Предмет: информатика
Класс: 3 «А»
Тема: «линейные алгоритмы»
Планируемые цели для учителя: создать условия для ознакомления с новым понятием линейный алгоритм, для проявления познавательной активности учащихся;
Задачи урока:
Образовательная: обучать детей составлять линейные алгоритмы, повторить работу в программе скрэтч;
Развивающая: развить речь, память, мышление учащихся,;
Воспитательная: воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважение друг к другу, уважительное отношение к предмету.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные: положительное отношение к учению, уважение к собеседнику.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Планируемые предметные результаты: понимать суть понятия «линейный алгоритм», отличать линейные алгоритмы.
Используемые ресурсы:
Персональный компьютер, мультимедиа – проектор;
Старинная карта, смайлики;
Тетрадь, ручка, цветные карандаши;
Учебник.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный момент | Здравствуйте, садитесь.
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.
Ребята, а теперь проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны быть учебник, дневник, ручка, карандаш, ластик и тетради. Все готовы. Отлично! Теперь можем начать работу | Приветствуют учителя, садятся за парты
Проверяют свою готовность к уроку |
|
2.Целеполагание, актуализация знаний | -Сегодня утром я нашла в классе странную бутылку.(внутри записка) Посмотрим , что там внутри. « Отправился в путешествие на остров Обезьян. Попал в шторм . Где я? Помогите. Янт.»
- Как вы думаете, что случилось с Янтом?
- Конечно, мы должны помочь ему, а значит, мы отправляемся в путешествие по морю. - Это, ребята, старая карта, она поможет нам. Будем путешествовать по ней. Давайте рассмотрим ее. Посмотрите, сколько много станций нам необходимо с вами посетить.
Но прежде чем отправиться в путешествие, нам необходимо решить ребус.
Итак, что у вас получилось? Правильно.
Давайте откроем свои тетради и запишем число и тему урока. Сегодня у нас 17 февраля, тема урока: «Линейный алгоритм » Я бы хотела, чтобы вы встали. Расставьте ноги на ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение. И сейчас снова повернемся, вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо, садитесь. У всех получилось посмотреть во второй раз дальше? Я и в первый раз попросила вас повернуться, так как только вы сможете. Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение. Так вот, юные информатики, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего. Итак, наша цель на уроке – повторить, что такое алгоритмы, где и когда мы их используем, зачем они нам нужны и познакомиться с одним из видов алгоритмов – линейным.
На прошлых занятиях вы уже изучили что такое алгоритм и можете сказать что это.
Хорошо. Вспомнили. Теперь можем отправиться в путешествие.
|
Он попал в шторм, потерялся
Внимательно рассматривают карту
Линейный алгоритм.
Алгоритм – это последовательность действий, приводящих к решению поставленной задачи.
овал
начало
конец | Записка с надписью «отправился в путешествие на остров Обезьян. Попал в шторм. Где я? Помогите Янт.»
Старинная карта
Решение ребуса Презентация
Презентация |
3.Основной этап урока | Первая станция – это остров Обезьян.
- Самый первый остров – это остров Обезьян. Поплывем туда. Мы смешные обезьянки Любим бегать и скакать, С нами быстро поиграйте – Мы поможем путь узнать.
Ребята, вспомните тему нашего урока, как она звучит? Давайте прочитаем, что такое линейные алгоритм.
Хорошо. Запишите это определение себе в тетради.
- Обезьянки укажут нам путь, если мы с ними поиграем. - Нужно составить алгоритм « Съешь банан». При составлении алгоритма нужно быть очень внимательным, поскольку даже от одного знака может зависеть смысл всего алгоритма. Вспомните мультфильм, в котором царь должен был подписать указ: “Казнить нельзя помиловать!” (на экране). Смысл меняется только от перестановки запятой. Сравните: Казнить нельзя, помиловать! Казнить, нельзя помиловать! Теперь внимательно в своих тетрадях составьте алгоритм.
Верно. - Обезьянки говорят, что Янт поплыл к бухте Водяного.
Вторая станция – это бухта Водяного.
Я просил прислать машину. Что прислали ? Не пойму! Что за шифр такой, ребята? Разгадать я не могу.
Сейчас все вместе составим алгоритм, с помощью которого вы сможете нарисовать машину. Для этого откройте учебники на странице 24.
С чего начнём?
Молодцы. Алгоритм составили верно. -Водяной сказал, что Янт в гостях у Русалок.
Третья станция – скала русалок.
Мы, русалки . загадали То, что сами не узнали. Где тут цикл, а где ветвленье? Знают дети без сомненья. Молча покажите нам, Путь дальнейший скажем вам.
Ребята, русалочки хотят поиграть с вами. Они предлагают вам стать исполнителями и выполнить их алгоритм.
Начало. Встаньте из-за парт. Потянитесь к солнышку. Девочки, прыгайте, как белочки. Мальчики, прыгайте, как зайчики. Девочки, заберитесь на дерево как обезьянки. Мальчики, как соколы, машут крыльями. Девочки, как цапли стоят в болоте. Мальчики, как змеи ползут. Сядьте за парты. Конец.
Русалкам понравилось с вами играть. - Янт отправился к Водовороту осьминога. Четвертая станция – водоворот осьминога.
- Наш путь лежит к Водовороту осьминога. - Ребята, осьминог не может узнать, кто из этих малышей – его сын. У меня случилось горе – Сын мой убежал из дома. Вот четыре осьминожка, Кто из них мой милый крошка? Нам нужно помочь осьминогу найти его малышей, для этого скажи, что такое скрипт? Чтобы создать скрипт, выполняя который исполнитель сможет на сцене нарисовать выбранную фигуру, тебе понадобятся команды: Когда щёлкнуть по флажку, Повернуть в направлении (90) направо (-90) влево (0) вверх (180) вниз Идти … шагов Опустить перо Установить цвет пера Чтобы изменить значение количества шагов, направление, цвет пера – произвести щелчок мыши по старому значению и введи с помощью клавиатуры или выбери новое значение. Исполнитель будет рисовать только в том случае, если перо будет опущено. Для того чтобы рисунок получился нормального размера, считай, высоту и длину клетки равной 10 шагам. Например, если в алгоритме у тебя есть действие – 4, то в скрипте будут команды: Повернуть в направлении – 90 влево Идти 40 шагов. Обрати внимание на то, что сначала поворачиваем исполнителя в нужную сторону и только после этого даем команду сделать шаг. При этом, если перо опущено, будет рисоваться линия. Давайте запишем в тетради скрипт, используя новые команды. Скажите, для чего нужна команда «опустить перо»? Зачем нужна команда «установить цвет пера»? Чтобы составить скрипт, необходимо перетащить соответствующие блоки команд в поле скриптов. Если блок оказался ненужным, перетащи его в поле блоков – он исчезнет. Сейчас я покажу вам как нарисовать квадрат в программе, а вы запишите команды скриптов себе в тетради. Какую программу нужно открыть?
Что делаем дальше? |
Линейные алгоритмы.
Это алгоритм, в котором каждое действие выполняется строго одно за другим
Начало Вымой руки Возьми банан Почисть шкурку Выкинь шкурку в мусорное ведро Съешь банан Конец
Начало- поставить точку синего цвета – взять красный карандаш – повернуть влево на 4 кл. – опуститься вниз на 2 кл. – повернуть влево на 2 кл. – опуститься вниз на 2 кл. – повернуть вправо на 3 кл. – подняться вверх на 1 кл. – повернуть вправо на 2 кл. – опуститься вниз на 1 кл. – повернуть вправо на 1 кл. – подняться вверх на 4 кл. – взять черный карандаш – подняться вверх на 3 кл. – повернуть вправо на 9 кл. – опуститься вниз на 7 кл. – повернуть влево на 1 кл – подняться вверх на 1 кл. – повернуть влево на 2 кл. – опуститься вниз на 1 кл. – повернуть влево на 6 кл. – подняться вверх на 4 кл.
Скрипт — это программа или программный файл сценарий, которые автоматизируют некоторую задачу, которую пользователь делал бы вручную, используя интерфейс программы.
Чтобы начало рисовать
Чтобы выбрать какой – нибудь цвет
Скрэтч
Когда щелкнут по флажку Опустить перо Идти 100 шагов Повернуть в направлении 90 Опустить перо Повернуть в направлении 180 Идти 100 шагов Опустить перо Повернуть в направлении – 90 Идти 100 шагов Опустить перо Повернуть в направлении 0 Идти 100 шагов | Презентация
(Детям раздаются алгоритмы с перепутанными шагами. Нужно расставить их в правильном порядке)
Презентация
Презентация
Презентация
Рисуют машинку при помощи алгоритма
Презентация
Физминутка
Презентация |
4.Закрепление полученных знаний | Молодцы. Помогли осьминогу найти его пропавших детей. Он рад и поэтому подарил нам листья. Осьминог говорит, что Янт на острове затонувших кораблей.
- Но оказывается, на остров попасть не так просто: вокруг – мель и корабль не пройдет. - хорошо, что осьминог дал нам волшебные листья. Они не тонут в воде. - Кто пойдет на остров за Янтом? 2 ученика становятся на расстоянии 3 метров от доски. Учитель дает им 2 листа. Их задача – добраться до доски и коснуться её. - Только помните, что наступать можно только на листья. - как действовать нашим смельчакам? - Составим алгоритм.
|
Начало. Положи лист. Встань на лист. Положи 2 лист Встань на него. Дошёл до доски. Конец.
| Презентация |
5.Итог урока. Рефлексия | - Вот наш путь и окончен. Янт нашёлся. - Янт так рад, что вы его нашли. Он хочет узнать какие приключения у вас были. Что вам понравилось? Что не понравилось? - Давайте вспомним какую тему сегодня изучили? - Узнали, что такое линейный алгоритм? Так что же это? - Какие у нас были задачи урока, все ли мы повторили? - Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались. - Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.
Спасибо вам за урок. Урок окончен. До свидания.
|
Линейные алгоритмы
Это алгоритм, в котором каждое действие выполняется строго одно за другим
повторить, что такое алгоритмы, где и когда мы их используем, зачем они нам нужны и познакомиться с одним из видов алгоритмов – линейным.
|
Смайлики |
|