Тема урока: Доля. Сравнение долей.
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цель урока: Первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
познавательные: УУД - формировать представления учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
метапредметные: УУД – определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения, работать в паре, слушать и понимать речь других
личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины.
Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, индивидуальные карточки для фронтальной работы, м/ф «Апельсин», сборник «Карусель», презентация к уроку, полоски для практической работы.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте. Я рада приветствовать всех собравшихся на этом уроке. Поприветствуем наших гостей!
Мы урок начнем с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
- Мне приятно, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. У нас сейчас урок математики. Поднимите руки, кому из вас нравится математика. Ребята один великий ученый – математик сказал: «Математику нельзя изучать, глядя, как это делает сосед». Я приглашаю вас к активной работе на уроке. Тогда у вас все получится, и вы многое узнаете. Урок у нас сегодня необычный и работать мы с вами будем не в тетрадях, а на рабочих листах, которые я для вас подготовила.
Актуализация опорных знаний.
Устный счет.
Посмотрите на доску. Найдите знакомые для вас записи, прочитайте их. Покажите незнакомые.
1/6 17 1/2
1 6 13
28 19 10 1/9 15
- Что обычно ставят на стол, когда приглашают гостей к сладкому столу? (красивую посуду, сладости, фрукты-вспомните вчерашний урок окруж.мира.
- Сейчас мы посмотрим мультфильм, где звери угощались фруктом, чтобы узнать тему нашего урока. А как называется мультфильм, вы узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете, какое слово зашифровано. Записывайте только ответы в столбик. Даю Вам 3 минуты……
8х4 = 32 А 75-24 = 51 П 3х9 = 27 Е 81:9 = 9 Л 36+56= 92 Ь 64:8 = 8 С
0х4 = 0 И 1х12 = 12 Н
4 | 51 | 27 | 32 | 92 | 9 | 0 | 8 | 82 | 12 |
у | п | е | а | ь | л | и | с | к | н |
Постановка темы.
-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
Подумайте, что можно сделать с апельсином? (Съесть).
А если вы с друзьями?
Просмотр мультфильма «Апельсин» («Веселая карусель № 8)
- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? (апельсин только один, а их много)
- Почему рассердился волк? В чем его ошибка? Что получил каждый из животных?
- На сколько долек волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?
- Какие это будут части?
- Как в песенке называлась каждая часть апельсина? (долька)
- Теперь вы можете предположить, что мы будем изучать сегодня, какова тема нашего урока? Выскажите свои мнения……………(доли)
Формулирование темы и целей урока.
Как вы считаете, что можно делать с долями? (Дети предполагают)
Посмотрите на доску и сформулируйте задачи урока, при помощи наших помощников - опорных слов?
УЗНАВАТЬ…ПОЛУЧАТЬ…ЗАПИСЫВАТЬ… ЧИТАТЬ …..ОБЪЯСНЯТЬ… СРАВНИВАТЬ…
Изучение новых сведений и способов действий.
Практическая работа с полосками бумаги. Образование, название и запись долей.
У вас на парте лежит розовая полоска. Как вы думаете, какое задание мы сможем выполнить, используя полоски, опираясь на тему урока.
Правильно сейчас мы должны будем разделить полоски на доли. Как мы это сможем сделать? Повторите ТБ работы с ножницами, посмотрев на слайд на доске……
-Разделите розовую полоску на 2 равные доли. Подумайте, как это сделать. Можете обсудить в паре.
Помните о том, какие должны быть полоски.
- На сколько долей разделили полоску?
- Какие они между собой? Как можно это проверить?
-Попробуйте догадаться, если я возьму одну из двух долей. Как назвать эту часть?
-Возьмите и вы в руки 1/ 2 долю розовой полоски. А как записать эту долю полоски?
- Постараемся разобраться. Что мы сделали с полоской?
- Какой знак используют в математике для записи действия деления?
- Оказывается, для записи деления используют еще 1 знак, который называется дробная черта.
- На сколько частей разделили полоску? Так вот под дробной чертой записываем, на сколько частей разделили целое.
- Над дробной чертой записываем, сколько таких частей взяли.
- Прочитаем запись. Хором. Запишите на розовой полоске, какую долю составляет одна часть.
- Объясните, кто понял, что обозначает цифра под чертой, что обозначает цифра над чертой.
- Отложите ножницы в сторону.
- Чему мы научились, выполняя это задание. Какие части можем назвать долями?
РЕФЛЕКСИЯ: -кому пока всё понятно на данном этапе урока- приклейте яблочко,…..
Работа по теме.
- К чаю принято подавать угощения. Представьте, что у вас есть настоящие шоколадки. Разделите их так, чтобы вам и вашему соседу достались одинаковые кусочки. Какая часть досталась каждому? (половинка)
- Если вы делили по-честному, то у вас должны получиться равные части. В математике равные части называются долями. Сколько долей у вас получилось? (2)
- Сколько долей у каждого из вас? (по 1/2).
- А теперь каждый из вас разломит свои половинки пополам. Сколько частей шоколадки теперь получилось? (4)
- Возьмите одну такую дольку. Как записать теперь, какую долю вы держите в руках? (1/4) - Прочитайте запись (одна четвертая доля)
- Подумайте и скажите, какая доля больше: ½ или ¼? Почему? (чем больше частей, тем меньше каждая часть).
- Запись доли называется дробь. Верхняя часть дроби называется числителем (щелчок), а нижняя – знаменателем. Что обозначает знаменатель в записи дроби? (на сколько частей разделили предмет)
- Что обозначает числитель? (сколько частей взяли) Эту запись запишите на листочек.
- Какой интересный вывод можно сделать глядя на эту запись…
Физминутка «Капуста» - движения руками
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту трем, трем,
Мы капусту мнем, мнем.
- Так, мы нарубили капусту и приготовили начинку, а теперь испечем пирог. Это у нас будет пирог с капустой. Возьмите его у себя на парте и разделите его на 6 одинаковых частей. Возьмите одну долю-какую долю вы держите в руках…….1/6, запишите….
- А теперь разделите каждую долю пирога ещё пополам. Сколько гостей можно угостить теперь пирогом? Теперь какая доля у вас в руках (одна двенадцатая часть пирога)
- Какая часть больше 1/6 или 1/12? Почему? Запишите и сравните.
РЕФЛЕКСИЯ: -кому пока всё понятно на данном этапе урока- приклейте яблочко,…..
Первичное закрепление умения читать и сравнивать доли.
Работа с интерактивной доской
Решим задачки.
- Двум мышкам повезло найти головку сыра. Какая доля досталась каждой?
- А если мышек будет 4?
- А на восемь мышек?
- Сравните получившиеся доли.
- Объясните, почему вы так решили.
6. Подведение итогов
- Вернемся к началу нашего урока. Какие задачи были поставлены? Проанализируйте, всего мы достигли?
- Продолжите высказывание….
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Мне больше всего удалось…
Мне было трудно …
Заполним корзину успеха.
Листочек – у меня ничего не получилось, мне нужна помощь
Цветочек - мне было трудно, но я понял.
Яблоко – я все понял, у меня все получилось.
Домашнее задание:
- А дома вы еще раз прочитайте правило на с.80, выполните устно задания на этой странице, чтобы повторить то, что мы сегодня изучили. А письменное задание по выбору: № 3 или 4 на с.81
- Спасибо за работу. Я очень вам благодарна за плодотворную работу. На уроке мы разрезали бумажный пирог, но согласитесь, что это не справедливо-ведь сегодня у нас столько гостей. На уроке должен быть настоящий пирог. И чтобы его на всех хватило- на сколько долей его надо разрезать? Все в столовую – пить чай и делить пирог, как в начале урока делили апельсин. Желаю вам успехов в изучении математики. Урок окончен.