«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока 5 класс "Чередование звуков"

разработка урока по теме "Чередование звуков"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Чередование звуков

Цели урока:

- дать понятие о чередовании гласных и согласных в корнях слов;

- сформировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах;

  - развивать орфографическую зоркость;

   - воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал

Ход урока:

 1.      Организационный момент. Здравствуйте, присаживайтесь!

Терминологический диктант .Учитель диктует формулировки понятий:

1) наименьшая значимая часть слова;

2)Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов;

3)Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов;

4)Часть слова без окончания;

5)раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова; 6)значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (ответы на задней стенке доски написаны)

2.      Знакомство с новым материалом.

Учитель: Открываем тетради, записываем число и оставляем одну пустую строку для нашей темы.

Запишите предложение под диктовку, поставьте знаки препинания, если они нужны.(один ученик у доски)

Легкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого.

— Разберем первую часть по членам предложения.

-Какое слово во второй части предложения не имеет окончания? Почему? (слегка)

Что вы можете сказать об этом предложении?

А) Выпишите глагол – сказуемое и подберите к нему однокоренные слова.

(Дрожат – дрожь – вздрогнуть –вздрагивать)

Выделите корень в этих словах. Что произошло? (Произошло изменение согласных и гласных звуков)

Запишем это изменение, используя специальный значок: Г//Ж; О//А. Вывод: Изменение звуков в одной и той же морфеме – чередование.(записать в тетрадях)

Чередоваться могут гласные и согласные звуки. Примеры чередований звуков вам даны в учебнике на стр. 23 в таблице упр. 421. Поработаем с этой таблицей.

Итак, записываем тему урока «Чередование звуков»

 Учитель: Подберите к словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень. Диктую!

1ряд – слово орех; 2ряд – слово пекарь; 3ряд – слово снег.

 Проверка задания: дети читают записанные слова, называют корень, отмечают чередование согласных.

 Учитель: Так что же называется чередованием? ( ЗАМЕНА ОДНОГО  ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

Открываем §78 на 23 стр. Читаем.

3. Первичное закрепление.

(работа у доски)

  1. Объяснительный диктант (подчеркнуть чередующиеся гласные и согласные): дразнить — раздражать — подражание; сладкий — наслаждение; брызгать — брызжет; брюзга — брюзжать; гости — угощать; осмотреться — осматривать; дрогнуть — вздрагивать; увлекаться — увлечение.


Для сильных ( рабочая тетрадь В.Д. Янченко)

Для слабых : карточка

Учитель: Выполним упражнение № 422

Выполним упр.423

4. Лингвистическая минутка: морфемный разбор слов

5.Рефлексия.

-Итак, ребята.  Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Можем определить чередование звуков, правильно выделить корень и определить беглую гласную).


5.Домашнее задание.

П. 78, Упр. 424

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее