Конспект урока биологии в 8 классе: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях».
Задачи:
Образовательные:
обеспечить усвоение и развитие знаний о строении легких;
изучить процессы газообмена в легких и тканях.
Развивающие:
продолжить формирование логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы);
продолжить навыки оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
способность слушать и делать краткие записи в тетради.
Воспитательные:
воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни;
воспитать чувство ответственности не только за своё здоровье, но и здоровье окружающих.
Методы: частично-поисковые, словесные, наглядные.
Оборудование: карточки-задания, учебник, компьютер, проектор, демонстрационный экран, иллюстрации на тему «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», таблица «Дыхательная система человека».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Взаимное приветствие учителя с учениками.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания
Учитель раздает каждому ученику индивидуальную карточку с тестовым заданием. Ученики самостоятельно выполняют задание, сдают на проверку учителю.
1. Сущность процесса дыхания состоит в:
а) Обмене газами между организмом и окружающей средой;
б) Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия;
в) Транспорте газов кровью;
2. В носовой полости воздух:
а) очищается от пыли и микроорганизмов;
б) увлажняется и согревается;
в) происходит все вышеперечисленные процессы;
3. Голосовые связки у человека расположены:
а) в трахее;
б) в гортани;
в) в носоглотке;
4. Как крик влияет на голосовые связки?
а) никак не влияет;
б) улучшает;
в) ухудшает;
5. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?
а) носовая полость;
б) гортань;
в) трахея;
6. На сколько главных бронха делится трахея:
а) на два;
б) три;
в) четыре;
7. Альвеолы - это:
а) разветвление трахеи;
б) легочные пузырьки;
в) выпячивания легочных пузырьков.
III. Актуализация знаний
(Беседа учителя с учениками).
На прошлом занятии мы начали изучение дыхательной системы, рассмотрели и изучили тему «Значение дыхания. Органы дыхания». Итак, давайте вспомним:
Учитель: Дайте определение понятию дыхание.
Ответ: Дыхание – это процесс поступления кислорода в клетки организма, участие кислорода в реакциях окисления, удаление продуктов распада.
Учитель: Какие типы дыхания выделяют?
Ответ:
1) Легочное дыхание – газообмен между кровью и атмосферным воздухом. 2) Тканевое дыхание – газообмен между кровью и клетками тканей.
Учитель: А какой путь проделывает кислород, прежде чем перейдет в кровь?
Ответ: Воздухоносный путь начинается с носовой полости → носоглотка → глотка → гортань → трахея → 2 бронха → бронхиолы → альвеолы.
Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжим формирование знаний о дыхательной системе.
На доске учитель записывает тему: «Строение легких. Газообмен в легких и тканях».
Ученики записывают тему урока в рабочую тетрадь.
IV. Изучение нового материала
1 блок: Строение легких. (Рассказ учителя с элементами беседы).
Учитель: Ребята! Назовите главный орган дыхательной системы.
Ответ: Это - легкие.
Учитель: А, почему они называется легкие?
Ответ: Они легкие.
Да они очень легкие, вес 1200 граммов и находятся в грудной полости. Покрыты легкие оболочкой - плеврой. Плевра покрывает внутреннюю поверхность грудной полости (пристеночная плевра), а затем переходит на легкое. Между пристеночной и легочной плеврой имеется щель - плевральная полость. Она заполнена плевральной жидкостью, снижающей трение о стенки грудной полости при дыхании.
Легкие состоят из ветвящихся бронхов, концы которых заканчиваются альвеолами. Стенки альвеол и капилляров очень тонкие, через них легко походят газы.
Мы дышим атмосферным воздухом. Состав воздуха, какой? В воздухе содержится 21% кислорода, 0,03 % углекислого газа, 79% азота, пары воды. Воздух, который мы выдыхаем, отличается по составу от атмосферного. В нем уже 16% кислорода, 4% углекислого газа, больше становится и паров воды. Количество азота не меняется.
А теперь ребята мы с вами проведем лабораторную работу.
2 блок: Лабораторная работа (Практический метод).
Лабораторная работа №6
«Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха»
Возьмите два стакана или колбу с известковой водой. Рассмотрите эту воду. Какого она цвета, прозрачна ли она?
В один из стаканов опустите стеклянную трубочку и через нее сделайте несколько выдохов. Что происходит с известковой водой? Сделайте вывод из опыта.
Опыт надо прекратить при появлении хорошо заметного помутнения раствора. Если продувание известковой воды проводится слишком долго, осадок исчезает из- за образования гидрокарбоната кальция:
Ca(OH)2 +CO2= CaCO3+ H2O
CaCO3 + CO2 + H2O= Ca(HCO3)2
Учитель показывает иллюстрацию на тему «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». Вместе с учениками заполняет таблицу процентного соотношения состава воздуха.
Вывод: Содержание газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе совершенно разный. Мы дышим кислородом и выдыхаем углекислый газ.
3 блок: Обмен газов. Газообмен в легких. (Рассказ учителя).
В легких кровь освобождается от углекислого газа и насыщается кислородом.
По артериям малого круга кровообращения в легкие поступает венозная кровь. В воздухе, который вдыхает человек, кислорода содержится значительно больше, чем в венозной крови. Поэтому он в результате диффузии свободно проходит через стенки альвеол и капилляров в кровь. Здесь кислород соединяется с гемоглобином – красным пигментом эритроцитов. Кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Одновременно углекислый газ проникает в альвеолы. Благодаря легочному дыханию соотношение кислорода и углекислого газа в воздухе альвеол поддерживается на постоянном уровне, и газообмен между кровью и альвеолярным воздухом идет непрерывно, независимо от того, вдыхаем мы воздух в данный момент или на некоторое время задерживаем дыхание.
4 блок: Газообмен в тканях. (Рассказ учителя).
В тканях кровь отдает кислород и насыщается углекислым газом.
Артериальная кровь по сосудам большого круга кровообращения направляется к органам тела. Содержание кислорода в артериальной крови больше, чем в клетках тканей. Поэтому кислород благодаря диффузии свободно проходит через тонкие стенки капилляров в клетки. Кислород используется для биологического окисления, а выделившаяся энергия идет на процессы жизнедеятельности клетки. При этом образуется углекислый газ, который поступает из клеток тканей в кровь. Кровь из артериальной превращается в венозную. Она возвращается к легким и здесь снова становится артериальной.
V. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает ученикам самостоятельно написать определения со стр. 105 себе в тетрадь. Тетради сдаются на проверку учителю в конце урока.
VI. Подведение итогов урока
Легкие располагаются слева и справа от сердца. Каждое из них находится в герметически замкнутом пространстве. Снаружи легкие покрыты легочной плеврой. Между легочной и пристеночной плеврой имеется плевральная полость, заполненная плевральной жидкостью.
Газообмен происходит в альвеолах легких. Кровь в легких становится артериальной и по легочным венам поступает сначала в левое предсердие, затем в левый желудочек и по артериям доходит до тканей.
В тканях кровь отдает кислород, обогащается углекислым газом. Венозная кровь направляется в правое предсердие, а затем выталкивается правым желудочком и по легочным артериям поступает в легкие. Круг замыкается.
VII.Домашнее задание
§ 24 прочитать, ответить устно на вопросы на стр 105. Принести на урок воронку из пластиковой бутылки, 2 резиновых шарика и ножницы.