План-конспект урока по теме «Массовая доля компонентов в смеси».

План-конспект урока по теме «Массовая доля компонентов в смеси».

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема 4. Соединения химических элементов

Урок № 29

Тема: «Массовая доля компонентов в смеси»

Цель: сформировать понятие массовой и объёмной долей; научиться производить расчёты с использованием этих понятий.

Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.

Содержание материала

Давайте вспомним, с какими новыми понятиями и терминами мы познакомились на прошлых уроках (кислоты, основания, соли и оксиды).

Мы заем, что природная вода не является чистым раствором, в ней содержатся соли кальция, магния. Почему иногда воду называют жесткой, а иногда мягкой? От чего это может зависеть? (от содержащихся в ней солей).

-Как можно назвать малую часть от чего-то большого? (Доля)

-А если нам нужно узнать малую часть массы вещества от большой массы всей смеси или раствора как можно назвать эту величину (массовая доля).

Массовая доля – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.


Массовую долю обозначают латинской буквой ω


w – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва ) – 
масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – 
масса раствора (г, кг)

Выведите из этой фрмулы формулу массы вещества



С помощью массовой доли можно выражать состав смеси веществ, причём любой – твёрдой, жидкой или газообразной.

Давайте решим задачу на поиск массовой доли вещества в смеси. 


При выпаривании раствора массой 500 г образовалось 25 г кристаллической соли. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе.

Дано:

m (р-ра) =500 г

m (в-ва) =25 г

w = ?







Ответ: w = 5%


Решение:

Подставим цифровые данные в эту формулу и произведем расчет

w = 25/500 = 0,05·100=5%




Вычислите массу соли, которая содержится в 400 г её 20 % - ного раствора.


Дано:

m (р-ра) =400 г

w (в-ва) =20% или 0,2

m (в-ва = ?





Ответ: m (в-ва)=80 г


Решение:

Подставим цифровые данные в эту формулу и произведем расчет

m (в-ва)=400·0,2 =80 г



А теперь перейдём к следующему понятию. Это объёмная доля. Это аналогичное понятие массовой доли. Исходя из определения массовой доли, попробуйте сформулировать определение объёмной доли.


Объёмная доля – это отношение объёма растворенного вещества к общему объёму смеси.

-Объемная доля обозначается латинской буквой ϕ



Выведите из этой фрмулы формулу объема вещества


Закрепление материала

Тест


1.Пример однородной смеси:

А)Сахар и вода

Б)Песок и вода

В)Железо и сера

Г)Мел и вода

2. Отношение массы растворенного вещества к массе раствора:

А)массовая доля

Б)молярная масса

В)объемная доля

Г)атомная масса

3. Пример смеси:

А)воздух

Б)сахар

В)сера

Г)кислород

4. Пример смеси:

А)водопроводная вода

Б)водород

В)кислород

Г)алюминий

5. Величина объемной доли кислорода в воздухе … %(процент).

А) 21 б) 78 в) 16 г)48


6. К химическим явлениям относится:

  1) плавление металла

  2) растворение сахара

  3) ржавление железа

  4) испарение спирта

7. Выпариванием можно разделить смесь:

1) воды и молока  2) воды и поваренной соли

3) воды и угольной пыли  4) воды и уксусной эссенции

8. Cпособ, которым можно разделить смесь песка и воды:

А) магнит

Б)кристаллизация

В) фильтрование

Г)дистилляция

9. К веществам относится:

  1) вода

  2) сосулька

  3) айсберг

  4) льдина

10. Ненасыщенный раствор - это раствор

  •  с растворимостью меньше 1 г вещества на 100 г воды

  •  в котором при данной температуре находится меньше вещества, чем в насыщенном растворе

  •  с небольшой концентрацией растворенного вещества

  •  с большой концентрацией растворенного вещества




Домашнее задание: Параграф 24, упр. 2


Ключи: 1)а 2).а 3).а 4)а 5)а 6) 3 7) 2 8) в 9) 1 10)2


Планируемые результаты обучения.

Предметные результаты:                                                                                             

  1. Приобретение знания о растворах, массовой доли вещества в растворе.

  2. Формирование умения решать задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.

Метапредметные результаты:

  1. проводить сравнение, анализ результатов, выделять существенные характеристики объекта;

  2. продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,

  3. уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами;

  4. продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации                                                 

Личностные результаты:                                                                                                   1. умение управлять своим поведением и познавательной деятельностью;

2. определять ценность полученных знаний о массовой доле в личной жизни.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее