«Зимний фестиваль знаний 2025»

Конспект по русскому языку «Учимся писать слова с двумя корнями»

Конспект по русскому языку «Учимся писать слова с двумя корнями»

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»



КОНСПЕКТ ПРОБНОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

МБОУ «СОШ 8» г. Астрахани

Класс: 3 «», Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями»



Студентка:

________

Учитель:

________

Методист:

________ Руднева Л. М.

Оценка за урок: ________

Методист: Руднева Л. М.



Астрахань, 2023 г.



Класс: 3

Тема: «Учимся писать слова с двумя корнями»

УМК: Начальная школа 21 века,

Учебник: Начальная школа 21 века, Русский язык, 3 класс, 1 часть.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: научиться писать слова с двумя корнями, узнать, что такое соединительная гласная.

Планируемые результаты (формируемые УУД):

Предметные: узнать, как писать слова с двумя корнями, и что такое соединительная гласная.

Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

• познавательные: понимать информацию, уметь анализировать её и воспринимать поставленную задачу;

• регулятивные: уметь производить действия рефлексии, уметь оценивать и контролировать собственную деятельность;

• коммуникативные: уметь слушать и слышать собеседника и учителя, проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач;

Личностные: учить адекватно оценивать свою деятельность; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; развивать доброжелательность по отношению к окружающим. Ориентация на понимание причин успеха; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

Оборудование: учебник, презентация.





Технологическая карта.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Милана Владимировна, и сегодня, урок русского языка у вас буду вести я. Можете садиться.

Ответить хочешь - не шуми,

А только руку подними.

Учитель спросит - надо встать,

Когда позволит сесть- то сядь.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

Регулятивные УУД (организовать свое рабочее место под руководством учителя)



Личностные УУД

(правильная посадка за партой)

2. Минутка чистописания



- Начнем урок с минутки чистописания.

Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.

-Какое сегодня число?

- Посмотрите внимательно и скажите, какое соединение в сочетании с и а?


- Верно. Какое соединение в сочетании М и Ы?

- Какое соединение в сочетании М и О?

- Какое соединение в сочетании Л и О, О и В?

- Какое соединение в сочетании Ш и Е?

- Какое соединение в сочетании К и А?

- Какое соединение в сочетании С и В, В и А, А и Л?

(На слайде фото, как правильно сидеть при письме и как правильно держать ручку)

-Посмотрите. как правильно сидеть при письме, сядьте также. Возьмите правильно ручку, как изображено на картинке. Тетрадь у вас должна находиться под наклоном.

-Теперь пропишите сочетания, написанные на доске.

- Ребята, попробуйте составить два слова из этих сочетаний букв. (подсказка на доске картинки мышеловки и самосвала)

- Какие слова у вас получились?

- Молодцы! Ребята, давайте выделим корень в словах. Кто заметит подвох. Какой корень в слове самосвал?

- Хорошо, кто объяснит из каких двух слов состоит это слово?

- Давайте выделим корень в слове мышеловка. И назовем, из каких слов состоит?

- Молодцы, ребят, назовите тему урока.

- Назовите цель урока.



- 26 октября

- Верхнее

- Нижнее

- Верхнее

- В обоих случаях верхнее сочетание

- Среднее

- Нижнее

- В сочетании С и В среднее, В и А верхнее, А и Л нижнее.







Выполняют работу







- Самосвал и мышеловка


- Первый корень САМ, второй корень СВАЛ.



- сам и сваливать



- Первый корень МЫШ от слова «мышь», второй корень ЛОВ от слова «ловить».


- Учимся писать слова с двумя корнями.

- Научиться писать слова с двумя корнями.

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Регулятивные УУД

(умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)






3. Словарная работа


























-Ребята, теперь будем работать со словарём. Записываем в тетради слово словарь. Вам нужно отгадать, с какими именно словами мы будем работать. Послушайте значение слова.

1. Одна из четырех стран света и направление,противоположное востоку

-Записываем слово запад.

(Ученик выходит к доске, вставляет букву и подчеркивает)

- Записываем слово. На какой слог падает ударение?


- Следующее слово.

2. Как по-другому сказать в этом месте.

- Записываем слово. На какой слог падает ударение?


- Следующее слово.

3. Человек, который создаёт различную технику.

- Записываем слово. На какой слог падает ударение?

- Следующее слово.

4. Возбуждающий интерес (в 1 знач.), занимательный, любопытный.

- Записываем слово. На какой слог падает ударение?



Записывают словарь, отгадывают слова




- Запад




- На первый слог ЗА, запоминаем безударную гласную А во втором слоге.



- Здесь

- Ударение падает на гласную Е, запоминаем непроверяемую согласную букву З.




- Инженер

- Ударение падает на 3 слов НЕР, запоминаем безударную гласную Е.



- Интересный

- Ударение падает на третий слог РЕС, запоминаем безударную гласную Е.

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(поиск и извлечение нужной информации)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)


4.Актуализация знаний




5. Открытие нового знания





Наблюдение над языковым материалом

























































Работа с правилом































Упражнения на этапе первичного закрепления.



















Упражнения на этапе первичного закрепления

- Ребята, давайте вспомним, сколько корней бывает в слове? (посмотрите на минутку чистописания)

- Как называются слова с двумя корнями?


-Откройте учебник на странице 100, посмотрите на номер 1. Прочитайте, что в этом упражнении нужно сделать?

-Верно. Давайте прочитаем все слова.


-Хорошо. Найдите и назовите первое слово с двумя корнями.

-Почему вы назвали это слово? Пароход - это что?

-Давайте запишем это слово и выделим корни.

-Какие два корня выделим?

-Давайте подчеркнем букву, находящуюся между корнями. Вспомните, как называется такая буква?

-Молодцы. Теперь назовите следующее слово с двумя корнями.

-Хорошо. Почему вы назвали это слово?

-Записываем это слово через запятую. Какие корни здесь выделим?

-Что подчеркиваем?

-Всё верно. Назовите следующее слово.

-Почему вы назвали это слово? Почему у него будет два корня?

-Хорошо, записываем это слово и выделяем корни. Какие здесь корни?

-Какую букву должны подчеркнуть?

-Молодцы! Назовите следующее слово с двумя корнями.

-Почему у него два корня?

-Хорошо, записываем это слово и выделяем корни. Назовите корни в этом слове?

-Верно. Какую букву не забудем подчеркнуть?

-Правильно. Теперь назовите следующее слово.

-Почему вы назвали это слово?

-Молодцы. Записываем это слово и выделяем корни. Какие корни в этом слове?

-Верно. Какую букву подчернем?

-Найдите следующее слово с двумя корнями.

-Почему вы его назвали?

-Верно. Записываем это слово, выделяем корни. Назовите корни?

-Молодцы. Подчеркиваем какую букву?

-Хорошо. И найдите еще одно слово с двумя корнями.

-Почему у него два корня?


-Хорошо. Записываем это слово и выделяем корни. Какие?

-Верно. Какую букву подчёркиваем?

-Молодцы. Справились с заданием.

-Теперь посмотрите на номер 2, на странице 101. Прочитайте задание.

-Хорошо. Прочитаем первое стихотворение.




-Найдите в этом стихотворении слово с двумя корнями.

-Почему у него два корня?

-Верно. Записываем и выделяем корни. Проговариваем, какие корни выделяем и какую букву подчеркиваем?

-Молодцы! Читаем второе стихотворение.

-Найдите в этом стихотворении сложные слова с соединительной гласной.

-Записываем слово листопад. Какие тут корни и какую букву подчеркнём?

-Хорошо. Теперь записываем слово водопад. Какие корни выделим и какую букву подчеркнем?

-Верно.


-Давайте посмотрим, какие буквы вы подчеркнули в первом и во втором упражнении. Назовите их.

-Правильно, буквы о и е. (на карточках показываю эти буквы) Попробуйте сделать вывод. Какие в русском языке бывают соединительные гласные?

-Молодцы.

-Посмотрите теперь на номер 3 в учебнике. Прочитайте задание.

-Что нужно помнить, выполняя это задание?


-Верно. Давайте прочитаем первую пару слов.

-Как вы думаете, какая соединительная гласная здесь будет?

-Какое слово получится?

-Хорошо. Записываем слово снегопад, выделяем какие корни?

-Верно. Следующая пара слов.

-Какая здесь будет соединительная гласная?

-Хорошо. Какое слово получится?

-Записываем. Выделяем корни.


-Хорошо. Читаем следующую пару.

-Какой буквой соединим эти слова?

-Какое слово получится?

-Записываем, выделяем корни.

-Верно. Читаем следующую пару слов.

-Какой буквой соединим эти слова?


-Какое слово получилось?

-Хорошо. Записываем это слово. Выделим корни.

-Давайте второй столбик сделаем устно. Кто хочет проговорить первую пару слов во втором столбике?

-Молодцы! Следующая пара слов.


-Верно. Следующая пара.


-Молодцы. И последняя пара слов.


-Молодцы, ребята.


-Откройте рабочую тетрадь на странице 27. Посмотрите на номер 2. Что вам здесь нужно сделать? Прочитайте задание.

-По цепочке читаем слова. Называем букву, которую вставим и называем корни, выделяем их карандашом.













- Один, два (и более корней)


- Сложными словами

















-В этом номере нужно выписать слова, в которых два корня.


-пароход, старость, сероватый, самолёт, лесоруб, перелесок, мышеловка, пылесос, величайший, гористый, водолаз, землетрясение, садовник.

-пароход

-Пароход - это транспорт, который движется(ходит) с помощью пара.

Ребенок выходит к доске и записывает

-Корень пар и ход

-Соединительная гласная


-Самолёт

-Самолёт - это транспорт, который сам летает.


-сам и лёт

-Подчёркиваем соединительную гласную о.

-Лесоруб

-Потому что лесоруб- человек, который рубит лес.

-лес и руб


-Подчеркиваем соединительную гласную о.

-Мышеловка

-Потому что мышеловка - это приспособление для ловли мышей

-мыш и лов

-Соединительную гласную е.

-Пылесос.

-Потому что пылесос -это прибор для всасывания пыли.

-Пыл и сос.

-Соединительную гласную е.

-Водолаз.

-Потому что водолаз -это человек, который выполняет работу под водой.

-Вод и лаз.

-Соединительную гласную о.

-Землетрясение


-Потому что землетрясение -это явление природы, когда трясётся земля.

-Земл и тряс


-Соединительную гласную е.


-Найди в стихах сложные слова с соединительной гласной. Выпиши их.


-Мухомор

-Потому что мухомор -это гриб, который морит мух.

-Выделяем два корня мух и мор. Подчёркиваем соединительную гласную о.


-Листопад и водопад


-В слове листопад корни лист и пад, подчеркиваем соединительную гласную о.

-Выделяем корни вод и пад, подчеркиваем соединительную гласную о.



-Буквы о и е.


-Между корнями в сложных словах бывают только две буквы. Это соединительные гласные о и е.


-Составьте сложные слова. Не забывай: соединительными могут быть только буквы о и е

-Нужно помнить, что существуют только две соединительные гласные: о и е.

-снег+падать

-Буква о

-Снегопад


-Выделяем корни снег и пад, подчеркиваем соединительную гласную о.

-вода+падать

-Буква о

-Водопад

-Выделяем корни вод и пад, подчеркиваем букву о.

-лёд+колоть

-Буквой о.

-Ледокол

-Выделяем корни лед и кол, подчёркиваем букву о.

-сам+летать

-Буквой о

-Самолёт

-Выделяем корни сам и лёт, подчёркиваем букву о.

-Пара слов дом+хозяйка. Для соединения этих слов возьмём букву о. Получится сложное слово домохозяйка. Корни в этом слове дом и хозяй.

-Пара слов мышь и ловить. Соединительная гласная будет е. Получится слово мышеловка. Корни в этом слове мыш и лов.

-мясо+рубить. Соединительная гласная о. Получится слово мясорубка. Корни в этом слове мяс и руб.

-сам+сваливать. Возьмём соединительную гласную о. Получится слово самосвал. Корни в этом слове сам и свал.



-Вставьте пропущенную соединительную гласную.


-Пешеход - вставляем букву е, выделяем корни пеш и ход. Землетрясение - вставляем букву е, выделяем корни земл и тряс. Птицелов - вставляем букву е, выделяем корни птиц и лов. Паровоз - вставляем букву о, выделяем корни пар и воз. Мясорубка - вставляем букву о, выделяем корни мяс и руб. Овощечистка - вставляем букву е, выделяем корни овощ и чист. Путешествие - вставляем букву е, выделяем корни пут и шеств. Языковед - вставляем букву о, выделяем корни язык и вед. Снегокат - вставляем букву о, выделяем корни снег и кат. Кораблестроитель - вставляем букву е, выделяем корни корабл и строитель. Овощерезка - вставляем букву е, выделяем корни овощ и рез. Картофелекопалка - вставляем букву е, выделяем корни картофел и коп.

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками)

Познавательные УУД

(поиск и извлечение нужной информации)















5. Обобщающая беседа

-Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились?

-Как называется буква, которая стоит между двумя корнями?

-Какие две соединительные гласные пишутся в сложных словах?

-Молодцы, ребята!


-Со словами, которые имеют два корня.


-Соединительная гласная.

-Буквы о и е

Регулятивные УУД

(выделение и осознание учащимися того, что уже освоено)

Познавательные УУД

(умение строить речевое высказывание)

6. Рефлексия

- Ребята, если вы считаете, что были активны на уроке и усвоили тему, то поднимите карточку с соединительный гласной О.

Если вы считаете, что работали не в полную силу и не до конца усвоили тему, то поднимите карточку с соединительный гласной Е.

Оценивают свою работу

Регулятивные УУД

(осознание качества и уровня освоения знаний)





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее