«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Методическая копилка.Урок - путешествие.

План-конспект открытого урока Сольфеджио в 1 классе музыкального отделения «Школы искусств». Тема: Урок – путешествие. «Путешествие с тётушкой Козой в музыкальную страну необычных песенок».

На уроке подводим учащихся к пониманию таких понятий как: пульс – размер, мажор – минор, сильная доля – затакт, форма – период, интервал;

на основе музыкальных произведений выявляем, что в “зерне интонации” содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, главное же – характер музыки; на основе песенок знакомимся с интервалами: м2, м3 и б3, ч4, ч5; формируем умения анализировать, выделять главное, делать выводы; воспитываем слушательскую и исполнительскую культуру;

осваиваем жанровые характеристики ритмики песен; развиваем музыкальные способности (слух, голос, эмоциональная сфера); через песенный материал развиваем вокально-хоровые навыки выразительного исполнения; воспитываем чувство прекрасного через музыкальные и детские художественные произведения.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

План-конспект открытого урока.

Урок Сольфеджио

в 1классе.



Тема:

Урок – путешествие.

Путешествие с тётушкой Козой

в музыкальную страну необычных песенок.

Цели:

  • Продолжить изучение песенного материала, отрабатывая дикционные и интонационные навыки (песенки в форме периода на шипящие, свистящие, сонорные и другие звуки);

  • Познакомить учеников с интервалами м2, м и б3, ч4, ч5, используя «Необычные песни» С.В. Крупа-Шушариной;

  • Познакомить ребят с формой рондо, используя повторяющуюся тему т.Козы (рефрен) и новые яркие эпизоды (новые песни);

  • Добиться единства исполнения (мелодия, пульс и ритм).

Задачи урока:

  • подвести учащихся к пониманию таких понятий как: пульс – размер, мажор – минор, сильная доля – затакт, форма – период, интервал;

  • на основе музыкальных произведений выявить, что в “зерне интонации” содержится зародыш мелодии, ритма и других элементов музыкальной речи, главное же – характер музыки;

  • на основе песенок познакомиться с интервалами: м2, м3 и б3, ч4, ч5;

  • формировать умения анализировать, выделять главное, делать выводы;

  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру;

  • освоить жанровые характеристики ритмики песен;

  • развивать музыкальные способности (слух, голос, эмоциональная сфера);

  • через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;

  • воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и детские художественные произведения;

Форма урока: урок-путешествие


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • проблемно-поисковый,

  • ретроспективы,

  • репродуктивный;

  • стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • метод эмоциональной драматургии,

  • ситуация занимательности,

  • прием сопоставления,

  • сравнение, анализ,

  • игра.


Оборудование:

  • карта-схема экскурсии по городу “Необычных песенок» в форме рондо, рефреном которой является тема Козы. Выставка детских рисунков и угадывание по ним песен (на основе выполненного домашнего задания)

  • ритмические формулы

  • интервальные формулы


Музыкальные произведения:

«Необычные песни» С.В. Крупа-Шушариной:

Необыкновенная лиса

Кошка заболела

Необычный самолет

Влюбленный слон

Букашки в ромашках

Чебурашкины мурашки

Очки

Карл и Клара

Ласточка в Париже

Веселый аквариум

Розы и морозы

Кошачья жизнь

Грусть дворняжки

Про диез муз. и слова Л. Абеляна

Про бемоль

Про бекар

Зима Н.Френкель

Нотная песенка муз. Абеляна, сл. Мирты Агирре

Зимняя пляска муз. М.Старокадомского, сл. О.Высотской

Снег муз. М. Ройтерштейн, сл. И. Токмаковой

Т.Смирнова «Мои первые песенки» с фонограммой:

«Лягушка»,«До-ре-ми» , «Елочка»









Ход урока:


– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по музыкальной стране с «Необычными песенками», а поведет нас с вами тетушка… (звучит «Коза» показываем рисунок). Но для того чтобы научить нерадивых козлят петь и пройти долгий путь по музыкальной стране «Необычных песенок» нам надо распеться.

Открываем урок с «Музыкальной голосилки» на нисходящем повторении гласных с одновременным показыванием ручных знаков.

– Поем звукоряд от ноты «До» с веселым настроением – До-мажор. Вверх -cresc., а вниз - dim.

Продолжаем пение C-dur, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, Т53. Опевание I, III, V ступеней. Пение неустойчивых ступеней в разложенном виде УмVII7 . Пение упражнения «Эхо» по восходящим и нисходящим терциям; по восходящим и нисходящим трезвучиям.

– Исполняем песню – «Коза», с изобразительными моментами. (В дальнейшем тема козы звучит связкой в инструментальном исполнении учителя.)

– Ребята, мы должны выручить козу, научить козлят петь, мы покажем и расскажем всё то, что мы знаем и чему мы научились с начала учебного года.

– Давайте вспомним, кто может звенеть и жужжать одновременно, (показываем ритмический рисунок).

Отправляемся с Козой в летние воспоминания.


1. – Исполняем с дирижированием п. «Букашки в ромашках».

Проговариваем жанр этой песни – грустный вальс. С сильной доли или из-за такта. Что это такое?

– С помощью какого знака песня приобретает печальный характер?

– Бемоль (дети).

– Ребята, давайте вспомним, что обозначает знак бемоль?


2. п.«Знак бемоль» исполняем с ритмическим рисунком (хлопки – восьмые, правая рука вперед вниз – четверти).

п.«Знак диез» исполняем с ритмическим рисунком

п.«Знак бекар» исполняем с ритмическим рисунком. Продолжаем движение с т. Козой.


3. – Ребята знают все нотки. А сколько всего нот? И для кого и в каких ключах они записываются? Мы исполним для вас «Нотную песенку» про Лягушку. Исполняется с дирижированием на 3/4 , с ведущим у доски, показывающим гамму До-мажор в скрипичном и басовом ключах.






4. – А еще наша «Лягушка» очень любит пить чай у своей подружки с печеньем и вареньем. Пьет чай и поет. (Первое исполнение: песня исполняется с одновременным показом каждой нотки по нотному тексту, который лежит у каждого на столе. Второй раз – нотками, с показом на клавиатуре, расположенной на доске.)

– Какая музыкально грамотная у нас Лягушка.


На экране мы видим детский рисунок с болеющей киской.

5. – Исполняем песню «Кошка заболела». Говорим о близкой и очень печальной и грустной интонации – малой секунде. Почему именно её использовал композитор (очень близко – кошка не может ходить и т.д.…)


6. «Аквариум» (Показываем картинку, дети угадывают. Исполняется с ритмическим прохлопыванием – четверть и восьмая в размере 3/8.)


7. Звучит песня «Зима». Проговариваем сколько здесь фраз, какие и почему так, а не иначе. Какой приятный благородный грустный интервал используется? (распевается м3).Показываем по клавиатуре на доске или играем одновременно с педагогом.


8. – Песня «Розы и морозы» исполняется с дирижированием на 3/4 из-за такта. В песне используется солист, исполняющий партию Лизы.

– У ребят и у слонов бывает очень хорошее настроение. Мы расскажем вам историю про Влюбленного слона. (Исполнение песни с прохлопыванием ритмического рисунка.)


9. Звучит песня «Влюбленный слон».


10.«Подарок слона», говорим о характере песни (южном – испанском) исполняется с одновременным прохлопыванием ритмического рисунка над головой, изображаем игру с кастаньетами.


11. – Ребята знают такую грустную собачку, о которой они хотели бы спеть песенку. «Грусть дворняжки»песня исполняется с показом правой рукой движения мелодии (нисходящее, скачкообразное, опевание сверху и снизу). При наличии времени исполняется сольфеджио.

12. «Очки» - песня веселая, на произнесение буквы «Ч», поется со сложным синкопированным рисунком (поперек) – восьмая пауза и восьмая.

13. «Зимняя пляска», вспоминаем о том, что сейчас зима и показываем как мы с помощью музыки и движений можем согреться.


14. – «Необыкновенная лиса» исполняется с дирижированием на 2/4 и в сопровождении инструментального дуэта (учитель, ученик).



15. «Чебурашкины мурашки», песня веселая, яркая в быстром темпе. Проговариваем с ребятами, что мурашки бегают шестнадцатыми – упражнение для 4-х пальцев. Исполняем с изобразительными моментами.

16. – Кто из вас, ребята, играет на фортепиано? А кто знает, чем фортепиано отличается от рояля и что это такое, рояль? А кто в нашей необычной музыкальной стране играл на рояле?

Исполняется песня «Карл и Клара» с изобразительными моментами. Определяем лад (минор).


17. – «Самолет» исполняем с ритмическим рисунком в паузах пения. Четвертная пауза две четверти, четвертная пауза + движение моторчика руками.


18. Таким образом, мы долетели до…? Город, в который пригласили ласточку (Париж). «Ласточка в Париже» ( исполняется с дирижированием на 2/4. Проговаривается, что песенка исполняется то – в мажоре, а то – в миноре.) – А эта песенка была так забавна и весела с участием какого знака?

– Диеза (дети).


19. «Кошачья жизнь» исполняем с дирижированием на 3/4.Проговариваем момент нисходящей мелодии, чем ниже, тем тоньше и выше, на улыбке. Поем с ритмическим рисунком.


20. «До-ре-ми» - исполняется ансамблем: белочки, ежики, девочки с одновременной игрой на ф-но солиста. Все звучит под фонограмму с выходом и сценкой у доски.


21. Проходим к своим местам и предлагаем поиграть в «Снег».

Водящий I спрашивает, класс – отвечает. В первый раз отвечают – снег, во второй раз нотами – до, фа. В третий раз – квинта. Водящий II в первый раз со словами, во второй – нотами: фа, фа, си-бемоль. В третий раз, водящий II поет слова: «а под квартой». При исполнении используются плакаты интервалов. Разбираем сколько в интервалах ступеней и каков образ.


23. – «Елочка» заключительная песня выступление. Сначала нотами с показом по тексту, а затем с выходом и со словами.

Подведение итога:

– Как вы думаете, ребята, мы смогли научить тетушку козу разбираться в музыке. Она сможет после всего услышанного научить козлят петь «ЗО». Ходили мы сегодня с вами ребята по кругу. Каждую исполненную нами песню Коза внимательно слушала. Тема козы повторялась, а все песни, исполненные нами – были разными. Такой музыкальный путь по кругу называется – форма рондо, где есть повторяющаяся тема – рефрен (наша Коза) и новые эпизоды (наши песенки).

Спасибо ребятам, спасибо тетушке Козе, спасибо уважаемой комиссии, которая пришла нас послушать.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее