План - конспект урока
по информатике, проведенного 2.03.2016г.
в 11 Б классе МБОУ СОШ №7 г. Бирска на тему: «Создание запросов с вычисляемыми полями» студентки 52 группы физико-математического факультета БФ БашГУ
Сафаровой Э.Р.
Тема: «Создание запросов с вычисляемыми полями».
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
- обучающие – изучение построения математического выражения в структуре запрос, групповых операций в запросах; практика работы с контекстным меню;
- развивающие – развитие у учащихся информационной культуры на примере освоения практики создания баз данных;
- воспитывающие – развитие концентрации внимания, а также воспитание интереса к предмету информатики.
Планируемые результаты обучения:
Ученик:
должен знать:
- алгоритм создания баз данных;
- как вызывается контекстное меню;
- для чего предназначена операция группировки;
должен уметь:
- запускать программу MS ACCESS и выходить из нее;
- строить математическое выражение в структуре запрос;
- использовать операцию группировки;
Формы и методы: фронтальная лабораторная работа.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программный пакет MS ACCESS.
Литература: Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов. Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
План урока
Орг. момент 1 мин
Подготовка 5 мин
Построение вычисляемого поля 10 мин
Работа за компьютерами 27 мин
Итог урока, задание на дом 2 мин
Согласовано: Учитель информатики________________/Рязанова Т.В.
Методист по информатике_______________/Волкова Т. И.
Ход урока:
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
Ученик: Все на месте.
Учитель: Хорошо, спасибо. Ребята, как известно, базы данных нужны не только для хранения, но и для обработки данных. Одним из способов является создание вычисляемых полей в запросах на выборку. На примере этой лабораторной работе вы увидите, что этого способа иногда бывает достаточно для создания базы данных имеющей практическое значение. Сегодня мы будем рассчитывать и заносить в базу данные по продаже товаров и прибыли маленького магазина. В данной работе опущены многие подсказки по предыдущим темам. Вам самим предстоит решать какие поля делать ключевыми и т.п.
Подготовка.
Создайте базу данных Магазин
Создайте таблицу Товар по приведенному ниже примеру.
код товара | товар | цена поставки $ |
1 | монитор | 150,00 |
2 | винчестер | 120,00 |
3 | CD-ROM | 70,00 |
4 | халява | 1,00 |
счетчик текстовый числовой типы данных
Создайте таблицу Продажа товара по дате по приведенному ниже примеру
Примечание 1: после задания типа данных для поля наценка переведите текстовый курсор в поле Размер поля и с помощью кнопки выпадающего списка выберите режим Одинарное с плавающей точкой.
Примечание 2: после задания типа данных для поля дата переведите текстовый курсор в поле Формат поля и с помощью кнопки выпадающего списка выберите режим Краткий формат даты.
Код продажи | код товара | Количество | наценка | дата |
1 | 1 | 5 | 0,2 | 04.10.99 |
2 | 1 | 5 | 0,2 | 05.10.99 |
3 | 2 | 2 | 0,2 | 04.10.99 |
4 | 3 | 10 | 0,2 | 04.10.99 |
5 | 4 | 2 | 0,02 | 02.10.99 |
Счетчик числовой числовой числовой дата/время типы данных
Создайте таблицу Курс доллара по приведенному ниже примеру
Дата | курс $ |
04.10.99 | 25р. |
05.10.99 | 26р. |
06.10.99 | 27р. |
02.10.99 | 24р. |
03.10.99 | 0р. |
дата/время денежный типы данных
Используя команду Схема данных из меню Сервис свяжите таблицы Товар и Продажа товара по дате по полю код товара
Создайте в режиме Конструктора запрос прибыль по дате за вид товара с полями товар из таблицы Товар и дата из таблицы Курс доллара.
ВНИМАНИЕ: Убедитесь, что в запрос вставлены сами эти таблицы.
Кроме того, для дальнейшей работы необходимо, чтобы в этот запрос была вставлена таблица Продажа товара по дате.
Установите (перетаскиванием мыши) связь между полями Дата таблиц Продажа товара по дате и Курс доллара.
Сохраните запрос под указанным именем.
Построение вычисляемого поля
Наша задача (как видно из названия запроса) построить в следующем столбце данного запроса выражение для учета прибыли по виду товара за определенную дату в рублях. Для этого необходимо умножить столбец цен в долларах на курс доллара по датам умножить получившееся произведение на столбец коэффициентов наценки и умножить на количество проданного товара по дате.
Решение задачи:
Откройте запрос прибыль по дате за вид товара в режиме конструктора.
Установите текстовый курсор в строку Поле свободного столбца и щелчком правой клавиши мыши на нем вызовите контекстное меню.
Выполните команду Построить
Примечание: появится диалоговое окно Построитель выражений (смотри рисунок).
В данном диалоговом, открывая папки Таблицы и Запросы, а затем заданные таблицы и запросы, необходимо кнопкой вставить вставлять в окно нужные поля (из этих таблиц и строк), а также знаки необходимых математических операций.
Подготовив выражение, как указано в описании ко второй части, нажать подтверждающую клавишу.
Установить флажок (щелчком мыши) в поле Вывод на экран создаваемого столбца.
Сохраните измененный запрос.
Переведите текстовый курсор в начало строки Поле созданного столбца.
Удалите название поля (Выражение1), сохранив двоеточие.
Введите заданное название поля: прибыль по дате за вид товара
На ленте выполните команду Режим таблицы
Если построенное поле выводит данные закройте запрос с сохранением, иначе закройте без сохранения.
Мы добились учета прибыли магазина по виду товара за определенную дату. Теперь необходимо учесть полную прибыль магазина по дате. Для этого применяется функция группировки в создаваемом запросе. В такой запрос обычно вставляют поле или поля по которым будет производиться группировка и поле которое по этим группировкам необходимо учитывать. В нашем случае группировать мы будем по полю Дата а учитывать (применяя функцию суммы) поле построенное в предыдущем запросе.
Решение задачи:
Создать запрос, добавив в него только предыдущий запрос (из него будут браться данные).
Вставить из него поля Дата и поле построенное в предыдущем запросе.
Выбрать на ленте или в контекстном меню команду Итоги (в запросе должна добавиться строка Групповая операция:)
Установить текстовый курсор в ячейку на пересечении этой строки и столбца, построенного в предыдущем запросе.
Щелкнуть в ней по кнопке выпадающего списка и выбрать из него функцию sum.
Закрыть запрос с сохранением.
Сохраните базу данных.
Работа за компьютерами
Учитель: Теперь, садимся за компьютеры и самостоятельно проделываем эту лабораторную работу.
Ученик: (выполняют лабораторную работу за компьютерами).
Итог урока, задание на дом.
Учитель: Итак, мы научились создавать запросы с вычисляемыми полями. Домашнее задание: Выполнить все пункты лабораторной работы и принести на следующий урок на съемном носителе. Урок окончен. До свидания!
Оценка_______
Учитель информатики________________/Рязанова Т.В.
Методист по информатике_______________/Волкова Т. И.
Протокол урока по информатике, проведенного студенткой 5-го курса 2 группы Сафаровой Э.Р. в 11 А классе 2 марта 2016 г.
Присутствовала: учитель информатики – Рязанова Т.В.
Самоанализ:
Урок проводился в 11Б классе. Класс довольно большой. Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием.
На урок были поставлены следующие цели:
- обучающие – изучение построения математического выражения в структуре запрос, групповых операций в запросах; практика работы с контекстным меню;
- развивающие – развитие у учащихся информационной культуры на примере освоения практики создания баз данных;
- воспитывающие – развитие концентрации внимания, а также воспитание интереса к предмету информатики.
Урок проводится в компьютерном классе. Формы и методы проведения урока: фронтальная лабораторная работа. Все мои действия осуществлялись за компьютером, ученики наблюдали их на проекторе. Все запланированное на данный урок было осуществлено. Ученики успешно справились с выполнением лабораторной работы.
Во время урока старалась следить за своей речью. Она была выразительна, яркая, что способствовало поддержанию интереса учащихся к уроку, голосом выделяла важные моменты, при объяснении теории точно использовала специальную терминологию.
Анализ учителя информатики Рязановой Т.В.
Организационный этап прошел складно: учитель и учащиеся приветствовали друг друга, кабинет готов к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя. Внимание учащихся обращено на учителя и урок. Учитель требователен, сдержан, собран к уроку.
Плавно с проговариванием вывода по пройденной теме учитель подготавливает учащихся к выполнению лабораторной работы.
Учащиеся принимают участие, в обсуждении новой темы опираясь на остаточные знания и текст учебника, что способствует эффективному восприятию и осмыслению нового материала; пониманию учащимися практической значимости изучаемого материала и его связь с современным положением и актуальностью темы.
Учащиеся получили конкретные представления по изучаемой теме, Учителем применяются приемы на развитие мышления, связанные с анализом частей темы, и складывание общей картины в последующем, синтез вывода по проблеме. А также приемов абстрагирования, приведение примеров из жизни, конкретизации. Ставятся эвристические, наводящие вопросы способствующие развитию мышления учащихся.
В целом можно говорить о том, что учащиеся усвоили связь между прошедшей и изучаемой темой, узнали для себя новые факты, термины, установили взаимосвязь и закономерности.
Оценка_______
Учитель информатики________________/Рязанова Т.В.
Методист по информатике_______________/Волкова Т. И.