ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
«ЗВУК И БУКВА «Л»
(для детей 5-6 лет)
Цели:
уточнение знаний о звуках [л], [л'];
упражнять детей в выделении звуков [л], [л'] в словах и определении позиций звуков в словах;
знакомство с буквами Л, л;
учить читать обратные и прямые слоги;
продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;
развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Педагог: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?
(Лисичка). Это девочка, зовут её Лариса.
Педагог: Лисичка Лариса очень хочет сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?
Педагог: Тогда, проходите, занимайте свои места. И Лариса присядет рядом с вами. А мы начинаем наше занятие.
II. Повторение изученного материала:
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? ( Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.)
Педагог: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
Дети: А, О, У, Ы, Э, Л.
Педагог: Они какие?
Дети: А, О, У, Ы, Э – гласные, М –согласный.
Педагог: Как они произносятся? Все ли одинаково? (Ответы детей)
Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема слова. Из каких звуков оно состоит? ( Из гласных.)
Педагог: Сколько их? ( Два.) Подберите короткие слова для этой схемы.(Ау! Уа! Иа!)
III. Усвоение нового материала:
1. Введение в тему.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Грациозна и стройна –
детям нравится она.
Позволяет сесть верхом,
машет гривой и хвостом.
И тележку повезёт –
никогда не подведёт! (Лошадка)
Педагог: Не зверь, не птица, всего боится.
Половит мух - и в воду плюх! (Лягушка)
Педагог: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (Лошадка, машина.)
Педагог: Назовите первые звуки этих слов. Лллошадка- [Л]. Ллллягушка-[Л']
Педагог: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2. Уточнение артикуляции звука.
Педагог: Давайте сначала произнесём звук [Л] (хором, индивидуально).
А теперь звук [Л'] (хором, индивидуально)
Педагог: А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает? (Губы.)
3) Характеристика звуков.
Педагог: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)
Педагог: Значит, звуки [Л] и [Л'] какие? (Согласные.) А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [Л] и [Л']. … Чувствуете как звенит голос?
Значит звуки [Л] и [Л'] какие? (Звонкие.)
Педагог: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим.) А мягкие? (Зеленым.)
Педагог: Итак, давайте подведём итог. Звуки [Л] и [Л'] какие? (Согласные, звонкие, [Л] – твердый обозначается синим цветом, [Л'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)
4) Игры на развитие фонематического слуха
Педагог: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий». У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю карточку, если мягкий – зелёную.
( Лампа, лейка, люстра, лодка, луна, ливень, лейка, лапа, лама, лук, лимон.)
Педагог: А теперь вы назовите имена мальчиков со звуками Л или Ль.( Лев, Лёша,Леонид.Лука)
Педагог: Назовите имена девочек с этими звуками. (Люба. Люда, Лариса, Лена).
Педагог: Я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»
Вы должны определить место звука в слове: в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(Дети берут карточки и цветные квадратики)
Педагог: Лента, стол, смола, альбом, молоко, клюв, ложка.
Физкультминутка.
Лягушки
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзья физкульт привет!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Педагог: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)
6. Знакомство с буквами Л л .
Педагог: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках Л и ль. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква.)
Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
На стремянку Л похожа
И на крышу дома тоже.
Лесом Лёгкий Лист ЛетеЛ,
Приземляться не хотеЛ.
Педагог: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов? Сложите её из палочек. А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
Педагог: А теперь поработаем с вами в тетрадях.(Дети печатают букву Л л.
VI. Итог. Обобщение.
Педагог: Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются?
Молодцы!