Конспект урока по обучению грамоте
в 1 классе
тема урока:
«Звуки [м-м'], обозначение их буквами «Мм»
Тема урока: «Звуки [м, м'], обозначение их буквами «Мм».
Дидактическая цель:
создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии уровневой дифференциации.
Тип урока:
урок – открытия нового знания.
Задачи:
1) образовательные:
познакомить с буквами М м;
учить выполнять звукобуквенный анализ слов;
плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.
2) развивающие:
развивать наглядно – образное мышление посредством использования моделей (звук, слог, слово);
оптимизировать процесс обучения за счет активного включения учащихся в учебный процесс;
способствовать развитию УУД (анализ и синтез, моделирование, построение речевых высказываний, поиск способов действий, самоконтроль).
3) воспитательные:
воспитывать интерес к родному языку, прививать навыки культурного общения.
Методы обучения:
словесный
наглядный
проблемный
частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа
парная
индивидуальная
Средства обучения:
(у учителя) мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска;
(у учащихся) учебник «Букварь», рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать», фишки, тетрадь для печатания, цветные карандаши.
Ход урока (технологическая карта)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
III. Постановка учебной задачи.
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
V.Первичное закрепление.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
VII.Рефлексия деятельности (итог урока)
| -Какой сейчас урок?
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? -Я желаю вам сохранить хорошее настроение весь урок.
1. -Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. -Посмотрите на ленту букв. -Каким цветом наша лента?
-Почему одна половина ленты красная, а другая – синяя?
-Чем отличаются гласные от согласных?
-Сколько знаете букв гласных звуков? -А сколько гласных звуков? Назовите.
-Все ли буквы нам известны? -Хотите познакомиться с новой буквой?
●Физкультминутка для глаз
2. Чистоговорка. (слайд №2)
-Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке?
-С какой буквой познакомимся на уроке?
1.Звуковой анализ слова «мышка», «медведь».
-Отгадайте загадку. В подполье, в каморке Живет она в норке, Серая малышка, Кто же это?
-Составьте звукобуквенную модель слова «мышка». -Назовите первый звук в слове. -Какой это звук?
-Какой фишкой обозначим?
-Назовите второй звук в слове? -Что знаете об этом звуке?
-Назовите третий звук. -Какой это звук?
-Какой фишкой обозначим?
-Назовите четвертый звук. -Какой это звук?
-Какой фишкой обозначим? -Назовите последний звук? -Что знаете о нем?
● Аналогично проводится анализ слова «медведь». Загадка. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Этот зверь лесной - …….
-Буква, которой обозначаются звуки [м-м,], называется «эм» (слайд №7) -Почему здесь две буквы «эм»?
-На что похожа буква «эм»? (слайд №8)
Вот качели – Буква М! Здесь кататься можно всем. Е.Тарлапан -Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [м-м,]
-Определите, твердый или мягкий это звук?
2. Работа в парах. -Назовите как можно больше слов со звуками [м-м,]
-Составьте звукобуквенную модель слова с новыми звуками. ● Физкультминутка (изображение пальцами буквы) Карандаш и ручку мы Взять наискосок должны, И у нас, понятно всем, Возникает Буква «М».
3.Работа в тетрадях для печатания.
4.Работа по учебнику (с.62) Дифференцированная работа. 1 группа – прочитать предложения, найти и назвать слова с новым звуком; 2 группа – прочитать слоги по строкам; 3 группа – прочитать слоги с буквой М, используя пособие – окошечки».
5.Коллективная работа. 1.-Прочитайте название стихотворения.
-Кто автор?
-Прочитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: О-би-дел – обидел. У-да-рил – ударил. Дру-жи-ли – дружили. Не по-де-ли-ли – не поделили.
●Физкультминутка Мишка толстый, косолапый В зоопарке машет лапой. То он сядет, то привстанет, Головой всем покивает. Целый день гостей смешит. Ну, а ночью сладко спит.
-Назовите слова с новым звуком.
2.Чтение стихотворения хорошо читающими детьми.
3.Работа по вопросам. -О ком это стихотворение? -Кто задает вопросы мальчикам? -Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод?
-Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? -Что обозначает выражение «водой не разольешь»? -Для чего нужны друзья?
-Найдите в тексте слова со звуками [м], [м,]
6.Работа в парах (с.63) -Назовите изображенные предметы.
-Прочитайте слова, записанные под картинками.
-Мысленно соедините стрелками предметы, к которым подходят данные слова.
-Назовите другие предметы, к которым подходят данные слова.
7.Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать». ● Закрепление зрительного образа буквы М. -Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква М. ● Задание «Сообрази и запиши» -Впиши букву М в пустые клеточки. -Прочитайте получившиеся слова.
-Чем похожи эти слова?
- Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? - Назовите слово, в котором буква М обозначает мягкий согласный звук?
●Задание «Сообрази. Напиши» - Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? -Каждая буква зашифрована цифрой. -Впиши буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. -Что общего?
-Вторую часть задания доделать самостоятельно.
-С какой буквой сегодня познакомились? -Какой звук обозначает буква М? -Что было интересным на уроке? -Возникали затруднения? -Вы смогли их преодолеть? -Удалось вам сохранить хорошее настроение? -Оцените свою работу. | -Урок обучения грамоте. -Хорошее.
-Красным и синим. -Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки.
-Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. -А согласные не тянутся, встречают во рту преграды.
-Десять.
-Шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
-Нет. -Да (учащиеся готовы к продолжению работы)
Читают вместе с учителем, четко проговаривая каждый звук. - Звуки [м-м,].
- С буквами Мм.
-Мышка. (слайд №3)
- [м]
-Твердый согласный звук.
-Синей (слайд №4)
- [ы] - Гласный, обозначим красной фишкой.
- [ш] - Твердый согласный звук.
- Синей.
- [к] -Твердый согласный звук. - Синей. - [а] - Гласный, обозначим красной фишкой.
-Медведь. (слайд №5) (№6)
-Печатная большая, печатная маленькая.
-Качели, забор.
- Артем, Мария, Максим, Михаил, Арман. (учащиеся определяют)
-Рама, молоко, мед, мачта и т.д.
Учащиеся печатают букву Мм.
-Кто кого?
-В.Орлов
Чтение слов
-Мишка, машет, смешит.
О ребятах. -Автор.
-Помогают разобраться.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут.
-Ведро, брюки, рубашка, платье, велосипед, кубики.
-Моя, мое, мой, мои.
-Моя рубашка. -Мое ведро. -Мой велосипед. -Мои кубики, брюки.
Ответы детей.
-Мама, яма, мы, ум, имя.
-Есть звуки [м-м,].
-Яма. «Я» дает два звука: [й,а].
-Имя.
-Буквы Мм.
-Мама, лама.
-Одинаковые буквы а, м, а.
- С буквамиМм.
-[м] и [м,].
Ответы детей.
-Да. -Да. -Да. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы.
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные-моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнера-контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. |
Используемые источники:
1. Л.Е. Журова. Букварь. Учебник по грамоте и чтению. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
2. Л.Е. Журова. Русский язык. Обучение грамоте. Программа. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
3. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык. Обучение грамоте. Методические рекомендации к урокам. М: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011 г.
4. М.И. Кузнецова. Тетрадь «Я учусь писать и читать». М: Издательский центр «Вента - Граф», 2011 г.
5. И.Г. Смирнова. Обучение грамоте. Чтение (1 часть), 1 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой «Букварь». Волгоград: Издательство «Учитель», 2011 г
6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа, 1 часть. М: «Просвещение», 2011 г.
9