«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект по обучению грамоте "Звук и буква Л л"

уточнение знаний о звуках [л], [л'];

упражнять детей в выделении звуков [л], [л'] в словах и определении позиций звуков в словах;

знакомство с буквами Л, л; учить читать обратные и прямые слоги;

продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

развивать мелкую моторику рук.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

«ЗВУК И БУКВА «Л»

(для детей 5-6 лет)

Цели:

  • уточнение знаний о звуках [л], [л'];

  • упражнять детей в выделении звуков [л], [л'] в словах и определении позиций звуков в словах;

  • знакомство с буквами Л, л;

  • учить читать обратные и прямые слоги;

  • продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух;

  • развивать мелкую моторику рук.

Оборудование:  цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого  сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

                                                         Ход занятия:

I Организационный момент:

Педагог: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?

(Лисичка). Это девочка, зовут её Лариса.

Педагог: Лисичка Лариса очень хочет сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

Педагог: Тогда, проходите, занимайте свои места. И Лариса присядет рядом с вами. А мы начинаем наше занятие.

II. Повторение изученного материала:

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука? ( Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.)

Педагог: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

Дети: А, О, У, Ы, Э, Л.

Педагог: Они какие?

Дети: А, О, У, Ы, Э – гласные, М –согласный.

Педагог: Как они произносятся? Все ли одинаково? (Ответы детей)

Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема слова. Из каких звуков оно состоит? ( Из гласных.)

Педагог: Сколько их? ( Два.)  Подберите короткие слова для этой схемы.(Ау! Уа! Иа!)

III. Усвоение нового материала:

1. Введение в тему.

Педагог: Ребята, отгадайте загадку.

 Грациозна и стройна –

детям нравится она.

Позволяет сесть верхом,

машет гривой и хвостом.

И тележку повезёт –

никогда не подведёт! (Лошадка)

Педагог: Не зверь, не птица, всего боится.
Половит мух - и в воду плюх!  (Лягушка)

Педагог: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки. (Лошадка, машина.)

Педагог: Назовите первые звуки этих слов. Лллошадка- [Л]. Ллллягушка-[Л']

Педагог: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2. Уточнение артикуляции звука.

Педагог: Давайте сначала произнесём звук [Л] (хором, индивидуально).

 А теперь звук [Л'] (хором, индивидуально)

Педагог:  А воздух выходит свободно? (Нет.) Что ему мешает?  (Губы.)

3) Характеристика звуков.

Педагог: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает? (Согласными.)

Педагог: Значит, звуки [Л] и [Л'] какие? (Согласные.) А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [Л] и [Л']. … Чувствуете как звенит голос?

 Значит звуки [Л] и [Л'] какие? (Звонкие.)

Педагог: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим.) А мягкие? (Зеленым.)

Педагог: Итак, давайте подведём итог. Звуки  [Л] и [Л'] какие?  (Согласные, звонкие, [Л] – твердый обозначается синим цветом, [Л'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.)

4) Игры на развитие фонематического слуха

Педагог: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий».  У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаете синюю карточку, если мягкий – зелёную.

( Лампа, лейка, люстра, лодка, луна, ливень, лейка, лапа, лама, лук, лимон.)

Педагог: А теперь вы назовите  имена мальчиков со звуками Л или Ль.( Лев, Лёша,Леонид.Лука)

Педагог: Назовите имена девочек с этими звуками. (Люба. Люда, Лариса, Лена).

Педагог: Я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»

 Вы должны определить место звука в слове: в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(Дети берут карточки и цветные квадратики)

Педагог: Лента, стол, смола, альбом, молоко, клюв, ложка. 

 

                                       Физкультминутка.

Лягушки

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзья физкульт привет!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

Педагог: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

6. Знакомство с буквами Л л .

Педагог: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках Л и ль. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква.)

Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

На стремянку Л похожа

И на крышу дома тоже.

Лесом Лёгкий Лист ЛетеЛ,

Приземляться не хотеЛ.
Педагог: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа? Сколько в ней элементов? Сложите её из палочек. А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

Педагог: А теперь поработаем с вами в тетрадях.(Дети печатают букву Л л. 

VI. Итог. Обобщение.

Педагог:  Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Они какие? Какой буквой эти звуки обозначаются?

 Молодцы!


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее