«Осенний фестиваль знаний 2024»

Создание запросов с вычисляемыми полями

План - конспект урока по информатике. Урок посвящен объснению нового материала

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки








План - конспект урока

по информатике, проведенного 2.03.2016г.

в 11 Б классе МБОУ СОШ №7 г. Бирска на тему: «Создание запросов с вычисляемыми полями» студентки 52 группы физико-математического факультета БФ БашГУ

Сафаровой Э.Р.






Тема: «Создание запросов с вычисляемыми полями».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

- обучающие – изучение построения математического выражения в структуре запрос, групповых операций в запросах; практика работы с контекстным меню;

- развивающие – развитие у учащихся информационной культуры на примере освоения практики создания баз данных;

- воспитывающие – развитие концентрации внимания, а также воспитание интереса к предмету информатики.

Планируемые результаты обучения:

Ученик:

должен знать:

- алгоритм создания баз данных;

- как вызывается контекстное меню;

- для чего предназначена операция группировки;

должен уметь:

- запускать программу MS ACCESS и выходить из нее;

- строить математическое выражение в структуре запрос;

- использовать операцию группировки;

Формы и методы: фронтальная лабораторная работа.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программный пакет MS ACCESS.

Литература: Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов.  Семакин И.Г., Хеннер Е.К.


План урока

  1. Орг. момент 1 мин

  2. Подготовка 5 мин

  3. Построение вычисляемого поля 10 мин

  4. Работа за компьютерами 27 мин

  5. Итог урока, задание на дом 2 мин



Согласовано: Учитель информатики________________/Рязанова Т.В.


Методист по информатике_______________/Волкова Т. И.


Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

Ученик: Все на месте.

Учитель: Хорошо, спасибо. Ребята, как известно, базы данных нужны не только для хранения, но и для обработки данных. Одним из способов является создание вычисляемых полей в запросах на выборку. На примере этой лабораторной работе вы увидите, что этого способа иногда бывает достаточно для создания базы данных имеющей практическое значение. Сегодня мы будем рассчитывать и заносить в базу данные по продаже товаров и прибыли маленького магазина. В данной работе опущены многие подсказки по предыдущим темам. Вам самим предстоит решать какие поля делать ключевыми и т.п.

  1. Подготовка.

  1. Создайте базу данных Магазин

  2. Создайте таблицу Товар по приведенному ниже примеру.

код товара

товар

цена поставки $

1

монитор

150,00

2

винчестер

120,00

3

CD-ROM

70,00

4

халява

1,00

счетчик текстовый числовой типы данных


  1. Создайте таблицу Продажа товара по дате по приведенному ниже примеру

Примечание 1: после задания типа данных для поля наценка переведите текстовый курсор в поле Размер поля и с помощью кнопки выпадающего списка выберите режим Одинарное с плавающей точкой.

Примечание 2: после задания типа данных для поля дата переведите текстовый курсор в поле Формат поля и с помощью кнопки выпадающего списка выберите режим Краткий формат даты.

Код продажи

код товара

Количество

наценка

дата

1

1

5

0,2

04.10.99

2

1

5

0,2

05.10.99

3

2

2

0,2

04.10.99

4

3

10

0,2

04.10.99

5

4

2

0,02

02.10.99

Счетчик числовой числовой числовой дата/время типы данных


  1. Создайте таблицу Курс доллара по приведенному ниже примеру

Дата

курс $

04.10.99

25р.

05.10.99

26р.

06.10.99

27р.

02.10.99

24р.

03.10.99

0р.

дата/время денежный типы данных


  1. Используя команду Схема данных из меню Сервис свяжите таблицы Товар и Продажа товара по дате по полю код товара

  2. Создайте в режиме Конструктора запрос прибыль по дате за вид товара с полями товар из таблицы Товар и дата из таблицы Курс доллара.

ВНИМАНИЕ: Убедитесь, что в запрос вставлены сами эти таблицы.

Кроме того, для дальнейшей работы необходимо, чтобы в этот запрос была вставлена таблица Продажа товара по дате.

  1. Установите (перетаскиванием мыши) связь между полями Дата таблиц Продажа товара по дате и Курс доллара.

  2. Сохраните запрос под указанным именем.

  1. Построение вычисляемого поля

Наша задача (как видно из названия запроса) построить в следующем столбце данного запроса выражение для учета прибыли по виду товара за определенную дату в рублях. Для этого необходимо умножить столбец цен в долларах на курс доллара по датам умножить получившееся произведение на столбец коэффициентов наценки и умножить на количество проданного товара по дате.

Решение задачи:

  1. Откройте запрос прибыль по дате за вид товара в режиме конструктора.

  2. Установите текстовый курсор в строку Поле свободного столбца и щелчком правой клавиши мыши на нем вызовите контекстное меню.

  3. Выполните команду Построить

Примечание: появится диалоговое окно Построитель выражений (смотри рисунок).

  1. В данном диалоговом, открывая папки Таблицы и Запросы, а затем заданные таблицы и запросы, необходимо кнопкой вставить вставлять в окно нужные поля (из этих таблиц и строк), а также знаки необходимых математических операций.

  2. Подготовив выражение, как указано в описании ко второй части, нажать подтверждающую клавишу.

  3. Установить флажок (щелчком мыши) в поле Вывод на экран создаваемого столбца.

  4. Сохраните измененный запрос.

  5. Переведите текстовый курсор в начало строки Поле созданного столбца.

  6. Удалите название поля (Выражение1), сохранив двоеточие.

  7. Введите заданное название поля: прибыль по дате за вид товара

  8. На ленте выполните команду Режим таблицы

  9. Если построенное поле выводит данные закройте запрос с сохранением, иначе закройте без сохранения.

Мы добились учета прибыли магазина по виду товара за определенную дату. Теперь необходимо учесть полную прибыль магазина по дате. Для этого применяется функция группировки в создаваемом запросе. В такой запрос обычно вставляют поле или поля по которым будет производиться группировка и поле которое по этим группировкам необходимо учитывать. В нашем случае группировать мы будем по полю Дата а учитывать (применяя функцию суммы) поле построенное в предыдущем запросе.

Решение задачи:

  1. Создать запрос, добавив в него только предыдущий запрос (из него будут браться данные).

  2. Вставить из него поля Дата и поле построенное в предыдущем запросе.

  3. Выбрать на ленте или в контекстном меню команду Итоги (в запросе должна добавиться строка Групповая операция:)

  4. Установить текстовый курсор в ячейку на пересечении этой строки и столбца, построенного в предыдущем запросе.

  5. Щелкнуть в ней по кнопке выпадающего списка и выбрать из него функцию sum.

  6. Закрыть запрос с сохранением.

  7. Сохраните базу данных.

  1. Работа за компьютерами

Учитель: Теперь, садимся за компьютеры и самостоятельно проделываем эту лабораторную работу.

Ученик: (выполняют лабораторную работу за компьютерами).

  1. Итог урока, задание на дом.

Учитель: Итак, мы научились создавать запросы с вычисляемыми полями. Домашнее задание: Выполнить все пункты лабораторной работы и принести на следующий урок на съемном носителе. Урок окончен. До свидания!


















Оценка_______



Учитель информатики________________/Рязанова Т.В.

Методист по информатике_______________/Волкова Т. И.



Протокол урока по информатике, проведенного студенткой 5-го курса 2 группы Сафаровой Э.Р. в 11 А классе 2 марта 2016 г.

Присутствовала: учитель информатики – Рязанова Т.В.

Самоанализ:

Урок проводился в 11Б классе. Класс довольно большой. Данный урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием.

На урок были поставлены следующие цели:

- обучающие – изучение построения математического выражения в структуре запрос, групповых операций в запросах; практика работы с контекстным меню;

- развивающие – развитие у учащихся информационной культуры на примере освоения практики создания баз данных;

- воспитывающие – развитие концентрации внимания, а также воспитание интереса к предмету информатики.

Урок проводится в компьютерном классе. Формы и методы проведения урока: фронтальная лабораторная работа. Все мои действия осуществлялись за компьютером, ученики наблюдали их на проекторе. Все запланированное на данный урок было осуществлено. Ученики успешно справились с выполнением лабораторной работы.

Во время урока старалась следить за своей речью. Она была выразительна, яркая, что способствовало поддержанию интереса учащихся к уроку, голосом выделяла важные моменты, при объяснении теории точно использовала специальную терминологию.

Анализ учителя информатики Рязановой Т.В.

Организационный этап прошел складно: учитель и учащиеся приветствовали друг друга, кабинет готов к уроку, учащиеся стоя приветствуют учителя. Внимание учащихся обращено на учителя и урок. Учитель требователен, сдержан, собран к уроку.

Плавно с проговариванием вывода по пройденной теме учитель подготавливает учащихся к выполнению лабораторной работы.

Учащиеся принимают участие, в обсуждении новой темы опираясь на остаточные знания и текст учебника, что способствует эффективному восприятию и осмыслению нового материала; пониманию учащимися практической значимости изучаемого материала и его связь с современным положением и актуальностью темы.

Учащиеся получили конкретные представления по изучаемой теме, Учителем применяются приемы на развитие мышления, связанные с анализом частей темы, и складывание общей картины в последующем, синтез вывода по проблеме. А также приемов абстрагирования, приведение примеров из жизни, конкретизации. Ставятся эвристические, наводящие вопросы способствующие развитию мышления учащихся.

В целом можно говорить о том, что учащиеся усвоили связь между прошедшей и изучаемой темой, узнали для себя новые факты, термины, установили взаимосвязь и закономерности.










Оценка_______



Учитель информатики________________/Рязанова Т.В.

Методист по информатике_______________/Волкова Т. И.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее