столе помимо материала с домашним заданием и канцелярских принадлежностей должна быть инструкция по выполнению лабораторно-практической работы №6 (приложение 2).
В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними и контролирует правильность выполнения и соблюдение правил техники безопасности на уроке.
Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки за работу на уроке.
Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).
5.Задание на дом.
Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 11 учебника, ответить на вопросы 1-2 на странице 55 учебника; найти в Интернете или книгах и журналах информацию об условных обозначениях на шкалах электроизмерительных приборов.
Цели учителя: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету, закрепление материала по изученной теме.
Критерии успешного выполнения домашнего задания:
1.осознанное изучение материала параграфа 11;
2.правильные ответы на вопросы 1-2 на странице 55 учебника;
3.нахождение интересного и познавательного материала об условных обозначениях на шкалах электроизмерительных приборов.
Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).
Список использованных печатных источников.
1.Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.]. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Приложение 1.
Оценочный лист.
№ п/п | ФИ обучающегося | Этапы урока | Итого | Оценка | ||
Опрос по заданному на дом материалу | Изучение нового учебного материала | Закрепление учебного материала | ||||
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
Приложение 2.
Инструкция по выполнению лабораторно-практической работы №6.
Тема: Изучение домашнего электросчётчика в работе.
1.Определите по параметрам электросчётчика максимально допустимую мощность вашей квартирной электросети.
2.Используя показания счётчика, определите расход электроэнергии в вашей квартире за сутки. Вычислите её стоимость.
3.В течение следующих суток попробуйте найти пути энергосбережения: выключайте из сети приборы, которыми в данный момент не пользуетесь (стиральную машину, телевизор и др.), без нужды не оставляйте включённым свет.
4.Определите с помощью счётчика, сколько электроэнергии вам удалось сэкономить. Вычислите стоимость сбережённой таким образом электроэнергии за месяц. [Л1]
Приложение 3.
Оценочный лист лабораторно-практической работы №6 обучающегося.
№ п/п | ФИ обучающегося | Критерии оценки качества работы обучающегося | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
… |
|
|
|
|