Тема 4. Соединения химических элементов
Урок № 29
Тема: «Массовая доля компонентов в смеси»
Цель: сформировать понятие массовой и объёмной долей; научиться производить расчёты с использованием этих понятий.
Оборудование: Таблица Д.И.Менделеева, Таблица растворимости солей, кислот и оснований.
Содержание материала
Давайте вспомним, с какими новыми понятиями и терминами мы познакомились на прошлых уроках (кислоты, основания, соли и оксиды).
Мы заем, что природная вода не является чистым раствором, в ней содержатся соли кальция, магния. Почему иногда воду называют жесткой, а иногда мягкой? От чего это может зависеть? (от содержащихся в ней солей).
-Как можно назвать малую часть от чего-то большого? (Доля)
-А если нам нужно узнать малую часть массы вещества от большой массы всей смеси или раствора как можно назвать эту величину (массовая доля).
Массовая доля – это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.
Массовую долю обозначают латинской буквой ω
w – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва ) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)
Выведите из этой фрмулы формулу массы вещества
С помощью массовой доли можно выражать состав смеси веществ, причём любой – твёрдой, жидкой или газообразной.
Давайте решим задачу на поиск массовой доли вещества в смеси.
При выпаривании раствора массой 500 г образовалось 25 г кристаллической соли. Вычислите массовую долю соли в исходном растворе.
Дано: m (р-ра) =500 г m (в-ва) =25 г w = ?
Ответ: w = 5%
| Решение:
Подставим цифровые данные в эту формулу и произведем расчет w = 25/500 = 0,05·100=5%
|
Вычислите массу соли, которая содержится в 400 г её 20 % - ного раствора.
Дано: m (р-ра) =400 г w (в-ва) =20% или 0,2 m (в-ва = ?
Ответ: m (в-ва)=80 г
| Решение:
Подставим цифровые данные в эту формулу и произведем расчет m (в-ва)=400·0,2 =80 г
|
А теперь перейдём к следующему понятию. Это объёмная доля. Это аналогичное понятие массовой доли. Исходя из определения массовой доли, попробуйте сформулировать определение объёмной доли.
Объёмная доля – это отношение объёма растворенного вещества к общему объёму смеси.
-Объемная доля обозначается латинской буквой ϕ
Выведите из этой фрмулы формулу объема вещества
Закрепление материала
Тест
1.Пример однородной смеси: А)Сахар и вода Б)Песок и вода В)Железо и сера Г)Мел и вода 2. Отношение массы растворенного вещества к массе раствора: А)массовая доля Б)молярная масса В)объемная доля Г)атомная масса 3. Пример смеси: А)воздух Б)сахар В)сера Г)кислород 4. Пример смеси: А)водопроводная вода Б)водород В)кислород Г)алюминий 5. Величина объемной доли кислорода в воздухе … %(процент). А) 21 б) 78 в) 16 г)48
| 6. К химическим явлениям относится: 1) плавление металла 2) растворение сахара 3) ржавление железа 4) испарение спирта 7. Выпариванием можно разделить смесь: 1) воды и молока 2) воды и поваренной соли 3) воды и угольной пыли 4) воды и уксусной эссенции 8. Cпособ, которым можно разделить смесь песка и воды: А) магнит Б)кристаллизация В) фильтрование Г)дистилляция 9. К веществам относится: 1) вода 2) сосулька 3) айсберг 4) льдина 10. Ненасыщенный раствор - это растворс растворимостью меньше 1 г вещества на 100 г воды в котором при данной температуре находится меньше вещества, чем в насыщенном растворе с небольшой концентрацией растворенного вещества с большой концентрацией растворенного вещества
|
Домашнее задание: Параграф 24, упр. 2
Ключи: 1)а 2).а 3).а 4)а 5)а 6) 3 7) 2 8) в 9) 1 10)2
Планируемые результаты обучения.
Предметные результаты:
Приобретение знания о растворах, массовой доли вещества в растворе.
Формирование умения решать задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе.
Метапредметные результаты:
проводить сравнение, анализ результатов, выделять существенные характеристики объекта;
продолжить развивать умение выявлять причинно-следственные связи,
уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами;
продолжить развивать умение использования различных источников для получения химической информации
Личностные результаты: 1. умение управлять своим поведением и познавательной деятельностью;
2. определять ценность полученных знаний о массовой доле в личной жизни.